Внеклассное мероприятие по музыке. Тема: "Добрая река детства комозитора В.Я. Шаинского"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, “досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно грубая оболочка”. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем: “Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет”.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении.
  • Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общекультурное направление внеурочной деятельности способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Кружок “Домисолька” знакомит с миром музыки.

Рекомендации: можно использовать данный материал на уроках музыки и внеклассных мероприятиях для младших школьников.

Цель урока: сформировать представление о жизни и творчестве В. Я. Шаинского.

Задачи:

  • образовательная – познакомить с музыкальными произведениями и биографией В. Я. Шаинского;
  • коррекционно-развивающая – развить вокально-хоровые исполнительские навыки, развить мелодический слух и музыкальную память в процессе различения песен по их звучанию, расширить пассивный и активный словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
  • воспитательная – воспитать интерес и любовь к детской авторской песне и музыкальной культуре через различные формы музицирования, воспитать чувство коллективизма и ответственности.

Планируемые результаты (предметные).

Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыкальных произведений к мультфильмам. Познакомить учащихся с музыкой В. Шаинского, написанной для мультфильмов “Чебурашка”, “Старуха Шапокляк”, “Незнайка”, “Трям! Здравствуйте!”, “Крошка Енот”.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные).

Познавательные УУД. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Музыкальный материал: детские песни В.Я. Шаинского.

Пособия: книги “ Крокодил Гена и другие” (Э.Успенский), “Незнайка” (Н.Носов)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное внеклассное музыкальное занятие. Звучит песня “Учат в школе” (Презентация. Слайд 2)

Учитель: Ребята, вы узнали эту песню?

Ученики: Да.

Учитель: А когда вы обычно её слышите, на каком празднике?

Ученики: На празднике 1 сентября.

Учитель: А кто её написал?

Учитель: Автор этих слов – Михаил Пляцковский, а музыку на эти слова сочинил – композитор Владимир Яковлевич Шаинский. (Слайд 3.)

2. Сообщение темы занятия.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о замечательном композиторе, педагоге, артисте и общественном деятеле В. Шаинском, тема нашего занятия “ Добрая река детства композитора В.Я. Шаинского”. (Слайд 4.)

Владимир Яковлевич родился 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. (Слайд 5.) Родители к музыке никакого отношения не имели: отец – Шаинский Яков Борисович, химик; мать – Шаинская Ита Менделевна, биолог. Кто – то в доме первым обнаружил музыкальные способности Володи; в три года он уже исполнял любую услышанную им мелодию. И родители решили учить его музыке. С 9 лет Володя начал посещать музыкальный кружок, где занимался в классе скрипки, затем поступает в музыкальную школу, а в 1949 году окончил Московскую государственную консерваторию и становится скрипачом (Слайд 6). Но с самого детства в нем жила потребность создать свою собственную музыку и это желание сбылось, когда появилась детская программа на радио – “Радионяня”. (Слайд 7.) В 1962 году (ему было уже 36 лет) он поступает на композиторский факультет, который он закончил за 3 года (а все учились 5 лет). Более 20 лет он писал песни для взрослых: “ Не плачь девчонка”, “Травы – травы”, ““Идёт солдат по городу”, “Лада” (слушаем по 1 куплету) – поют и сейчас. Но жизнь не стоит на месте и В.Я.Шаинский начал писать музыку для кинофильмов, в основном для мультфильмов. И здесь его ждал огромный успех.

Вы все знаете этот мультфильм, в котором главный герой поет эту песню. Кто он? (Слайд 8.) Все песни, которые сегодня прозвучат, я предлагаю вам исполнять вместе с героями мультфильмов.

Ученики: Эту песню поет общительный и добрый крокодил Гена из мультфильма “Чебурашка”.

Учитель: Молодцы. Особенно большую популярность имеют персонажи сказок Эдуарда Успенского – Чебурашка и его друзья. Шаинский исключительно точно проработал персонажей Успенского с музыкальной точки зрения, и песенки Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк стали неувядающими хитами. Вы можете прочитать книгу “Крокодил Гена и другие” (показываю книгу). Послушайте внимательно и скажите: Кто поет эту песню и в каком мультфильме она звучит? (Слайд 9.)

Ученики: Эта песенка Крокодила Гены про голубой вагон из мультфильма “Старуха Шапокляк”.

Учитель: Ребята, а из какого мультфильма эта песня и кто ее поет? (Слайд10.)

Ученики: Эта песенка про кузнечика, а поет ее Незнайка.

Учитель: Придумал этого героя детский писатель Н.Носов. В школьной библиотеке есть книга Н.Носова “ Незнайка” (показываю книгу).

Посмотрите на этот слайд и скажите, какую песню они исполняют и в каком мультфильме она звучит. (Слайд11.)

Ученики: Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме “Трям! Здравствуйте!”

Учитель: Отгадайте загадку.

Я такой единственный
Маленький, таинственный
На других я не похож
Меньше я, ну и что ж
У меня есть друг большой
И с огромною душой.
Он всегда со мною тут
Его Геною зовут.

Ученики: Это Чебурашка – добрый и доверчивый, большеухий и большеглазый.

Учитель: Он тоже умеет петь. Сейчас мы послушаем песенку Чебурашки. (Слайд 12.)

3. Творческая работа.

Учитель: А теперь мы с вами сделаем эту поделку “Чебурашка”. (Слайд 13.) У вас на партах уже лежат детали .Начинаем работать (показываю и объясняю ход работы).

Ученики: Выполняют работу

Учитель: Молодцы! Вы аккуратно выполнили работу и можете взять Чебурашку на память.

4. Итог занятия.

Учитель: С каким композитором мы познакомились?

Ученики: С композитором В.Я. Шаинским.

Учитель: Чем известен этот человек?

Ученики: Он сочиняет музыку для детских песен.

Учитель: Композитор Владимир Шаинский – живой классик нашего времени. На его песнях выросли миллионы детей. Он пишет, настоящие хиты, которые популярны вот уже несколько десятков лет. Я надеюсь, что вы никогда не расстанетесь с этими замечательными песнями, и они будут вместе с вами, даже тогда, когда вы станете взрослыми, и у вас будут свои дети, которым, так же как и вам, будут нравиться песни Владимира Шаинского. (Слайд 14.)

А сейчас встали, улыбнулись друг другу и выходим из класса под песню из мультфильма “Крошка Енот”. (Слайд15.)

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: “Советская энциклопедия”, 1969–1978.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. – М.: Музыка, 2005. – 461 с.
  3. Музыкальная энциклопедия: В 6 т.– М.: “Советский композитор”, 1973 – 1982.
  4. Сборник детских песен В.Я.Шайнского. – М., 1984.
  5. Интернет ресурсы.