"Колосок" (украинская народная сказка). "Легкий хлеб" (белорусская народная сказка). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема. Устное народное творчество. Украинская народная сказка “Колосок”. Белорусская народная сказка “Лёгкий хлеб”.

Цели.

  1. Закрепить понятия “народная сказка” и “авторская сказка”; учить выделять особенности народной сказки, называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку; учить выразительно читать диалоги и пересказывать сказку.
  2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 1 класс” (Голованова М.В. и Горецкий В.Г.); мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку. (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель:

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством. Сегодня на уроке мы будем говорить о двух сказках разных народов. (Слайд 1)

- Обычно принято считать, что сказка – это отдых, развлечение. Но умная, глубокая народная сказка не только развлекает и веселит, в сказках издавна отражались свои наблюдения над жизнью, свои думы, чувства и надежды. Сказки учили и воспитывали. Народная сказка учит тому, каким должен быть человек.

(Слайд 2: присказка “Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”)

- Так о сказке сказал А.С. Пушкин.

- А какую сказку мы вчера читали на уроке? Кто её автор? (Речь идёт об украинской народной сказке “Колосок”.) (Слайд 3)

3. Работа над выразительностью чтения. Речевая разминка.

(Слайд 4: несколько предложений из сказки “Колосок”:

- Ох, и есть хочется! – пищит Верть.

- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.)

4. Проверка домашнего задания. Работа над содержанием сказки “колосок”.

1) Драматизация сказки.

- Назовите главных действующих лиц сказки? (Петушок Голосистое горлышко, мышата Круть и Верть)

(Во время пересказа используются Слайды 5-12: рисунки героев и предметов сказки.)

Пересказ сказки (“по цепочке”):

(Слайд 5)

1 ученик – до слов “... а потом принимался за работу”.

(Слайды 6-7)

2 ученик – до слов “ ... я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту”.

(Слайд 8)

3 ученик – до слов “... Друг через друга прыгают, веселятся”.

(Слайд 9)

4 ученик – до слов “... песни поют, пляшут”.

(Слайд 10)

Учитель:

(Слайд 11)

- испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

2) Чтение по ролям заключительной части сказки (автор, петушок Голосистое горлышко, мышата Круть и Верть).

(Слайд 12)

3) Вопросы по содержанию сказки:

- Знали ли мышата, как испечь пироги?

- Почему они остались голодными? (“Доплясались, что без хлеба остались”.)

- Какова главная идея, урок сказки? Найдите подтверждение в тексте сказки.

- Почему это произведение относится к жанру сказок? Докажите. Какая это сказка? (О животных.)

- Актуальна ли сказка сегодня? Можем ли мы с вами оказаться в такой ситуации?

Физкульминутка.

(Слайд 13)

Отгадайте загадку:

Рано утром он поёт,
Спать ребятам не даёт,
Лапкой чистит гребешок.
Кто же это?... (Петушок.)

Игра-потешка

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно и пера лишиться.
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.

5. Работа с белорусской сказкой “Лёгкий хлеб”.

1) Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

(Слайд 14)

- Ребята, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Из слов “голова”, “хлеб”, “всему” нужно составить предложение (пословицу).

(Слайд 15)

Хлеб – всему голова.

- Какой смысл заключён в этой пословице?

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

- Хлеб... Какое важное, дорогое слово. Мы помним с вами, как относятся к хлебу жители блокадного Ленинграда (Слайд 16), какое значение имеет хлеб для жизни, как люди стараются сберечь каждый колосок... (Слайд 17). Недаром говорят в народе: “Хлеба ни куска, и стол – доска. А хлеб на стол, и стол – престол”.

А сколько труда, сил нужно, чтобы вырастить хлеб. (Показать колосок пшеницы и сноп.)

Подберите к слову “хлеб” однокоренные слова.

(Слайд 18): Хлеб, хлебный, хлебушек, хлебороб, хлебница

- Каким бывает хлеб? (Вкусным, ароматным, сладким, мягким....)

Сегодня мы познакомимся с белорусской народной сказкой “Лёгкий хлеб”.

Послушайте сказку и подумайте, почему так названа сказка и в чём её главный смысл?

(Слайд 19)

2) Слушание нового произведения.

(Сказку читает учитель.)

3) Работа над содержанием сказки.

- Лексическая работа:

“уморился” - устал, измучился;

“снопы” - связки срезанных стеблей с колосьями хлебных злаков и некоторых растений; “крестцы” - здесь: снопы, сложенные крестообразно;

“лощинка” - небольшая долина с пологими склонами.

- Какая это сказка? Что в ней сказочного?

- Назовите главных героев сказки.

- С какой просьбой обратился волк к мужику-косарю? (Слайд 20)

- Докажите, что хлеб не просто вырастить. (Слайды 21-23)

- Какие советы давал волку мужик? Послушал ли волк совета мужика? Что волк сказал мужику?

- Что случилось с волком дальше? Расскажите о встрече волка с конём, гусями, овцами. (Слайды 24-26)

Кого хотел съесть волк?

- Почему волк остался голодным? (Слайд 27)

4) Работа с пословицами.

(Работа в группах.)

- Ребята, из данных пословиц вы должны выбрать ту пословицу, которая больше всего подходит к сказке “Лёгкий хлеб”.

Горька порой работа, да хлеб сладок.
Не трудиться, так хлеба не добиться.
Терпенье и труд всё перетрут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Худ обед, когда хлеба нет.

6. Итог урока.

- С какими произведениями мы познакомились на уроке? В чём их главный смысл?

- А что общего в сказках “Колосок” и “Лёгкий хлеб”?

- Какой урок каждый извлёк для себя? (Не трудиться, так хлеба не добиться. Хлеб надо беречь!)

(Слайд 28)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно работали на уроке.

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку и сделать к ней рисунок.