Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.
Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным.
Использование игровых методик в дошкольном возрасте является одним из
основных средств взаимодействия педагога-психолога с детьми, так как игра
является ведущей деятельностью в данный возрастной период. Стремление рисовать
также присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о
развитии образного мышления и потребности выразить себя.
Поэтому при взаимодействии педагога-психолога с дошкольниками наибольшее
распространение получили различные варианты игровых и рисуночных методик.
При этом групповые формы взаимодействия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста позволяют:
– развивать ценные социальные навыки у детей;
– позволяют дошкольникам оказывать взаимную поддержку друг другу;
– дают возможность детям наблюдать результаты своих действий и их влияние на
окружающих;
– позволяют осваивать новые социальные роли;
– повышают самооценку ребенка и ведут к укреплению личной идентичности.
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих повышенный уровень внутренней и внешней агрессии.
Задачи программы:
– развить способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева;
– обучение способам отреагирования гнева в приемлемой форме;
– обучение приемам саморегулирования своего эмоционального состояния;
– формирование произвольного поведения;
– развитие коммуникативных навыков;
– стимуляция у детей гуманных чувств по отношению к сверстникам;
– формирование способности использовать агрессивные действия в социально
желательных целях;
– снижение тревожности, формирование доверия к миру;
– формирование позитивных эмоций, положительной самооценки, повышение
самоуважения, укрепление чувства взрослости.
Критерии эффективности программы:
– снижение уровня внутренней и внешней агрессии ребенка;
– снижение тревожности;
– повышение уверенности в себе;
– улучшение взаимоотношений ребенка со сверстниками.
1-й этап – диагностический.
В него вошли: метод наблюдения, проективная методика “Рисунок несуществующего
животного” (РНЖ), Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят для
данного этапа, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у
детей старшего дошкольного возраста.
Метод наблюдения помогает получить полную информацию для предварительного
психологического анализа особенностей поведения детей.
Методика РНЖ – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики
агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и
психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и
проанализировать характер и вид агрессии, присущий ребенку.
Цветовой тест Люшера, методика, позволяющая выявить индивидуально – личностные
свойства и нюансы эмоционального состояния человека. Тест доступен для
психодиагностики детей старшего дошкольного возраста.
Описание методик диагностики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста представлены в Приложении 1.
2-й этап – практический.
Программа состоит из 12 занятий по 30–40 мин каждое. Занятия проводятся с
одной группой один раз в неделю. Программа рассчитана на детей старшего
дошкольного возраста (5–6 лет). В каждой группе 8–10 детей.
Все занятия состоят из трех частей: вводная часть, основная, заключительная.
В вводную часть включены приветствие, игры и упражнения, способствующие
разогреву группы и настрою детей на занятие.
Содержание основной части – знакомство детей с теоретическим материалом, игры
и упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию
эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Заключительная часть включает игры, направленные на сплочение группы,
упражнения на релаксацию, итог занятие, прощание.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу, на подушках с гранулами (для сенсорной комнаты).
Условия проведения занятий:
1) принятие ребёнка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс, продуктивную
деятельность ребенка;
3) игра и продуктивная деятельность не комментируется взрослым;
4) в любой игре и рисуночной методике ребёнку предлагается возможность
импровизации.
Тематическое планирование и примеры проведения занятий представлены в Приложении 2 и в Приложении 3.
3-й этап – контрольный.
По окончании цикла занятий проводится повторная психодиагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста для определения эффективности психопрофилактического и развивающего взаимодействия с детьми.
Дальнейшая перспектива деятельности педагога-психолога в данном направлении может быть связана с сотрудничеством с родителями и педагогами:
1. Знакомство родителей и педагогов с индивидуальными особенностями агрессивного
ребенка (мини-лекция на родительском собрании, информационный лист).
2. Консультирование родителей и педагогов по проблемам агрессивного поведения
детей.
3. Проведение семинаров для родителей и педагогов на тему: “Взаимодействие с
агрессивными детьми”.
4. Информирование родителей о работе психологических центров, оказывающих
психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и их родителям в
профилактике и преодолении отклонений в развитии ребенка.
Список литературы:
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2011.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 2010.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2009.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Материалы для работы с плакатами “Как я справляюсь со своим гневом”. Издательство “Речь”, 2005.
- Лютова-Робертс Е., Монина Г. Игры для задиристых детей. Издательство “Речь”, 2011.