«Мозаика» – эффективная техника интерактивных технологий обучения.
Девиз интерактивных технологий обучения: Научился сам – научи другого.
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия товарищей и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Интерактивные технологии:
- Работа в группах
- Аквариум
- Дерево решений
- Мозговой штурм
- Мозаика
- Ролевая игра
- Дискуссия
- ИКТ (Т.С.Панина)
Из опыта работы: Чтобы организовать урок в технике «Мозаика» в начальных классах нужно разделить класс на равные по количеству учеников команды. Каждая команда получает свой порядковый номер: команда №1, команда №2, команда №3 и т.д. Команда №1 получает одинаковые карточки с заданиями для каждого ученика. Так же происходит с другими командами (задание на карточках у команд разные). Далее ученик каждой команды присваивает себе порядковый номер: ученик №1, ученик №2, ученик №3 и т.д. Это зависит от количества в команде учеников. Ученик подписывает на своей карточке свой порядковый номер. Каждая команда готовит ответ по своему заданию за определённое время. Когда все готовы, начинается работа в сменных группах. Ученики с порядковым номером 1 образуют новую команду, ученики с порядковым номером 2 образуют новую команду, ученики с порядковым номером 3 образуют новую команду и т.д. Теперь каждый в команде отчитывается по своему вопросу, придерживаясь девиза:Научился сам – научи другого.
Основные команды
Экспертные команды
На оптимизацию процесса интерактивного обучения влияют следующие факторы:
1. Объединение учащихся в группы.
- Большинство педагогов предлагают объединять детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию.
- Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
- Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
- Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт).
- Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
- Можно создавать гомогенные группы, то есть группы, члены которой имеют общие интересы: музыкальные пристрастия (классическая музыка, рок, отечественная эстрада), увлечение спортом.
- При формировании групп интерактивного обучения стоит принимать во внимание и задачи урока
Из опыта работы: В моей практике я использую ещё один из способов деления по группам. Для этого создаю набор карточек со словами, знаками, рисунками, которые нужно объединить в группы. Ученики выполняют задание, дают название той группы, в которую они объединились, по теме формулируют правило и приводят примеры.
Н-р:
– попугай, канарейка, курица, медведь, заяц,
кролик, щука, окунь, лещ;
– снег, пасмурный, падает, тучи,
морозный, дует, мороз, голубое, морозит;
– ВОЛК, ЗАЯЦ, ЗАЙЧИХИ, УТКИ, ЛЯГУШКА, ПРУТИК,
РУКОДЕЛЬНИЦА, ЛЕНИВИЦА, МОРОЗ ИВАНОВИЧ.
2. Организация учебной деятельности учащихся в группе.
Данный этап включает:
- усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
- суммирование мнений;
- подведение итогов групповой работы;
- презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Инструктаж учащимся перед началом работы в группах
- Учитель называет тему или проблему изучения, исследования.
- Называет цель работы в группе.
- Объясняет, какую работу выполнить.
- Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки). Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.
- Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.
- Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания.
- Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.
- Учитель раздает «карточки взаимооценки и самооценки».
Оценивание деятельности обучающихся:
Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся, что является характерным для всех подходов, ориентированных на субъект-субъектное обучение.
Оценка учителем различных видов деятельности учеников (самообучение, взаимообучение, коммуникативные умения, активность и т.д.).
Самоооценка – оценивание себя.
Взаимооценка – оценивание других членов группы (предложить критерии для балльного оценивания, утвердить, провести совместную оценку).
Из опыта работы: При оценивании чаще всего я использую «накопительную систему отметок». За урок ученики получают от трёх отметок, по которым выводят отметку за урок. Начиная работу в технике «Мозаика» ученики получают конверт с 20 жетонами и лоток для полученных жетонов. Каждый работающий в группе производит взаимооценку: количество жетонов зависит от балла отметки («4», «5», «3»). По итогу работы в технике «Мозаика» каждый может подсчитать жетоны и получить отметку: 20 ж. – «5», от 16 – 19 ж. – «4», от 12 – 15 ж. – «3».
Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. С первого же занятия необходимо принять правило «трех «нельзя»:
- нельзя говорить о том, что уже было сказано;
- нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом);
- нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.
Рефлексия:
Я понял…
Я узнал…
Я задумался…
Я удивился…
Я хочу похвалить…
Я похвалю себя за…
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, что…
Из опыта работы: Данный этап работы проходит всегда очень хорошо.
Литература:
1. Коростылева Л.А. Психологические барьеры
и готовность к нововведениям. СПб, 1996
2. Мясоед Т.А. Интерактивная технология
обучения. Спец.семинар для учителей: М., 2004
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные
способы активизации обучения: М, 2006
4. Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология
игры в обучении и развитии: М.,1996
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на
основе активизации ,интенсификации и
эффективности управления УВПМ.: НИИ школьных
технологий, 2005
6. Шустова И.Ю. Групповая дискуссия в работе
со старшеклассниками. Школьные технологии №2, 2006