С каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения, которые являются следствием недоразвития такого интегративного качества, как “овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”: ребёнок не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми,(не умеет договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Родителям и воспитателям обычно дают совет: как можно больше разговаривать с ребенком. Родители стараются беседовать с малышом при любой возможности, но он продолжает чаще изъясняться жестами. Работая с детьми, я заметила, что дети, у которых недостаточно развита речь, практически всегда страдает мелкая моторика, и они хуже справляются с заданиями по изобразительной речи. В чем же связь развития речи ребенка с его успехами в изобразительной деятельности.
В ходе эволюции человека движения руки, ее пальце, тесно связывались с речевой функцией. Сначала общение происходило с помощью жестов. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словестная речь, но она ещё долго была связана с жестикуляторной деятельностью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались из поколения в поколение, человек выполнял руками все более тонкую работу. В связи с этим увеличивалась проекция кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие функции руки и речи у человека шли параллельно. Примерно таков же характер развития речи и у ребенка. Сначала развиваются движения пальцев руки. Когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи.
Работая с детьми на группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в изобразительной деятельности, я решила попробовать в своей практике нетрадиционную методику – криотерапию.
Криотерапия – контрастная терапия.
Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.
Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изодеятельности и как следствие, улучшает процесс развития речи, .
Методика проведения криотерапии.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
3. Развитие тактильной чувствительности:– растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.
Необходимо помнить и о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание);
– очень гибким детям.
Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.
Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед непосредственно образовательной деятельностью.