Интерактивные подходы в изучении русского языка. "Мозаика" – эффективная техника интерактивных технологий обучения

Разделы: Начальная школа


«Мозаика» – эффективная техника интерактивных технологий обучения.

Девиз интерактивных технологий обучения: Научился сам – научи другого.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют  друг с другом, обмениваются  информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия товарищей и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные технологии:

  • Работа в группах
  • Аквариум
  • Дерево решений
  • Мозговой штурм
  • Мозаика
  • Ролевая игра
  • Дискуссия
  • ИКТ  (Т.С.Панина)

Из опыта работы: Чтобы организовать урок в технике «Мозаика» в начальных классах нужно разделить класс на равные по количеству учеников команды. Каждая команда получает свой порядковый номер: команда №1, команда №2, команда №3 и т.д. Команда №1 получает одинаковые карточки с заданиями для каждого ученика. Так же происходит с другими командами (задание на карточках у команд разные). Далее ученик каждой команды присваивает себе порядковый номер: ученик №1, ученик №2, ученик №3 и т.д. Это зависит от количества в команде учеников. Ученик подписывает на своей карточке свой порядковый номер. Каждая команда готовит ответ по своему заданию за определённое время. Когда все готовы,  начинается работа в сменных группах. Ученики с порядковым номером 1 образуют новую команду,  ученики с порядковым номером 2 образуют новую команду,  ученики с порядковым номером 3 образуют новую команду и т.д. Теперь каждый в команде отчитывается по своему вопросу, придерживаясь девиза:Научился сам – научи другого.

Основные команды

Экспертные команды

На оптимизацию процесса интерактивного обучения влияют следующие факторы:

1. Объединение учащихся в группы.

  • Большинство педагогов предлагают объединять детей в группы   с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию.
  • Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
  • Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
  • Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт).
  • Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
  • Можно создавать гомогенные группы, то есть группы, члены которой имеют общие интересы: музыкальные пристрастия (классическая музыка, рок, отечественная эстрада), увлечение спортом.
  • При формировании групп интерактивного обучения стоит принимать во внимание и задачи урока

Из опыта работы: В моей практике я использую ещё один из способов деления по группам. Для этого создаю набор карточек со словами, знаками, рисунками, которые нужно объединить в группы. Ученики выполняют задание, дают название той группы, в которую они объединились, по теме формулируют правило и приводят примеры.

Н-р:
попугай, канарейка, курица, медведь, заяц, кролик, щука, окунь, лещ;
снег, пасмурный, падает, тучи, морозный, дует, мороз, голубое, морозит;
– ВОЛК, ЗАЯЦ, ЗАЙЧИХИ, УТКИ, ЛЯГУШКА,  ПРУТИК, РУКОДЕЛЬНИЦА, ЛЕНИВИЦА,  МОРОЗ ИВАНОВИЧ.

2. Организация учебной деятельности учащихся в группе.

Данный этап включает:

  • усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
  • процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
  • суммирование мнений;
  • подведение итогов групповой работы;
  • презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Инструктаж учащимся перед началом работы в группах

  1. Учитель называет тему или проблему изучения, исследования.
  2.  Называет цель работы в группе.
  3.  Объясняет, какую работу выполнить.
  4.  Сообщает график работы в группе (время подготовки, время  обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки). Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.
  5. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.
  6. Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания.
  7. Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.
  8. Учитель раздает «карточки взаимооценки и самооценки».

Оценивание деятельности обучающихся:

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся, что является характерным для всех подходов, ориентированных на субъект-субъектное обучение.

Оценка учителем различных видов деятельности учеников (самообучение, взаимообучение, коммуникативные умения, активность и т.д.).

Самоооценка – оценивание себя.

Взаимооценка – оценивание других членов группы (предложить критерии для балльного оценивания, утвердить, провести совместную оценку).

Из опыта работы: При оценивании чаще всего я использую «накопительную систему отметок». За урок ученики получают от трёх отметок, по которым выводят отметку за урок. Начиная работу в технике «Мозаика» ученики получают конверт с 20 жетонами и лоток для полученных жетонов. Каждый работающий в группе производит взаимооценку: количество жетонов зависит от балла отметки («4», «5», «3»). По итогу работы в технике «Мозаика» каждый может подсчитать жетоны и получить отметку: 20 ж. – «5», от 16 – 19 ж. – «4», от 12 – 15 ж. – «3».

Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. С первого же занятия необходимо принять правило «трех «нельзя»:

  • нельзя говорить о том, что уже было сказано;
  • нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом);
  • нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Рефлексия:

Я понял…
Я узнал…
Я задумался…
Я удивился…
Я хочу похвалить…
Я похвалю себя за…
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, что…

Из опыта работы: Данный этап работы проходит всегда очень хорошо.

Литература:

1. Коростылева Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб, 1996
2. Мясоед Т.А. Интерактивная технология обучения. Спец.семинар для учителей: М., 2004
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации  обучения: М, 2006
4. Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: М.,1996
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации ,интенсификации и эффективности управления УВПМ.: НИИ школьных технологий, 2005
6. Шустова И.Ю. Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками. Школьные технологии №2, 2006

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3