Конспект занятия НОД по художественной деятельности в подготовительной группе. Тема: "Украшение хантыйским орнаментом одежды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные области.

(Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество.)

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о народных промыслах родного края.
  2. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании для самостоятельного украшения одежды).
  3. Воспитывать в дошкольниках такие качества, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре, и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней.

Словарная работа: Малица, нырики, кисы, “хорей” “ромб”, “нарты”, сахи, наст, “крыло чайки”, “ушки молодого зайца”, “охотник”.

Предварительная работа: Рассматривание презентации и иллюстраций с одеждой, орнаментами, прорисовка орнаментов, подвижные игры народов севера чтение легенды А. М. Конькова “Откуда северное сияние пошло” и д.р, загадок об орнаментах.

Методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, слайдов); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративного изображения и материалов (карандаши, фломастеры) для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно – мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); жест руки (ребенок показывает элементы узора, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). Обследования, наглядный, словесный, практический, проблемно-мотивационный, “жест руки”, эвристический.

Материал и оборудование. Презентация. Музыкальное сопровождение этнической композицией. Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды. Гимнастические палки.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, мне недавно прислали иллюстрированную картинку. Я ни как не могу вспомнить, какую из легенд она мне напоминает? Может, вы мне подскажете?! Давайте вспомним.

Дети анализируют изображение и приводят свои доводы, о том, из какой легенды изображение. Вспоминают сюжет легенды “Откуда северное сияние пошло”.

Девушка Вечерина спасла маленького олененка. Вырос олененок и стал красивым, могучим Белым Оленем. Не расстались Белый Олень и Вечерина, а вместе взвились высоко-высоко в поднебесье. Касался неба Белый Олень своими украшенными рогами – полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них – и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния. Как радовались люди! Одевали свои самые красивые одежды и выходили на улицу танцевать. Но злой Болотных Дух – Камполэн, не выносил, когда люди радовались. Превратил он все одежды в простые, черного цвета и пропала радость. Может мы с вами попробуем победить злого Камполэна и снова превратим одежды в красочные, вернем им краски северного сияния?

Получает согласие детей.

Дети. Конечно, мы помним эту легенду. Мы согласны помочь. Все вместе мы, конечно, сможем победить Камполена. Мы все вместе вернем краски северного сияния и раскрасим одежды в яркие орнаменты.

Подвижная игра “Олень и охотник”.

Дети становятся по парам. Один исполняет роль “Оленя” (руки вверху, около лба, скрестить ладони рук), а другой исполняет роль “Ханта” (в руках “хорей”). “Олень” двигается вперед, “Охотник” за ним следом подгоняет его и говорит “Эге – гей, мой друг, СВЕРНЫЙ ОЛЕН”. Движения выполняются под музыку. Проигрывается 1–2 раза.

Дети проходят и садятся на диванчик.

Основная часть.

Показ презентации детям.

Давайте вспомним узоры народов манси.

Как они называются и как изображаются?

Дети вспоминают название узоров и их изображение: “прямая линия” изображает “прямой след”, “прямой путь”, “прямая тропа”. Ромб изображает жизненно важные органы “голову” и “сердце”. Еще есть орнаменты: “ушки молодого зайца”, “охотник”, “глухарь” и другие.

Воспитатель: Какую одежду и обувь носили ханты и манси?

Ответы детей. Мужчины Ханты носили малицу, а женщины сахи, сшитую из оленьей шкуры. Они носили теплые шапки. Еще носили обувь: зимнюю – кисы и летнюю – нырики. У них зимой были теплые варежки, которые они пришивали к одежде.

Дети проходят и присаживаются за столы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поможем вернуть одежде красочный наряд. Перед вам лежит черно-белое изображение женщины и мужчины Хант. Вам нужно дорисовать недостающие элементы декорирования одежды и украсить ее замечательными орнаментами “заячьи ушки” и “охотник”. Но перед тем как вы приступите к оформлению рисунка, давайте сделаем разминку для пальчиков.

Физкультурная минутка “Мои тундра”.

(По отрывку из стихотворения Василия Ледкова “Моя тундра”.) 

Ты еще не видел чуда – (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем.)
В нашей тундре не был? (Разводят руки в стороны и удивляются.)
Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок.)
Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в “замочек” – круговые вращения.)
Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу.)
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок.)
Здравствуй! (Развести ладошки вертикально.)

Воспитатель. Тогда за работу. Для работы нам понадобятся карандаши и фломастеры. Возьмите их и смело приступайте к украшению одежды.

(На фоне тихой спокойной музыке проходит самостоятельная работа детей.)

Заключительная часть.

Повторение изученного и обсуждение нового.

Воспитатель. Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! Как называется легенда, которую мы с вами сегодня обсудили? Из чего состоит орнамент? Как называется женская и мужская одежда у хантов? Какой орнамент изображен на женской одежде, а на мужской?

Подведение итогов.

Думаю, что даже Камполэну – Болотному Духу не под силу испортить такую красоту. Переливчатое многоцветье красок мы перенесли на одежду, как-будто цветное небо там отразилось. Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями.

(Оформление выставки детских работ.)

Фотографии. Приложение 2.