Урок истории по теме "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что, экономическое развитие России в эпоху Петра I развивалось в русле политики протекционизма, которая проявлялась во всех отраслях развития экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля). По мере усвоения учащимися конкретно-исторического материала углубить их знания понятий: реформа, экономика, мануфактура, регулярная армия, коллегия, Сенат, Синод. А также познакомить с новыми понятиями: протекционизм, меркантилизм.   
  • Рассмотрение темы должно способствовать формированию у учащихся элементов  экономического, правового воспитания.
  • В ходе урока учащиеся знакомятся с историческими документами, совершенствуют умение работать с ними: понимать и интерпретировать текст; характеризовать историческую личность по его деятельности. В процессе проведения урока совершенствуется основные компетенции: информационная, коммуникативная, регулятивная. Учащиеся знакомятся с метапредметными способами деятельности (метапредмет «знак», «проблема») и с элементами критического мышления (прием «инсерт», «синквейн»). В рамках урока задействованы и межпредметные связи (обществознание, география, литература).

Оборудование:

  • Карта «Экономическое развитие в первой четверти XVIII века»
  • Методическаяброшюра к уроку
  • Кластер «Реформы Петра I»
  • Синквейн «Экономика Петра I»
  • Мел, доска и тряпка.

План урока

Оргмомент –  1 мин.
Проверка домашнего задания – 7 мин.
Изучение новой темы – 32 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Организованное окончание урока –  1 мин.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на учебный труд.

 
На протяжении нескольких уроков мы говорим о России в первой четверти XVIII века. Давайте вспомним, что нам известно? Учащиеся слушают.

Учащиеся отвечают: Мы знаем, что в это время правил государством Петр I, который проводил самые разные реформы, благодаря которым Российскому государству удалось победить шведов в Северной войне.

Вы совершенно правильно назвали события и реформы, проводимые Петром Алексеевичем.
А скажите, пожалуйста, как вы можете оценить деятельность этого правителя для нашего государства?
Учащиеся пытаются высказать свою точку зрения.
Хорошо, спасибо. А давайте сейчас обратимся к высказываниям известных деятелей о личности Петра I. Обращаемся к методической брошюре к уроку.  (Задание № 1) Учащиеся читают высказывания, определяются с мнением кого из двух представленных авторов они соглашаются, вкратце поясняя свою позицию.
А на что мы опираемся, когда даем ту или иную оценку Петру? На основании чего мы имеем возможность оценивать его с той или иной позиции? Что нам позволяет давать ему такую оценку? Учащиеся отвечают: «Потому что мы уже многое изучили из того, что Петр сделал для нашего государства, провел важные реформы».
Совместно с учащимися выходим на понятие деятельности Петра I, на основании которой мы имеем возможность судить о человеке, оценивать его.
Далее, вспоминаем, что деятельность императора необходимо рассматривать через призму реформ, проводимых Петром I.
Работаем с термином «реформы», вспоминаем, что этим понятием обозначают все преобразования, изменения, происходящие в государстве.
Учащиеся работают вместе с учителем.
Приглашаю двух учащихся у доски, остальные в тетради, составить кластер «Реформы Петра I» (заранее приготовлены заготовки для кластера) Приложение № 1. Элементы для кластера. Двое учащихся составляют кластер из заготовок, остальные пробуют в тетради.
Проверяем проделанную работу. Смотрим, что возникли затруднения, поскольку не можем определить понятия (экономические реформы, протекционизм).
Совместно с учащимися выявляем причину затруднения: почему она возникла, как ее преодолеть?
Учащиеся делают предположения, предполагают возможные пути решения проблемы.
В итоге приходим к выводу о том, что, оказывается, не все реформы мы изучили, следовательно, необходимо рассмотреть вопрос об экономических преобразованиях Петра, чтобы решить нашу проблему.
Вместе с учащимися выходим на постановку цели урока.  Задаю наводящие вопросы: «Скажи мне, пожалуйста, что нам необходимо изучить сегодня на уроке? Почему нам это необходимо? К чему мы должны прийти после изучения данного вопроса? Как бы вы сформулировали тему, исходя из поставленной цели урока?
Учащиеся отвечают: «Нам необходимо рассмотреть деятельность Петра I в экономической сфере. После изучения, нам нужно будет сформулировать вывод об особенностях развития экономики, и какую роль сыграла здесь сама личность Петра Алексеевича.  Тему лучше назвать так: «Экономические реформы при Петре I»
Тогда, давайте откроем тетради и запишем тему, которую мы с вами сформулировали.

 

Учащиеся записывают число и тему в тетради.
Давайте подумаем, а каким образом мы будем с вами рассматривать этот вопрос. Откуда возьмем материал? Выходим на понятие «исторический источник». Учащиеся предлагают разные способы деятельности (прочитать и составить таблицу, выписать основное.). Выделяют средство решения проблемы – источник информации.
Теперь необходимо вспомнить, а что же такое экономические реформы. Для этого обращаемся к определению слова экономика. Обращаемся к методической брошюре к уроку.  Задание № 2. Учащиеся знакомятся с определением термина «Экономика», выделяют отдельные отрасли экономики, составляя схему в методической брошюре.
А теперь, когда мы вспомнили значение термина, выделили основные составляющие этого термина, каковы будут наши дальнейшие действия? Учащиеся предлагают подкорректировать способ нашей деятельности. Изучить отдельные отрасли экономики и выяснить, относится ли термин «протекционизм» к понятию экономика.
Появляется сложность в определении термина «протекционизм», поэтому необходимо с ним познакомиться.
Вводим понятие через систему однокоренных слов (протекция, лорд-протектор, протектор на шинах машин, велосипедов).
Учащиеся называют эти слова и говорят, что они означают. Совместно подходят к определению данного термина.
Учитель подводит итог, и вместе с учащимися фиксируют определение:

Протекционизм – политика государства, направленная на защиту, покровительство отечественной экономики.
Все трудности решены, время приступать к окончательному планированию. Составление плана деятельности:

  1. Изучить представленные источники (прием «инсерт»);
  2. Найти доказательства политики «протекционизма»
  3. Подтвердить или опровергнуть предположение относительно проявления политики протекционизма в экономики России в первой четверти XVIII века.
Учащиеся сами предлагают план их деятельности.
Предлагаю для начала совместно разобраться с развитием промышленности. Учащиеся в парах знакомятся с источниками, выделяя примеры проявления политики протекционизма. Обращаемся к методической брошюре к уроку.  Задание № 3. Учащиеся в парах знакомятся с двумя текстам о развитии промышленности в эпоху Петра I, находят доказательства проявления политики «протекционизма». Обязательно проговаривают план своей деятельности в парах. Приводят доказательства (цитирование отдельных фрагментов источника) друг другу. Затем все вместе еще раз проговаривают полученный результат.
После выполнения задания, проверяем полученный результат. Учащиеся подтверждают о проведении политики протекционизма в России, приводят доказательства из прочитанных источников.
После чего возвращаемся к кластеру и прикрепляем табличку к надписью «Протекционизм» к экономике. Однако, для большей уверенности нам необходимо будет проделать ту же самую операцию относительно развития сельского хозяйства (Обращаемся к методической брошюре к уроку.  Задание № 5) и торговли (Обращаемся к методической брошюре к уроку.  Задание № 4). Предлагаю учащимся проделать это дома.
 
Переходим к закреплению материала. Используем  прием «синквейн»
  1. Тема – Экономика (1 существительное)
  2. Описание темы – протекционистская, развивающаяся (2 прилагательных);
  3. Действия – развивается, улучшается, совершенствуется (3 глагола);
  4. Отношение к теме – Петр стремился защитить экономику
  5. Синоним – хозяйство (1 слово).
 
Возвращаемся к проблеме относительно оценки личности Петра I. Кто-то изменил свое мнение?  
Далее, привожу еще одно высказывание (Приложение № 2.):
«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.
Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.
Приносят газеты – Петр их начал.
За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.»
Учащиеся внимательно слушают.
Спрашиваю учащихся, о чем говорит это высказывание, о развитии чего нам еще нужно будет поговорить? Учащиеся отвечают, что нам еще нужно будет поговорить о развитии культуры в эпоху Петра Великого.
Вместе с учащимися дописываем в кластер еще одно направление – Реформы в области культуры.
Таким образом, нам еще предстоит поговорить и об этой стороне преобразований, проведенных Петром. Но на следующем уроке.
 
Даю задание: Подтвердить применение политики «протекционизма» на примере развития сельского хозяйства и торговли.
Говорю: урок окончен, всем спасибо за работу.
Записывают домашнее задание.