«Невозможно хорошо учить, не любя».
Из письма ученицы
Всем хорошо известно, что для успешного обучения требуется сочетание теории и практики. На уроках физики и химии ребятам демонстрируют опыты, они выполняют лабораторные работы; упражняясь в русском языке, ученики пишут сочинения, декламируют стихи. Несколько специфичным является в этом плане обучение социально-гуманитарным дисциплинам: здесь сама жизнь становится лабораторией, где подтверждаются или опровергаются общественные теории; люди, окружающие нас являются участниками исторического процесса; материальная среда, в которой мы находимся – это следы истории. Смоделировать на уроке практическую часть социально-гуманитарного предмета крайне сложно. Таким образом, внеклассная работа становится неотъемлемой составляющей учебного процесса.
Внеклассная работа по общественным дисциплинам крайне необходима. Обусловлена эта необходимость следующими факторами:
1. Содержание предметов общественного цикла насыщено большим объёмом учебного материала. Недостаточно времени для усвоения всего содержания предмета и использования разнообразных форм работы во время урока. Это не значит, что задачи урока решаются во внеурочное время, это значит, что ученики постигают материал в неформальной обстановке и более успешно его усваивают.
2. Всякая деятельность во внеурочное время – это приобретение социального опыта. Поэтому, в самом широком смысле, внеурочная воспитательная работа является как бы практикой по предметам общественного цикла.
Например, ОБЖ являются одним из разделов общественных дисциплин. Но куда бы мы не отправлялись с ребятами, мы обязательно инструктируем их, как себя вести на транспорте, в общественных местах, находясь в группе и т.д. с целью обеспечения прежде всего безопасности.
3. История изучает конкретные события, которые происходили во времени, в пространстве и с людьми. Это первое, что должны усвоить ученики, когда они начинают изучать историю. Отсюда следует, что важно не просто знать исторические события, а надо иметь представление и о времени, и о пространстве, и о людях изучаемой эпохи.
Представления о пространстве во время урока
обычно дети получают при помощи модели
пространства – исторической карты, но
совершенно невозможно ощутить пространство,
пока не пройдёшься пешком, не увидишь тех
мелочей, о которых нет времени говорить на уроке.
Также невозможно рассказать детям о том,
например, кто такие крестьяне, если никогда в
жизни эти дети не были в крестьянской избе, не
знают, как выглядит деревня. А сейчас
значительная часть московских школьников
относится к таким детям.
Мы на уроках сталкиваемся со смешными случаями, когда ребята обнаруживают незнание элементарных, с нашей точки зрения, вещей. Один мальчик писал: «На мачте боевого корабля вспыхнуло восстание». А одна очень неглупая девочка из 11 класса совершенно серьёзно на вопрос о том, почему холодная война называется «холодной», ответила, что эта война велась «холодным оружием». Всё это говорит о нехватке социального опыта. Другими словами, дети совершенно не знают жизни. Я сейчас говорю о наших современных московских детях. Я работаю с детьми больше тридцати лет, и урочная работа у меня всегда занимала только процентов 70 времени, а остальное – это лагеря, экскурсии, походы, поездки и т.д.
Рис. 1
Рис. 2
Когда сравниваешь современных московских детей с детьми «советского» периода, получается интересная картина: современные дети очень «продвинутые», как принято сейчас говорить. Они пользуются Интернетом, бывают за границей в разных странах, разбираются в электронике, в марках автомобилей и т.д., но часто сейчас встречаются детки, которые никогда не ездили в метро, и просто не умеют это делать. Этому приходится учить нам. Был один мальчик (москвич – родился и жил в Москве), который бывал в Лондоне, в Афинах, в Египте, но не имел представления, как выглядит Красная площадь. Даёшь задание шестиклассникам перечислить все объекты Красной площади (описать её). В перечне оказывается храм Христа Спасителя, Могила неизвестного солдата. Поэтому каждый раз, когда ко мне приходит новый класс, я веду ребят сначала к Дворцу Шереметева и Троицкому храму в Останкино <Рисунок 3>, к Дому-музею Сергея Королёва<Рисунок 4>, а потом на Красную площадь и вокруг Кремля
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Это обязательные экскурсии. Да, дети живут в Останкино и каждый день видят его достопримечательности; да, они живут в Москве и имеют возможность много раз побывать в «сердце столицы», но, как выясняется, некоторые москвичи совсем не обращают внимания на то, что другие люди приезжают посмотреть издалека.
Я думаю, что во время экскурсий не надо добиваться обязательного усвоения информации в как можно большем объёме. Считаю, что совсем необязательно каждый раз давать задание сделать отчёт об экскурсии в самой разной форме. Самым ценным может быть впечатление, полученное от похода или поездки. Впоследствии это впечатление может стать основой не только исторических знаний, но любви к истории, к своей Родине, к архитектуре и т.д. <Рисунок7>. Моя бывшая ученица Ирина Мазилкина. писала в своём письме:
Рис. 7
«Ещё в детстве меня завораживали суздальские синие купола в золотых звёздах, дымчатые контуры Соборной площади в Москве, памятник Гоголю, усталому, уже полусумасшедшему, в крохотном дворе на Суворовском бульваре. Тогда я ещё не осознавала, что всё это называется Историей. А Вам удалось очень искусно соединить мир расплывчатых образов с настоящей наукой. И очертания постепенно приобрели форму, стали стройней и отчётливей, словно талантливый художник исправил ошибочные пропорции в детском эскизе, …холст получился изумительный».
«Стихи – это молитвы».
А. Блок
«Мы в соборной Москве – странники
С безымянных её окраин.
Ежедневные зимние праздники –
Акварельные сумерки ранние.
Наши предки в одеждах шёлковых,
Защищаясь от бед и стихий,
Перед ликом молитвы нашёптывали,
Как мы шепчем теперь стихи,
Насмотревшись на краски нерезкие
Этих сумерек, этих фресок.
А с одной – самому не поверится! –
Спутав рифмы и времена, улыбнётся взгляд современницы,
Словно вечером свет из окна.
Зависают под куполом фразы –
Невесомы они, безударны.
Только гении и богомазы
Обладают провидческим даром.
И. Мазилкина.
Декабрь – февраль 1984-1985 г
В одной из телевизионных передач канала «Культура», посвящённой проблемам образования, Евгений Александрович Ямбург, мой школьный учитель истории, сказал, что главное в образовании сейчас – это его гуманизация. Это ведь в буквальном смысле «очеловечение» школы, ориентир на реальные интересы детей, приближенность к ним, помощь в выстраивании человеческих отношений.
Возможно, я пищу о банальных вещах, но очень важно, чтобы ребята обращали внимание на людей, которые их окружают. В детском и юношеском возрасте привлекают внешность человека: его одежда, фигура и т.п., поэтому реагируют дети на внешне ярких и необычных людей. Своих домашних ребята воспринимают как часть собственного «я»: мама контролирует учёбу и внешний вид, папа ругает за двойки, бабушка готовит еду и т.д. Детям и в голову не приходят, что изучаемое на уроках истории как-то связано с конкретными людьми, которых они знают лично.
К годовщине Победы мною давалось задание подготовить проект о каком-нибудь человеке – современнике Великой Отечественной войны. Эта акция у нас называлась «Люди Великой Отечественной». Одна девочка никак не могла решить, о ком она будет собирать материалы, ей казалось, что ничего стоящего ей не удастся найти. Тогда я дала более конкретное задание специально для этой девочки: провести беседу со своим дедушкой (а воспитывалась девочка у дедушки с бабушкой, т.к. родителей у неё не было) по конкретным вопросам, которые я предложила. На следующий день девочка сразу пришла ко мне в кабинет и с горящими глазами стала рассказывать, какие интересные вещи узнала. У дедушки раньше не было повода вспомнить о своём военном детстве, девочка как-то не задумывалась, что дедушка не всегда был пожилым неработающим пенсионером. Так и получилось, что школьное задание позитивно повлияло на семейные отношения.
В условиях внеклассной работы часто возникает обратная связь, и ученики «воспитывают» учителя. И иногда бывает, что ученики более проницательны и чутки к «правде жизни», чем их учителя.
Рис. 8
Много лет назад я давала задание выпускному классу подготовить рефераты о Великой Отечественной войне к очередному юбилею. Провели конкурс, а по итогам конкурса готовились к конференции. Одна из моих учениц, Ира Мазилкина <Рисунок 8>, в своём реферате на первом месте в причинах победы в Великой Отечественной войне написала о любви к Родине и героизме русского народа. Тогда я ей посоветовала исправить этот пункт и написать о «советском» народе и поставить эту причину немного подальше, а под первым пунктом обозначить «руководящую роль КПСС». Я ей пыталась объяснить, что ей предстоит поступать в институт, что ей надо везде писать и отвечать «правильно». На это Ира ответила: «Нет, Елена Николаевна, всё-таки я оставлю так, как есть». Это было в феврале 1985 года, спустя несколько месяцев начиналась перестройка, когда появилась возможность и необходимость свободно отстаивать собственное мнение.
Я всегда радуюсь, когда в класс к ребятам приходят интересные люди. Мне очень повезло. В моей педагогической практике часто встречались люди, которые работали с детьми из моего класса во внеурочное время. И это очень ценно: новые лица и новые отношения всегда обогащали жизненный опыт ребят. Встречи не были эпизодическими, совместная деятельность продолжалась длительное время.
Рис. 9
Очень интересный человек уже много лет работает в нашем микрорайоне. Это Михаил Никанорович Комаров – руководитель детского туристского клуба «Мир путешествий» <Рисунок 9> Все его трое детей учились в нашей школе. Ребята любят, когда Михаил Никанорович ездит с нами на экскурсии и сам рассказывает много интересного не только по теме, но и из своего богатого опыта путешествий. В сопровождении Михаила Никаноровича Комарова были экскурсии к мемориальному месту подвига героев-панфиловцев, литературные экскурсии в Захарово и Вязёмы. В то время Михаил Никанорович был депутатом. Таким образом, ребята имели перед глазами наглядный пример человека, который успешно совмещает многообразные виды деятельности и социальные роли.
В одном из моих классов было много ребят из воцерковлённых семей. Родители довольно часто приглашали для беседы с детьми священника из Троицкой церкви у нас в Останкино – отца Димитрия. Он проводил с ними беседы на разные нравственные темы. У ребят всегда возникало много личных вопросов. На эти беседы дети ходили по желанию и с согласия родителей. Многоконфессиональность не мешала душевному общению по вопросам общечеловеческих ценностей. Такие встречи убеждали в том, что все люди едины в стремлении жить счастливо в мире и согласии при соблюдении общих правил человеческих отношений.
Рис. 10
В нашей школе с ребятами работал на общественный началах замечательный человек – Борис Александрович Завьялов<Рисунок 10>. Он – ветеран Великой Отечественной войны. Это тот редкий случай, когда человек реально включился в школьную жизнь и не просто появился в школе, чтобы пересказать одну и ту же историю из своей жизни, а предлагал массу всяких интересных идей, сам организовывал ребят, общался с ними в конкретных делах, сам многое делал, показывая пример детям. Приходил он к нам почти каждую неделю, а иногда и несколько раз в неделю. Ребята охотно откликались на предложения сделать что-то интересное. Не всё, конечно, воплощалось в жизнь, но живая деятельность и живое общение не проходили даром. Выпускались газеты , проводились уроки Победы. Шестиклассники узнавали о Сталинградской битве, о блокаде Ленинграда, а главное, они с уважением и чуткостью стали относиться к ветерану. Была создана историческую секцию . Причём, в ней не только военную историю изучали, но и историю класса, школы, семьи… Ребята вместе с Борисом Александровичем придумывали игры, собирали различные документы и реликвии
Патриотизм, гуманность – это то, что имеет огромное значение в нашей современной жизни, но нельзя, чтобы эти хорошие понятия оставались пустыми словами. Невозможно любить Родину, если ты равнодушен к людям, которые тебя окружают, если ты не знаешь, как живут в отдалённых местностях, если никогда не побывал в других городах (не всегда особо примечательных) и не пообщался со своими соотечественниками… Невозможно быть гуманистом, если тебе ненавистен кто-нибудь из твоих знакомых или родных.
…Когда мы уходили с последней репетиции поздравления нашего ветерана с Днём артиллерии , а я не совсем была довольна подготовкой, Соня Коваленко сказала: «Ничего, Елена Николаевна, не переживайте. Даже если что-то не получится, то всё равно ведь Борис Александрович поймёт, что мы его любим и хотим ему приятное сделать»…
Подводя итог, я хотела бы очень кратко сформулировать основные факторы, определяющие место внеклассной работы по предметам общественного цикла в учебно-воспитательном процессе:
Внеклассная работа по предметам общественного цикла
- Имеет преимущественно практическую направленность
- Обеспечивает возможность расширить содержание предмета
- Позволяет провести апробацию новых образовательных технологий
- Даёт возможность лучше усвоить теоретические понятия
- Расширяет возможность решения воспитательных задач
- Активизирует познавательную деятельность учащихся
- Обеспечивает разнообразие мотивации познавательной деятельности