Семинар-тренинг для педагогов-психологов "Профессиональное единство"

Разделы: Школьная психологическая служба


Собраться вместе – это начало.
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.

Генри Форд

Цель: сплочение профессионального коллектива и настрой на эффективное сотрудничество.

Задачи:

  • помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
  • формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Участники: педагоги-психологи района

Количество участников: 12-14 человек.

Время проведения: 1,5 часа

Материалы:

Бланки для упражнения «Образ-ассоциация», мягкая игрушка, ватман, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, ножницы, клей, журналы разнопланового содержания (важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.)

ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

Вступительная часть и знакомство-представление

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию тренинг «Профессиональное единство. Он позволит нам поближе познакомится и настроится на эффективное сотрудничество.

Нам с вами предстоит совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. У вас на бейджиках написаны имена, которыми мы Вас будем называть на протяжении всего тренинга. Сейчас я прошу Вас представиться по кругу – назвать имя (то, которое написано на бейдже) и с какого Вы образовательного учреждения. Замечательно, продолжаем!

Основная часть

Упражнение «Образ – Ассоциация»

Для этого упражнения нам потребуются бланки (Приложение), на которых вы за определённое количество времени должны выбрать и записать образы-ассоциации применительно к себе. Ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека. Мы знаем, что язык образов универсален, он заменяет много слов, называя образы, всем будет понятна характеристика человека. Итак вы называете образ-ассоциацию и кратко интерпретируете её. В результате мы получим целый набор разнообразных ответов-ассоциаций.

(Участники по кругу называют образы-ассоциации, кратко поясняя сказанное)

Посмотрите среди тех образов, которые мы услышали много совпадений. Значит, у нас есть нечто общее и это поможет находить общий язык и понять друг друга.

Упражнение «Десять секунд»

Сейчас вы будете спонтанно двигаться по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их за 10 секунд.
Каждое из заданий выполняется с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам будет необходимо найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть определенные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в одиночестве. В конце концов,
абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И именно потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Мы начинаем.
Распределитесь на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! 1, 2, 3 … 10. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех есть часы на руке. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему»? Потому что счастливые часов не наблюдают.
Продолжаем ходьбу! Распределитесь по стилю обуви!
По длине волос.
По любимому занятию в свободное время.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Что помогло быстро справляться с заданиями?
(Участники делятся впечатлениями от упражнения)

Упражнение «Вопрос – ответ»

А сейчас, чтобы побольше узнать друг о друге выполним следующее упражнение. Я бросаю любому из вас игрушку и задаю интересующий меня вопрос этому человеку. Вопросы могут быть и личного и профессионального характера.
Итак начинаем.
Твоё самое приятное воспоминание из детства? и т. д.

(Участники в кругу перекидывают игрушку друг другу и задают интересующие их вопросы)

Упражнение «Профессия – психолог»

Предлагаю Вам заявить о себе, как о специалисте. Ваше представление у всех будет начинаться одинаково с фраз «Могу поделиться опытом по… Моя предпочитаемая форма работы…»

(Участники в свободном порядке заявляют о том опыте, которым они готовы поделиться с коллегами в случае необходимости)

Что важного узнали в процессе упражнения?

Коллаж «Психолог – будущего»

Сейчас вам необходимо создать коллаж своими руками по теме «Психолог – будущего», олицетворяющий собой то, к чему психолог стремится, какого результата он мог бы достичь при определенных условиях. В этом коллаже вы выражаете свою мечту, то состояние, в котором вы счастливы, довольны своим положением и все, что этому сопутствует.
Картина, созданная своими руками, несет большой смысловой заряд, который раскрывается постепенно, так как многое в ней отражает бессознательные процессы, хорошо проявляемые в проективных методиках, что делает этот образ необычайно ресурсным и полезным для человека.

(Участники подбирают картинки, и наклеивают их на лист ватмана, в свободном порядке делают надписи к сюжетам).

При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.
После изготовления коллажа участники вывешивают свою работу на стену и представитель от группы представляет работу.

(Участники по желанию высказывают своё мнение, какой образ им ближе и почему, озвучивают свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату).

Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия

Семинар-тренинг завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.
Какие эмоции испытали?
Какие упражнения особенно понравились?
Какой главный вывод для себя сделали?
Я желаю Вам всем творческих успехов! Давайте поаплодируем друг другу!

Литература

1. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007.
3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб:. Речь, 2005.
4. Фопель К Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.