Собраться вместе – это начало.
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Генри Форд
Цель: сплочение профессионального коллектива и настрой на эффективное сотрудничество.
Задачи:
- помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
- формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Участники: педагоги-психологи района
Количество участников: 12-14 человек.
Время проведения: 1,5 часа
Материалы:
Бланки для упражнения «Образ-ассоциация», мягкая игрушка, ватман, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, ножницы, клей, журналы разнопланового содержания (важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.)
ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА
Вступительная часть и знакомство-представление
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию
тренинг «Профессиональное единство. Он позволит
нам поближе познакомится и настроится на
эффективное сотрудничество.
Нам с вами предстоит совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. У вас на бейджиках написаны имена, которыми мы Вас будем называть на протяжении всего тренинга. Сейчас я прошу Вас представиться по кругу – назвать имя (то, которое написано на бейдже) и с какого Вы образовательного учреждения. Замечательно, продолжаем!
Основная часть
Упражнение «Образ – Ассоциация»
Для этого упражнения нам потребуются бланки (Приложение), на которых вы за определённое количество времени должны выбрать и записать образы-ассоциации применительно к себе. Ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека. Мы знаем, что язык образов универсален, он заменяет много слов, называя образы, всем будет понятна характеристика человека. Итак вы называете образ-ассоциацию и кратко интерпретируете её. В результате мы получим целый набор разнообразных ответов-ассоциаций.
(Участники по кругу называют образы-ассоциации, кратко поясняя сказанное)
Посмотрите среди тех образов, которые мы услышали много совпадений. Значит, у нас есть нечто общее и это поможет находить общий язык и понять друг друга.
Упражнение «Десять секунд»
Сейчас вы будете спонтанно двигаться по
комнате. Будьте внимательны, потому что время от
времени вам придется реагировать на
разнообразные задания ведущего и выполнять их за
10 секунд.
Каждое из заданий выполняется с максимальной
точностью. Скажем, я попрошу распределиться по
цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти,
вам будет необходимо найти людей с точно таким
же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого
в прическе есть определенные пряди, то он никак
не может остаться в группе «черных»: у него есть
дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в
одиночестве. В конце концов,
абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или
их длина отличны от цвета и длины волос других
участников, то это не делает вас лучше или хуже
остальных. Вы просто другой! И именно потому, что
мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Мы начинаем.
Распределитесь на тех, у кого есть часы на руке и
у кого нет! 1, 2, 3 … 10. Стоп! Проверяем. В этой группе
у всех есть часы на руке. А в этой группе все
счастливчики, да? Что значит «почему»? Потому что
счастливые часов не наблюдают.
Продолжаем ходьбу! Распределитесь по стилю
обуви!
По длине волос.
По любимому занятию в свободное время.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Что помогло быстро справляться с заданиями?
(Участники делятся впечатлениями от упражнения)
Упражнение «Вопрос – ответ»
А сейчас, чтобы побольше узнать друг о друге
выполним следующее упражнение. Я бросаю любому
из вас игрушку и задаю интересующий меня вопрос
этому человеку. Вопросы могут быть и личного и
профессионального характера.
Итак начинаем.
Твоё самое приятное воспоминание из детства? и т.
д.
(Участники в кругу перекидывают игрушку друг другу и задают интересующие их вопросы)
Упражнение «Профессия – психолог»
Предлагаю Вам заявить о себе, как о специалисте. Ваше представление у всех будет начинаться одинаково с фраз «Могу поделиться опытом по… Моя предпочитаемая форма работы…»
(Участники в свободном порядке заявляют о том опыте, которым они готовы поделиться с коллегами в случае необходимости)
Что важного узнали в процессе упражнения?
Коллаж «Психолог – будущего»
Сейчас вам необходимо создать коллаж своими
руками по теме «Психолог – будущего»,
олицетворяющий собой то, к чему психолог
стремится, какого результата он мог бы достичь
при определенных условиях. В этом коллаже вы
выражаете свою мечту, то состояние, в котором вы
счастливы, довольны своим положением и все, что
этому сопутствует.
Картина, созданная своими руками, несет большой
смысловой заряд, который раскрывается
постепенно, так как многое в ней отражает
бессознательные процессы, хорошо проявляемые в
проективных методиках, что делает этот образ
необычайно ресурсным и полезным для человека.
(Участники подбирают картинки, и наклеивают их на лист ватмана, в свободном порядке делают надписи к сюжетам).
При выполнении коллажа можно включить для
участников в качестве фона умеренно быструю
музыку, чередующуюся с более медленной. Очень
хорошо подходит инструментальная музыка (гитара,
флейта) желательно без слов. Музыка создает очень
благоприятную для творчества атмосферу.
После изготовления коллажа участники вывешивают
свою работу на стену и представитель от группы
представляет работу.
(Участники по желанию высказывают своё мнение, какой образ им ближе и почему, озвучивают свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату).
Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия
Семинар-тренинг завершается итоговым
обсуждением результатов, которых удалось
достичь в его рамках, участники делятся своими
впечатлениями.
Какие эмоции испытали?
Какие упражнения особенно понравились?
Какой главный вывод для себя сделали?
Я желаю Вам всем творческих успехов! Давайте
поаплодируем друг другу!
Литература
1. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик
тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис,
2004.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы:
Содержательные, организационные и методические
аспекты ведения тренинговой работы. – М.: Эксмо,
2007.
3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.
Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи,
родители). – СПб:. Речь, 2005.
4. Фопель К Энергия паузы. Психологические
игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с
нем. – М.: Генезис, 2002.