Морфологические нормы и культура речи

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • Повторить, что такое морфологическая норма, какие морфологические нормы существуют. 
  • Научиться применять их в формате  заданий ЕГЭ.

Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

I. Работа со стихотворением

Ермак

Шёл Ермак с боевой дружиной,
Вороша вековую тишь.
И дружину его в пружину
Сжал широкий седой Иртыш.
Отразились в воде кольчуги,
Копья, шлемы, скуластость лиц.
И поплыли на Север струги,
Словно стая тяжёлых птиц.

(Тимофей Белозёров)

Струг – старинное русское парусно-гребное речное судно с отвесными бортами и заострёнными оконечностями.

Задание:

а) Какие средства выразительности использованы в  приведенном отрывке? Какова их роль?
б) Из третьего предложения выпишите все имена существительные  (в воде, кольчуги, копья, шлемы, скуластость, лиц).

– Какое из этих существительных не имеет формы мн. числа? Как вы думаете, почему?
– В каком падеже употреблено слово «лица»»?
– Поставьте остальные существительные в родительный падеж и запишите.
– На какие две группы можно разделить полученные формы? (с  выраженным окончанием и с нулевым окончанием)

II. Тренировочные  упражнения

1. Выберите правильный вариант

а) жилище якут
б) звук кастаньет
в) пара гольф
г) много шароваров

2. В каком варианте допущена ошибка

а) суп из шампиньонов
б) мерцание свечей
в) двести грамм
г) стопка полотенец

3. Поставьте данные существительные в форму родительного падежа мн.числа. Распределите  на две  группы (выраженное окончание или нулевое окончание)

Амперы, уланы, цыгане, вафли, няни, туфли, ходули, помидоры, рельсы, гектары, узбеки, гантели, партизаны, погоны, чулки, будни, баклажаны, яблоки, сапоги, басни.

Для проверки: (выводится на  электронную доску)

С окончанием -ов, -ей С нулевым окончанием
Ходулей
Помидоров
Рельсов
Гектаров
узбеков
гантелей
будней
баклажанов
Ампер
Улан
Цыган
Вафель
Нянь
Туфель
Партизан
Погон
Чулок
Яблок
Сапог
басен

4. Исправьте ошибки в употреблении  форм слов. Объясните причины появления этих ошибок.

1) В книге была нарисована маленькая розовая пони.
2) Капри спали.
3) В палату вошли докторы.
4) Окна украшала новая тюль.
5) Цены на колумбийское кофе понизились.
6) Сочи расположены  на побережье Черного моря.
7) Хозяйка достала из печи душистые хлеба.

III.  Из  стихотворения выпишите все прилагательные, распределив их по разрядам (боевой, вековую, широкий, седой, тяжелых)

–  Прилагательных  какого разряда нет в этом стихотворении?
– Прилагательные  какого разряда могут иметь краткую форму и степени сравнения?
– Расскажите об образовании степеней сравнения имен прилагательных.
–  Образуйте  и запишите все возможные формы степеней сравнения  прилагательных  широкий и тяжелых.

IV. Тренировочные упражнения

1. Исправьте ошибки в употреблении прилагательных.

а) Я на такое не способный.
б) Юноша был высокий, красив и хорошо воспитан.
в) Мы уже сейчас готовые  к экзаменам.
г) Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

2. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

а) Это был самый вернейший способ решения проблемы.
б) Историю он знает более лучше.
в) Витин рюкзак был тяжельше, чем у других.

3. Укажите правильную характеристику слова ДЕШЕВЛЕ  из предложения:

Конструкция двигателя с передним приводом дешевле в изготовлении, кроме того, она делает автомобиль более безопасным.

а) прилагательное в сравнительной степени;
б) прилагательное в превосходной степени;
в) наречие в сравнительной степени;
г) наречие в превосходной степени.

V.  Работа с текстом

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

(Ф.И. Тютчев)

– На какой части речи построены эти строки?
– В каком наклонении употреблены глаголы? В каком времени?
– Запишите глагол блещут в начальной форме. В чем особенность?

Задание.

1. Распределите глаголы в зависимости от стилевой принадлежности (книжный или разговорный) (самопроверка  по таблице на доске)

Видел, капает, плескает, слышал, видал, плещет, каплет, слыхал, не тронь, не трожь.

Для проверки:

книжный

разговорный

видел
слышал
не тронь
плещет
каплет

видал
слыхал
не трожь
плескает
капает

 2. Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в предложении:

Летом мальчика повезут на юг подлечиться.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании повелительного наклонения глагола.

а) лягте; б) положьте; в) отрежьте; г) поезжай.

4.  Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

1) Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.
2) Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.
3) Провожающие стоят на перроне и (махать) вслед уходящему поезду.
4) Виктор, (вылезать) из машины, приехали.
5) Врач сказал, что я скоро (выздороветь).

VI. Подведение итогов

*Задания выполняются письменно и устно (по усмотрению учителя)  в зависимости от  темпа работы.

VII. Домашнее задание

Прочитайте стихотворение. Найдите все ошибки в  роде имен существительных.

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живет
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжует.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропала тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
…Но есть обжора – Время –
Вот кто живёт в шкафу.

                       (Б.Ю. Норман)

2. Прочитайте стихотворную пародию Н. Палина. Какие грамматические особенности пародируемого текста дали основание для написания пародии? Найдите  все неправильные формы глагола  (и не только…). Запишите правильный вариант.

Мольба

Приедь! Это просто и близко…
Приедь! Это нужно теперь… (Р.Заславский)

Приедь, умоляю, приехай!
А то – самолетом прилеть,
Чтоб нам не являлась помехой
Какая-нибудь  гололедь.

Иль запросто,  без церемоний,
Ты вещи покладь в саквояж
И в поезде, в спальном вагоне,
На полку мечтательно ляжь.

А то плывь ко мне пароходом,
Причалу рукой помахай.
А нету доверия к водам –
Сюда на Пегасе скакай.

Приедь, ты не станешь обузой!
Приедь, я зальюсь, как щегол!
Приедь, долгожданная муза!
Уж стынет мой жгучий глагол…

                                              (Н. Палин)

Использованная литература:

    • Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2006
    • Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум.        –  М.: Флинта: Наука, 2006
    • Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005