Оформление:
1. Плакаты с высказываниями о вежливости:
- «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж-Ж. Руссо);
- «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной трав пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» (Ф. Бэкон);
2. Рисунки детей, на которых они выразили своё
понимание доброты и вежливости;
3. Школьный толковый словарь;
4. Книги: В.Осеева « Волшебное слово», Л. Воронкова
« О маме», В. Маяковский « Что такое хорошо и что
такое плохо?» , А.Барто стихи.
Учитель зачитывает высказывания, знакомит детей со значением слов « доброта», « вежливость» по школьному толковому словарю, рекомендует прочитать книги по этой теме.
1-й ученик. Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желание другого –
Одно удовольствие, честное слово.
2-й ученик. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
3-й ученик.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
4-й ученик.
Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может вырастил деревце
На земле Кулунды?
5-й ученик.
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?
6-й ученик.
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому!
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Учитель. Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
Исполняется песня « Улыбка» сл.М.
Пляцковского, муз. В. Шаинского.
Группа учеников читают стихотворение
С.Маршака «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И, ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И, ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И, ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И, ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.Был вежлив этот мальчик.
И, право, очень мил.
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» – говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
Учитель. Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов» (вежливые слова печатаются на доске)
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, … (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
Учитель. Волшебное, доброе слово может
подбодрить человека в трудную минуту, поможет
рассеять плохое настроение.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и
поступки такими, чтобы за них не приходилось
краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
Исполняются частушки.
Заиграй-ка балалайка,
Балалайка – три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
– Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
Говорит лентяйке мать:
– Убери свою кровать.
– Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
А наш Гриша ходит гордо,
Вход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Мы весёлые частушки
Вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из вас.
Входят Буратино и Мальвина (их роли исполняют родители).
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. Что же это ты не весёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино. Плохо я справился с заданием.
Мальвина. Почему?
Буратино (злобно). Потому что не умею себя сдерживать.
Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый.
Буратино. Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино. Что значит – каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.
Ребята высказывают своё мнение.
Мальвина. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.
Буратино. Не было этого, не было, не было…
Мальвина. Но вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» – или «Хочу в школу» – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?
Выслушиваются мнения ребят.
Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведёт, а просто станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: « Слово лечит, слово и ранит». Запомните это.
Вежливый индюк.
Я. Бжехви в переводе Б. Заходера.
Объявился в доме вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!Заходите, что ли, в гости –
Поучиться вежливости.
Я и сам,– кричал Индюк, –
Доктор Вежливых Наук.И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что вопитанна.Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.Ты не будь свиньёй, Свинья,
Ждёт тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло».
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шёл –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости:
«Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!»
И добавил с высоты
Своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила приличия!»
Учитель. Ребята, как вы думайте, вежлив ли был индюк? А сейчас мы узнаем, знаете ли вы правила вежливости и как вы их выполняете.
1. Вошли в автобус мама и мальчик лет шести. Мама усадила мальчика на свободное сиденье, а сама стала рядом. На следующей остановке в автобус вошла старушка с палочкой и тоже стала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу. Прав ли был мальчик?
2. Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? (Обязательно.)
3. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком:
– бросишь на землю, когда никто не видит?
– бросишь в урну?
– отдашь маме?
4. Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?
5. Можно ли обманывать своих товарищей и взрослых?
6. Как бы ты поступил если бы нечаянно разбил чашку или опрокинул вазу?
7. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?
8. Кто должен мыть за тобой посуду – мама или бабушка?
9.Мама просила тебя полить цветы. А ты забыл. И вот она пришла с работы и спросила, почему ты не полил цветы. Как ты поступишь?
10. За столом тебе задали вопрос. А у тебя – полный рот. Как ты поступишь7
11. Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул?
Ученики читают стихотворение «Что такое «здравствуй?»
Что такое «здравствуй?»
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит слово «здравствуй»
Говорить пора.
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Заканчивается праздник исполнением песни Кота Леопольда «Если добрый ты».
Использованная литература:
- Богданова О. С., Петрова В. И. «Методика воспитательной работы в начальных классах».
- Журнал «Начальная школа», №11/85 г.
- Журнал «Начальная школа», №4/91 г.
- Журнал «ПедСовет», №9/98г.
- Пикулева Н.В. «Слово на ладошке», М.«Новая школа», 1997 г.