Раздел 1.
1.1. Общие положения.
Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.
Речь имеет очень большое значение для умственного развития. Дети, не умеющие говорить, отстают в своем развитии. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт.
На занятиях в детском саду и в повседневном общении педагоги уделяют большое внимание речевому развитию ребенка: упражняют детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учат их, говорить достаточно громко, не спеша, развивают фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей,– все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Таким образом, в воспитании и образовании маленьких детей большое значение имеют тесные контакты дошкольного учреждения и семьи. При этом наиболее полно пользуются педагогические возможности, обеспечивающие становление личности ребенка, создаются условия, необходимые для всестороннего гармонического развития детей.
1.2. Актуальность.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко, и доступно не только педагогу, но и родителям.
Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с родителями направленную на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи ребенка, зависит благоприятное в дальнейшем развитие не только речи, но и мышление ребенка.
1.3. Цель.
Организовать совместную работу педагогов с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.
1.4. Задачи:
- Провести диагностику для определения уровня развития речи детей в семье.
- Разработать программу, включающую основные направления и содержание совместной работы воспитателя и родителей по развитию речи детей дошкольного возраста. Расширение средств и методов работы с родителями.
- Обеспечить информационное просвещение и обучение родителей по проблеме развития речи детей.
- Привлечение родителей к активному участию в организации и проведении утренников, развлечений.
- Демонстрировать положительный опыт развития речи детей в семье.
1.5. Главные идеи.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Таким образом, совместная работа воспитателей и родителей по развитию речи даст положительные результаты в работе с детьми.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Программа содержит материал, помогающий родителям достичь того уровня знаний и умений, которые им необходимы для совместной работы с ДОУ по эффективному развитию речи детей. Она определяет основные задачи, а также план действий и реализацию в течение 3 лет.
Раздел 2.
Основные принципы программы:
- Принцип непрерывности целостности – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях возраста.
- Принцип вариативности – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи.
- Принцип активности и партнерства, служит предпосылкой эффективного взаимодействия.
Раздел 3.
3.1. Формы работы.
Формы взаимодействия педагогов (воспитателей, логопеда, психолога, музыкального руководителя) и родителей: родительские собрания, КВН, дискуссии, “Круглый стол”, презентация опыта семейного воспитания, индивидуальная работа, консультации, семинары, семинары– практикумы, диагностики, анкетирования, тренинги, печать в СМИ.
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников: познавательная деятельность: творческие отчеты, конкурсы, выставки;
Досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, походы, экскурсии, игровые программы, развлечения, утренники).
3.2. Ожидаемые результаты.
- Педагогическая поддержка семье по проблеме развития речи детей.
- Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.
- Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.
- Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.
- Созданная система должна повлиять на уровень развития речи детей.
3.3. Оценка предполагаемых результатов:
- Анкетирование и диагностика по развитию речи детей в семье.
- Участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.
3.4. Предмет исследования
:Развитие речи у детей дошкольного возраста.
3.5. Объекты программы:
Дети дошкольного образовательного учреждения.
Семьи детей, посещающих ДОУ.
Список литературы:
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей.– М.: Центр педагогического образования, 2009 г.
- Герасимова А. Развиваем речь ребенка от рождения до семи лет.– М., 2012 г.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения. – Ростов– на Дону: Феникс, 2010 г.
- Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.– М.: Центр педагогического образования, 2012 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Творческий центр, Сфера, 2011 г.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2009 г.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. _ М.: Мозаика – Синтез, 2012 г.