Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию того, что, экономическое развитие России в эпоху Петра I развивалось в русле политики протекционизма, которая проявлялась во всех отраслях развития экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля). По мере усвоения учащимися конкретно-исторического материала углубить их знания понятий: реформа, экономика, мануфактура, регулярная армия, коллегия, Сенат, Синод. А также познакомить с новыми понятиями: протекционизм, меркантилизм.
- Рассмотрение темы должно способствовать формированию у учащихся элементов экономического, правового воспитания.
- В ходе урока учащиеся знакомятся с историческими документами, совершенствуют умение работать с ними: понимать и интерпретировать текст; характеризовать историческую личность по его деятельности. В процессе проведения урока совершенствуется основные компетенции: информационная, коммуникативная, регулятивная. Учащиеся знакомятся с метапредметными способами деятельности (метапредмет «знак», «проблема») и с элементами критического мышления (прием «инсерт», «синквейн»). В рамках урока задействованы и межпредметные связи (обществознание, география, литература).
Оборудование:
- Карта «Экономическое развитие в первой четверти XVIII века»
- Методическаяброшюра к уроку
- Кластер «Реформы Петра I»
- Синквейн «Экономика Петра I»
- Мел, доска и тряпка.
План урока
Оргмомент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 7 мин.
Изучение новой темы – 32 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 2
мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Организованное окончание урока – 1 мин.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на учебный труд. |
|
На протяжении нескольких уроков мы говорим о России в первой четверти XVIII века. Давайте вспомним, что нам известно? | Учащиеся слушают. Учащиеся отвечают: Мы знаем, что в это время правил государством Петр I, который проводил самые разные реформы, благодаря которым Российскому государству удалось победить шведов в Северной войне. |
Вы совершенно правильно назвали
события и реформы, проводимые Петром
Алексеевичем. А скажите, пожалуйста, как вы можете оценить деятельность этого правителя для нашего государства? |
Учащиеся пытаются высказать свою точку зрения. |
Хорошо, спасибо. А давайте сейчас обратимся к высказываниям известных деятелей о личности Петра I. Обращаемся к методической брошюре к уроку. (Задание № 1) | Учащиеся читают высказывания, определяются с мнением кого из двух представленных авторов они соглашаются, вкратце поясняя свою позицию. |
А на что мы опираемся, когда даем ту или иную оценку Петру? На основании чего мы имеем возможность оценивать его с той или иной позиции? Что нам позволяет давать ему такую оценку? | Учащиеся отвечают: «Потому что мы уже многое изучили из того, что Петр сделал для нашего государства, провел важные реформы». |
Совместно с учащимися выходим на
понятие деятельности Петра I, на основании
которой мы имеем возможность судить о человеке,
оценивать его. Далее, вспоминаем, что деятельность императора необходимо рассматривать через призму реформ, проводимых Петром I. Работаем с термином «реформы», вспоминаем, что этим понятием обозначают все преобразования, изменения, происходящие в государстве. |
Учащиеся работают вместе с учителем. |
Приглашаю двух учащихся у доски, остальные в тетради, составить кластер «Реформы Петра I» (заранее приготовлены заготовки для кластера) Приложение № 1. Элементы для кластера. | Двое учащихся составляют кластер из заготовок, остальные пробуют в тетради. |
Проверяем проделанную работу. Смотрим,
что возникли затруднения, поскольку не можем
определить понятия (экономические реформы,
протекционизм). Совместно с учащимися выявляем причину затруднения: почему она возникла, как ее преодолеть? |
Учащиеся делают предположения, предполагают возможные пути решения проблемы. |
В итоге приходим к выводу о том, что,
оказывается, не все реформы мы изучили,
следовательно, необходимо рассмотреть вопрос об
экономических преобразованиях Петра, чтобы
решить нашу проблему. Вместе с учащимися выходим на постановку цели урока. Задаю наводящие вопросы: «Скажи мне, пожалуйста, что нам необходимо изучить сегодня на уроке? Почему нам это необходимо? К чему мы должны прийти после изучения данного вопроса? Как бы вы сформулировали тему, исходя из поставленной цели урока? |
Учащиеся отвечают: «Нам необходимо рассмотреть деятельность Петра I в экономической сфере. После изучения, нам нужно будет сформулировать вывод об особенностях развития экономики, и какую роль сыграла здесь сама личность Петра Алексеевича. Тему лучше назвать так: «Экономические реформы при Петре I» |
Тогда, давайте откроем тетради и
запишем тему, которую мы с вами сформулировали.
|
Учащиеся записывают число и тему в тетради. |
Давайте подумаем, а каким образом мы будем с вами рассматривать этот вопрос. Откуда возьмем материал? Выходим на понятие «исторический источник». | Учащиеся предлагают разные способы деятельности (прочитать и составить таблицу, выписать основное.). Выделяют средство решения проблемы – источник информации. |
Теперь необходимо вспомнить, а что же такое экономические реформы. Для этого обращаемся к определению слова экономика. Обращаемся к методической брошюре к уроку. Задание № 2. | Учащиеся знакомятся с определением термина «Экономика», выделяют отдельные отрасли экономики, составляя схему в методической брошюре. |
А теперь, когда мы вспомнили значение термина, выделили основные составляющие этого термина, каковы будут наши дальнейшие действия? | Учащиеся предлагают подкорректировать способ нашей деятельности. Изучить отдельные отрасли экономики и выяснить, относится ли термин «протекционизм» к понятию экономика. |
Появляется сложность в определении
термина «протекционизм», поэтому необходимо с
ним познакомиться. Вводим понятие через систему однокоренных слов (протекция, лорд-протектор, протектор на шинах машин, велосипедов). |
Учащиеся называют эти слова и говорят, что они означают. Совместно подходят к определению данного термина. |
Учитель подводит итог, и вместе с
учащимися фиксируют определение: Протекционизм
– политика государства, направленная на защиту,
покровительство отечественной экономики.
|
Учащиеся сами предлагают план их деятельности. |
Предлагаю для начала совместно разобраться с развитием промышленности. Учащиеся в парах знакомятся с источниками, выделяя примеры проявления политики протекционизма. Обращаемся к методической брошюре к уроку. Задание № 3. | Учащиеся в парах знакомятся с двумя текстам о развитии промышленности в эпоху Петра I, находят доказательства проявления политики «протекционизма». Обязательно проговаривают план своей деятельности в парах. Приводят доказательства (цитирование отдельных фрагментов источника) друг другу. Затем все вместе еще раз проговаривают полученный результат. |
После выполнения задания, проверяем
полученный результат. Учащиеся подтверждают о
проведении политики протекционизма в России,
приводят доказательства из прочитанных
источников. После чего возвращаемся к кластеру и прикрепляем табличку к надписью «Протекционизм» к экономике. Однако, для большей уверенности нам необходимо будет проделать ту же самую операцию относительно развития сельского хозяйства (Обращаемся к методической брошюре к уроку. Задание № 5) и торговли (Обращаемся к методической брошюре к уроку. Задание № 4). Предлагаю учащимся проделать это дома. |
|
Переходим к закреплению материала.
Используем прием «синквейн»
|
|
Возвращаемся к проблеме относительно оценки личности Петра I. Кто-то изменил свое мнение? | |
Далее, привожу еще одно высказывание (Приложение № 2.): «Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он. Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный. Приносят газеты – Петр их начал. За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.» |
Учащиеся внимательно слушают. |
Спрашиваю учащихся, о чем говорит это высказывание, о развитии чего нам еще нужно будет поговорить? | Учащиеся отвечают, что нам еще нужно будет поговорить о развитии культуры в эпоху Петра Великого. |
Вместе с учащимися дописываем в кластер
еще одно направление – Реформы в области
культуры. Таким образом, нам еще предстоит поговорить и об этой стороне преобразований, проведенных Петром. Но на следующем уроке. |
|
Даю задание: Подтвердить применение
политики «протекционизма» на примере развития
сельского хозяйства и торговли. Говорю: урок окончен, всем спасибо за работу. |
Записывают домашнее задание. |