Согласно образовательной программе школы, цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Согласно концепции модернизации российского образования, цель общеобразовательной школы связна с подготовкой разносторонне развитой личности гражданина, способной:
- ориентироваться в системе ценностей, в потребностях современной жизни;
- осуществлять самостоятельный жизненный выбор;
- адаптироваться в новых социально-экономических условиях;
- осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.
Такая цель образования провозглашает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, “инструментам” целостного становления и развития личности.
Все знают, какую роль играет семья в духовно-нравственном развитии личности ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер. В семье формируется привычки поведения, трудолюбие, эмоциональное настроение. Часто сталкиваемся с тем, что у курящих родителей – курящие дети, ребёнок, не приученный дома к труду, не убирает в классе, плохое настроение и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого использую различные формы и методы работы: родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы, консультации и посещение семей проблемных детей. Достигнуть успеха в воспитании учащихся возможно при индивидуальном подходе к родителям, только при наличии контакта с семьёй. Знакомство с семьёй начинается с анкеты, (в 5 кл.), диагностической карты, где есть не только информация для заполнения страниц школьного журнала, но и освещены вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия воспитания своих учеников (с кем ещё ты проживаешь, есть ли у тебя любимые домашние животные, чем ты занимаешься в свободное время, какие кружки, секции посещаешь).
Вторая часть анкеты содержит вопросы для родителей (особенности характера вашего ребёнка, на что обратить внимание при общении с вашим ребёнком, медицинские показания, какую помощь в учебно-воспитательном процессе вы сможете оказать классу и школе?). Большую помощь оказывают переданные из начальной школы карта семьи ребёнка, психолого-педагогическая характеристика учащегося. Изучение семьи ученика помогает ближе познакомиться с детьми, понять стиль жизни семьи, её уклад.
От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит многое. Но не всегда ещё родители идут на желаемый контакт. Есть ещё родители, которые плохо понимают свои обязанности. Им необходимо самим особое внимание и помощь. Родительский комитет класса работает в соответствии с планом учебно-воспитательной работы классного руководителя и школы. Родительский комитет участвует в организации бесед с учащимися: так например, были проведены родителями беседы:
1. Знаешь ли ты ПДД?
2. Гигиена мальчиков и девочек.
3. ЗОЖ и профилактика наркозависимости у подростков.
На родительских собраниях обсуждались темы толерантности в условиях модернизации образовательного процесса, а также были организованы лекции и беседы по темам:
1. Плохие привычки – это наследственность или влияние социума?
2. Возрастные кризы.
3. Роль семьи в воспитании ребёнка.
4. “За” и “против” школьной формы.
5. Компьютерные игры. Плюсы и минусы.
6. Режим дня школьника.
7. Рабочее место не только успех, но и здоровье.
8. Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?
9. Территория общения отцов и детей: понять, помочь, поддержать.
Члены родительского комитета помогают в организации походов в театр, музеи, культурно развлекательные центры, каток “Арена”, решают вопрос с транспортом для экскурсий, по мере необходимости, ремонтом класса, вместе с детьми организуют озеленение класса.
Также родители принимают участие вместе со своими детьми в спортивных соревнованиях “Веселые старты”, выпуске тематических стенных газет, конкурсах, игровых программах “Мастерим вместе”, совместных праздниках, помогают в проведении классных часов по темам; “От вредной привычки к болезни всего один шаг”, “Папа – верный друг в дороге жизни”, “Профилактика травматизма” и т.д., участвуют в совместных социальных ИКТ проектах. Так совместно с родителями были подготовлены презентации проектов по теме “Экология жизни”, “Здоровый Курск – город будущего”, “Будущее моего города. Я здесь живу”. Совместная работа взрослых и детей формирует социальный опыт обучаемых в труде и общении, способствует интеллектуальному росту обучаемых, расширяет кругозор, как в области предметов, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть свой творческий потенциал.
Многие родители сетуют на недостаток времени в воспитании своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим. Ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т. д. Поэтому классный руководитель организует индивидуальные беседы, выступления, тематические родительские собрания, на которых даются советы и рекомендации родителям, как правильно организовать воспитание ребёнка. За активное участие в делах класса и школы, помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе, родителям объявляется благодарность в виде грамот, благодарственных писем, благодарственных записей в дневнике ученика. Основными воспитателями своих детей являются родители. И какую бы мы сторону развития и воспитания детей не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль на разных этапах развития ребёнка играет семья. Поэтому считаю, что каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия работы с родителями. Успех гарантирован в том случае, если будут заинтересованы обе стороны. Родители на вопрос “что вы ждёте от школы?” отвечают:
1. Высокий уровень образования.
2. Сохранение психологического и физического здоровья детей.
3. Повышение культуры общения.
Поэтому целью своей работы в условиях модернизации образовательного процесса считаю:
1. Объединить усилия семьи и школы.
2. Формировать единое воспитательное пространство.
“Семья – школа” Направления в работе: 1. 1. 1.
1. Повышение информационно-коммуникативной культуры обучаемых.
2. Пропаганда ЗОЖ.
3. Развитие духовно-нравственной культуры учащихся.
Различные статьи педагогические методики по работе с родителями предлагают нетрадиционные формы работы: родительские встречи, тренинги, ринги, вечера, чтения с приглашением школьного психолога, который даёт рекомендации по взаимодействию с каждым ребёнком в каждой проблемной семье. Но, к сожалению, родители не активны в плане этой работы. Следует отметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему модернизации образовательного процесса, развития личности ребёнка, но применяя любую воспитательную технологию модернизации, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: “Прежде всего – не навреди”. Детская память уносит с собой во взрослую жизнь не только знания по учебным предметам, но и облик школы, учителей, одноклассников. Забывается многое, но образ детства остаётся в памяти.
Считаю, что основная цель модернизации системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, государства, общества. Успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Однако, ни одна даже самая совершенная воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога и семьи.
Нравственное воспитание оставалось и остается одним из важных направлений в условиях модернизации образования. Родители не только дали жизнь ребенку, но и с их личностью связано первичное духовное становление детей. Своим поведением, образом жизни семьи родители преподают ему самый важный жизненный урок, закладывая и развивая его трудовые, нравственно-этические и общественно-политические качества гражданина.
В воспитании все должно складываться на личности воспитателя. К.Д. Ушинский писал: “Только другая личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер”.
Совместно с родительским комитетом класса разрабатываем и представляем на родительском собрании план работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию ребенка, так как не всегда еще реализуются наши благие намерения. В руках учителей и родителей те бесконечные возможности, которые дает школа жизни: отношение людей друг к другу, к обществу, ко всему, что вокруг нас. Это совместное участие родителей и детей в акциях милосердия и добра, посещение семей ветеранов, трудовые десанты, экскурсии по местам боевой славы, участие в социальных проектах, конкурсах, фотоконкурсах, посвященных Дню матери, Дню отцов, Дню пожилого человека, Дню защиты детей, Дню здоровья и т.д.
В условиях модернизации образовательного процесса такие совместные мероприятия способствуют не только формированию личности обучаемых, но и учат самоутверждению человека, стимулируют его социальную, творческую активность, раскрывают индивидуальность.
Осуществляя воспитательный процесс, пользуюсь многими педагогическими технологиями (технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического разрешения конфликта, технология этической беседы, организация групповой воспитывающей деятельности), но отдаю предпочтение технологии создания ситуации успеха, что, несомненно, способствует совершенствованию работы с родителями.
Считаю, что условия эффективности воспитания учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации школы состоят из:
1. качественного плана воспитательной работы класса, плана работы с
родителями;
2. ведения картотеки индивидуальной работы по развитию личности;
3. разнообразия совместной деятельности семьи и школы;
4. благоприятного социально-психологического климата в школе и дома;
5. уважительных отношений между родителями, классным руководителем обучаемых.
Итогом воспитательной работы по гуманистическо-культурологической концепции считаю рост потенциалов нравственного, учебного, эстетического, физического, личностного за последние годы работы.
“Дети одинаковы, точнее равны. Они равны и одинаковы перед добрым и худым, и поначалу походят на промокашки, впитывая в себя что грамотно или безобразно написано родителями”, – писал детский писатель А. Лиханов.
Мудрые мысли:
Учитель, помни! Дети учатся у жизни!
– Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
– Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
– Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
– Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
– Если он растет в терпимости, он учится принимать других.
– Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
– Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
– Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
– Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Пусть это будет тебе руководством в работе, классный руководитель!
Памятка родителям о воспитании детей.
Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и
недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте
себя на его место.
6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя
сильным, умелым, удачливым.
7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в
пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
Памятка классному руководителю в воспитании детей.
1. Не скупитесь на похвалу.
2. Не создавайте конфликтных ситуаций.
3. Следите за внешностью и поведением.
4. Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
5. Любить ребенка таким, каков он есть.
6. Уважать в каждом ребенке личность.
7. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
8. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
9. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
10. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
11. Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.