Повышение орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


УРОКИ РОДНОГО ЯЗЫКА...

Что может быть, казалось бы, интереснее и увлекательнее для пытливого детского ума?

С первых лет своей жизни слышит ребёнок живую родную речь, с каждым днём обогащается запас слов, всё новые и новые богатства черпает ребёнок из общения с окружающими людьми.

И вот он в школе... Первые уроки в жизни каждого ученика – это уроки родной речи. Первая буква, первое прочитанное, а затем и написанное слово, первый рассказ... Но вот первое правило и первое исключение из него; первые ошибки, подчёркнутые красными чернилами учителя. Начинается изучение грамматики, интерес к которой у ученика постепенно падает, если учитель не показывает её практическое назначение. В результате уроки родного языка становятся неинтересными с точки зрения довольно многих школьников.

В чём беда? Где корни этой нелюбви к урокам грамматики? Конечно, не в самой грамматике, а в той схеме, к которой сводятся в большинстве случаев уроки родного языка, в отрыве обучения языку от жизни – в изучении грамматики ради грамматики.

Важнейшим условием пробуждения интереса ученика к грамматике, условием, которое, прежде всего и определяет успех работы учителя русского языка, является разъяснение школьникам практической необходимости в знаниях, привлечение их к активной деятельности на уроках.

На мой взгляд, повышается интерес учащихся к урокам, когда учитель показывает стилистическую роль изучаемой грамматической категории, тесно связывает уроки русского языка с уроками литературы, учитывает и опирается на знания, полученные в начальных классах, и привлекает учащихся к подбору дидактического материала.

Активность детей во всех этих случаях бывает самой большой, и повышение успеваемости становится заметным.

Остановлюсь на каждом из этих путей активизации деятельности учащихся.

ПОКАЗ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ РОЛИ ИЗУЧАЕМОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Изложение программного материала не следует ограничивать примерами из учебника, оно должно быть основано на стилистических и лексических упражнениях, касающихся данной темы, взятых из живой речи, из лучших образцов художественной литературы и публицистики, на упражнениях, стимулирующих развитие не только грамматического, но и логического мышления учащихся. Это требование стараюсь применять как можно чаще.

Например, первый урок по теме «Имя прилагательное». Учитель ставит перед классом вопрос о том, что известно ученикам об имени прилагательном. Учащиеся вспоминают, что имя прилагательное – это слово, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Но они ещё не знают, какова роль прилагательного в живой речи, какова его стилистическая и смысловая функция. И вот тут-то перед учителем возникает задача вооружения учащихся лексическими и стилистическими знаниями.

Прилагательные обозначают признаки предметов. А что же такое признаки предметов? Представляют ли это дети? Нет, кроме эпитетов-признаков хороший, плохой, пятиклассники обычно не могут дать другой оценки, например, ответа товарища, состояния своей тетради, состояния сегодняшней погоды, характера просмотренной кинокартины или прочитанной книги. Всё имеет только один признак – «хорошо» или «плохо». Прилагательное ученик прошёл, а использовать его богатую стилистическую и смысловую роль в речи не может.

Чтобы добиться понимания и употребления учениками смысловой, а также стилистической функции имён прилагательных, нужна кропотливая с классом работа.

Ставятся вопросы: Какие же бывают признаки у предметов? Учащиеся выясняют, что признаками предметов являются: цвет, материал, размер, качество. Но этого, конечно, недостаточно, чтобы показать всё богатство нашего языка для обозначения признаков предмета с помощью имён прилагательных.

Берём существительное пальто. Предлагаю классу подумать, сколько можно указать признаков этого предмета. Дети задумались. Большинство считает, что пальто может иметь... один признак, наиболее решительные называют два, одиночки – три. При проверке оказывается, что все признаки одного порядка: зелёное, красное, синее пальто.

Учитель делает большое открытие для детей, показывая, что существительное имеет не один, не два, а много признаков. Подбираем прилагательные к слову пальто ( разные по значению признаки). Понятие разные признаки многие учащиеся неясно представляют, поэтому называют разными такие определения: папино, мамино, бабушкино пальто. Следует предупредить этот недочёт в мышлении школьников, показав, что все эти определения одного ряда – принадлежности.
На доске и в тетрадях учеников появляется запись:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ-ПРИЗНАКИ К СЛОВУ  ПАЛЬТО

по цвету: синее, зелёное
по материалу: суконное, меховое
по времени носки: новое, старое
по сезону: летнее, зимнее, демисезонное
по защите от холода: тёплое
по принадлежности: бабушкино, мамино
по возрасту владельца: детское
по полу владельца: мужское, женское
по внешнему виду: смятое, аккуратное
по фасону: модное, старомодное
по цене: дорогое, дешёвое
по размеру: узкое, широкое
по прочности: крепкое, ноское
по месту изготовления: орловское, московское
по оценке владельца: любимое, удобное, хорошее.

Такая работа показывает ученику богатство лексических возможностей нашего языка, помогает развитию их логического мышления ( видовое, синонимичность, антонимичность лексики), помогает обогащению речи учащихся.

СВЯЗЬ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Связь преподавания русского языка с уроками по литературе – следующая важнейшая сфера активизации уч-ся при обучении их родному языку. На каждом уроке учитель должен перебрасывать " мостик" от грамматики (со стилистикой и лексикой) к литературе, к тем произведениям , которые ученики читают, знают, изучают. Этого требует и программа и объяснительная записка к ней. Об этом напоминает и сам учебник: ведь почти все предложения для упражнений взяты из художественной литературы. 

В ЧЁМ Я ВИЖУ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Сделать урок эффективным можно, совершенствуя учебный процесс. Прежде всего, надо экономить время урока. Необходимо усовершенствовать проверку домашних заданий, систему тренировочных работ, словарную работу и др. Остановлюсь подробнее на указанных путях улучшения методов преподавания русского языка.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПРОСА

На своих уроках я обычно применяла так называемый уплотнённый опрос. Одни школьники отвечали по карточкам, другие – устно объясняли упражнение, третьи – исправляли, добавляли, обобщали. За добавление, исправление я ставила в особую тетрадь точки. Затем по совокупности ответов ставила ту или иную оценку. Но как ни старалась вовлечь весь класс в работу, отвечающие работали с напряжением, а остальные – с холодком. Опрос  затягивался, и напрасно расходовалось время. Ещё меня смущало то, что при опросе пишут предложения на доске 2-3 человека, а остальные отвечают устно. И так 15-20 минут каждый день. Практика показала, что устный опрос целесообразнее проводить, чередуя его с письменными заданиями. Кроме того, если я применяю уплотнённый опрос, то даю задание всему классу, а по аналогичным вопросам отвечают 2-3 ученика. Для письменной проверки использую небольшие диктанты, предлагаю уч-ся составить предложения по карточкам. ТЕМА УРОКА «ПРИДАТОЧНОЕ УСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Прежде всего, задаю классу вопрос: Всегда ли мы можем совершать прогулку? – и прошу составить сложноподчинённое предложение, где придаточное будет обозначать условие, необходимое для прогулки. Вызванная ученица записала на доске предложение. Если будет хорошая погода, мы пойдём на прогулку. Графически выделила придаточное, поставила от главного предложения к придаточному вопрос. Дети легко сделали вывод о том, что обозначает придаточное условное. Пока школьники читали по учебнику заданный параграф, я вывесила плакат с текстом, по которому наметила ознакомить уч-ся с союзами условного предложения. Всякое дело нужно делать хорошо, коли взялся за него. Раз дал слово, то держись. Не будь его с нами, заблудились бы в лесу. В результате анализа данных предложений были выделены союзы, с помощью которых присоединяется придаточное условное к главному. Затем уч-ся с этими союзами составляли (устно) свои примеры. Далее школьники должны были выполнить задание, написанное на доске во время перемены, – закончить сложное предложение, добавить к нему придаточное с указанным союзом: Водой холодной обливайся, если... Эта берёза скоро вырастет, коль... Наконец, уч-ся небольшой объяснительный диктант, в котором определяют вид придаточных: 1. Когда мы приехали в колхоз, солнце уже село. 2. В тот день, когда я готовилась к отъезду, был дождь. 3. Сын спросил отца, когда он поедет за город.

ПРОВЕРКА ПИСЬМЕННОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Домашнее задание необходимо для самостоятельного осмысления материала учениками. Однако характер его должен быть таким, чтобы все учащиеся, в том числе и слабые, могли его выполнить.

Домашние задания я обычно даю небольшие, например: списать не всё упражнение, а лишь 5-6 предложений, разобрав одно из них по членам предложения; выписать предложения определённого типа из литературного произведения (при этом конкретно указывая главы, страницы); составить или выписать из любого текста предложения по данным схемам ; продолжить предложения; написать изложение, сочинение (по частям с последующей проверкой на другом уроке). Для последних двух работ даётся несколько дней.

РАЗНООБРАЗИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ РАБОТ

Сокращение опроса, проведение его в основном попутно с объяснением и закреплением материала высвобождает время для проведения самых разнообразных тренировочных упражнений. Из них я применяла преимущественно такие, которые требовали самостоятельности уч-ся: это творческий диктант, ответы на вопросы литературных произведений ; составление рассказа по картине с грамматическим заданием; составление предложений по аналогии; написание деловых бумаг и др. При обобщении видов придаточных уч-ся было предложено ответить на вопросы по биографии А. М. Горького. Вопросы составлены таким образом, чтобы в совокупности уч-ся могли составить все виды придаточных предложений:
Почему М. Горький выбрал себе такой псевдоним?  Привожу примерные ответы уч-ся. А. Горький выбрал себе такой псевдоним потому , что детство и юность у него были горькими.

В другой раз для целей творческого диктанта использовалась картина Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы». Цель диктанта – закрепить расстановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. На доске заранее записан текст (первое предложение и нужный знак). Ученики должны дописать по смыслу второе, третье и др. предложения. В результате получался связный рассказ.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

1. На картине Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» мы видим: ...

2. Сияющий вид маленького суворовца говорит об одном...
3. Суворовец отдаёт честь... и т. д.

Привожу запись из тетради ученицы.

На картине Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» мы видим: суворовец приехал домой на отдых. Сияющий вид маленького суворовца говорит об одном: он рад каникулам. Суворовец отдаёт честь – дедушка тоже вытянулся в струнку. Девочка-пионерка смеётся, глядя на приехавшего брата; она убирает со стола и рада его приезду: они вместе весело проведут каникулы. В комнате светло и уютно: в углу стоит нарядная ёлка, на столе белая хрустящая скатерть. На стене висит портрет офицера, который, наверное, был отцом детей. Пройдут каникулы – маленький суворовец вернется в училище отдохнувшим.

ПРИДУМЫВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО АНАЛОГИИ – ТОЖЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЁМ.

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Специальное, планомерное изучение слов с непроверяемыми орфограммами имеет большое значение для предупреждения ошибок. Отобранный словарный минимум я распределяю по неделям. Записываю на доске слова, которые учащиеся должны списать и выучить эти слова путём орфографического послогового проговаривания. Для проверки усвоения правописания этих слов время от времени я диктую их школьникам. Количество слов постепенно увеличивается.
В обучающих целях большое значение придаю пользованию орфографическим словарём на уроках.
Польза от этого огромна. Я убедилась, что при такой системе работы интерес к урокам у учащихся увеличивается.

АКТИВИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Я стараюсь находить интересные формы закрепления изученного материала, потому что считаю, что иногда лучше написать меньше на уроке, но зато предложить более трудное задание.