Предлагаемый урок был разработан с учетом познавательных и интеллектуальных способностей учащихся 7го класса и проводится первым в серии последовательных уроков содержательной линии «Информационные технологии». Все задания составлялись с учетом возрастных особенностей учащихся и лежали в зоне ближайшего развития.
Урок разработан таким образом, чтобы его форма и содержание мотивировали учащихся на работу, а также умения быстрого принятия решений на изменения в процессе ведения урока.
При проведении урока широко используются: стратегии критического мышления (групповая мозговая атака); ИКТ; саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями); диалогическая беседа; суммативное оценивание; задания для работы с одаренными детьми.
Проводя данный урок, учитель, создаст ситуацию, в процессе которой учащиеся научатся:
- классифицировать программное обеспечение с определением его характеристик;
- определять состав ПО;
- работать в группах и в парах, что способствует развитию диалогического обучения;
- создавать кластеры, что способствует не только развитию критического мышления, но еще и развитию творческого подхода к решению поставленных задач.
- принимать решения в не однозначных ситуациях, что способствует развитию критического мышления.
Цель: Изучить классификацию программного обеспечения с определением его характеристик и уметь определять состав ПО на различных компьютерах. Воспитать творческий подход к решению поставленных задач и культуру речи учащихся.
Ожидаемые результаты: ученики могут определять и различать виды ПО, классифицировать ПО; умеют определять ПО на компьютере; умеют работать в группе.
Время | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Используемые модули |
15 мин | Стадия вызова | Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. | Делиткласс на 3 группы, каждой группе предлагает выполнить следующие задания: Мозговой штурм «Ассоциативное мышление». (Приложение 3. Слайд 1) | Ученики в тетрадях записывают
возникающие ассоциации, в паре высказывают идеи,
в результате самостоятельно выходят на тему
урока и определяют цели урока. (Приложение 3. Слайды 24) |
Работа в группе (парах) | Формативное (похвала) | Критическое мышление (групповая мозговая атака). ИКТ |
530 мин | Осмысление содержания | Получение новой информации по теме. | Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией, посредством различных источников (учебники, Интернет) | Учащиеся работают в группах,
читают текст, используя предложенные
учителем активные методы чтения. Метод «Кластера» |
Работа в группе (парах) | Взаимное оценивание в группах | Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). |
3035 мин | Стадия размышления | Закрепление изученной темы классификация ПО | Для закрепления освоения новой
информации учитель задает следующее задания. Задание 1. (Приложение 1). |
Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями, через диалог с одноклассниками или учителем | Работа в паре | Самооценивание при помощи образцов ответов. | Диалогическая беседа (исследовательская беседа). |
3540 | Первичная проверка усвоения новых знаний, умений и способов деятельности. | Выявить осознанность и уровень усвоения знаний, умений и способов деятельности. Выявить и ликвидировать причины пробелов в усвоении | Тестовая работа на компьютерах (любая тестовая оболочка) (Приложение 2). | Учащиеся подытоживают свои теоретические знания по изучаемой теме. | Индивидуально | Суммативное оценивание | Суммативное оценивание, ИКТ |
4042 мин | Рефлексия | Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. | Учитель предлагает выразить свое
мнение об уроке в одном предложении, которое
наиболее точно обобщит тему. Методика «Обобщение в одном слове» |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | Индивидуально | Формативное оценивание (похвала) | Новые подходы к обучению. Критическое мышление. |
4245 мин | Д/з | Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. | Уровень знания: Выучить
основные термины и определения урока, виды ПО. Уровень применения: какие программы есть на вашем ПК и как вы их используете? Подготовьте примеры обработки информации, приведенной вами. Творческий уровень: придумайте и опишите программу, с помощью которой сканер мог бы текст бумаги передавать в компьютер для его дальнейшей обработки. |
Учащиеся закрепляют свои знания по изучаемой теме. | Индивидуально | Новые подходы к обучению. Работа с одаренными. |