Тема. Устное народное творчество. Украинская народная сказка “Колосок”. Белорусская народная сказка “Лёгкий хлеб”.
Цели.
- Закрепить понятия “народная сказка” и “авторская сказка”; учить выделять особенности народной сказки, называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку; учить выразительно читать диалоги и пересказывать сказку.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 1 класс” (Голованова М.В. и Горецкий В.Г.); мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку. (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Учитель:
- Ребята, мы продолжаем знакомиться с устным народным творчеством. Сегодня на уроке мы будем говорить о двух сказках разных народов. (Слайд 1)
- Обычно принято считать, что сказка – это отдых, развлечение. Но умная, глубокая народная сказка не только развлекает и веселит, в сказках издавна отражались свои наблюдения над жизнью, свои думы, чувства и надежды. Сказки учили и воспитывали. Народная сказка учит тому, каким должен быть человек.
(Слайд 2: присказка “Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”)
- Так о сказке сказал А.С. Пушкин.
- А какую сказку мы вчера читали на уроке? Кто её автор? (Речь идёт об украинской народной сказке “Колосок”.) (Слайд 3)
3. Работа над выразительностью чтения. Речевая разминка.
(Слайд 4: несколько предложений из сказки “Колосок”:
- Ох, и есть хочется! – пищит Верть.
- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.)
4. Проверка домашнего задания. Работа над содержанием сказки “колосок”.
1) Драматизация сказки.
- Назовите главных действующих лиц сказки? (Петушок Голосистое горлышко, мышата Круть и Верть)
(Во время пересказа используются Слайды 5-12: рисунки героев и предметов сказки.)
Пересказ сказки (“по цепочке”):
(Слайд 5)
1 ученик – до слов “... а потом принимался за работу”.
(Слайды 6-7)
2 ученик – до слов “ ... я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту”.
(Слайд 8)
3 ученик – до слов “... Друг через друга прыгают, веселятся”.
(Слайд 9)
4 ученик – до слов “... песни поют, пляшут”.
(Слайд 10)
Учитель:
(Слайд 11)
- испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
2) Чтение по ролям заключительной части сказки (автор, петушок Голосистое горлышко, мышата Круть и Верть).
(Слайд 12)
3) Вопросы по содержанию сказки:
- Знали ли мышата, как испечь пироги?
- Почему они остались голодными? (“Доплясались, что без хлеба остались”.)
- Какова главная идея, урок сказки? Найдите подтверждение в тексте сказки.
- Почему это произведение относится к жанру сказок? Докажите. Какая это сказка? (О животных.)
- Актуальна ли сказка сегодня? Можем ли мы с вами оказаться в такой ситуации?
Физкульминутка.
(Слайд 13)
Отгадайте загадку:
Рано утром он поёт,
Спать ребятам не даёт,
Лапкой чистит гребешок.
Кто же это?... (Петушок.)
Игра-потешка
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно и пера лишиться.
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
5. Работа с белорусской сказкой “Лёгкий хлеб”.
1) Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
(Слайд 14)
- Ребята, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Из слов “голова”, “хлеб”, “всему” нужно составить предложение (пословицу).
(Слайд 15)
Хлеб – всему голова.
- Какой смысл заключён в этой пословице?
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Хлеб... Какое важное, дорогое слово. Мы помним с вами, как относятся к хлебу жители блокадного Ленинграда (Слайд 16), какое значение имеет хлеб для жизни, как люди стараются сберечь каждый колосок... (Слайд 17). Недаром говорят в народе: “Хлеба ни куска, и стол – доска. А хлеб на стол, и стол – престол”.
А сколько труда, сил нужно, чтобы вырастить хлеб. (Показать колосок пшеницы и сноп.)
Подберите к слову “хлеб” однокоренные слова.
(Слайд 18): Хлеб, хлебный, хлебушек, хлебороб, хлебница
- Каким бывает хлеб? (Вкусным, ароматным, сладким, мягким....)
Сегодня мы познакомимся с белорусской народной сказкой “Лёгкий хлеб”.
Послушайте сказку и подумайте, почему так названа сказка и в чём её главный смысл?
(Слайд 19)
2) Слушание нового произведения.
(Сказку читает учитель.)
3) Работа над содержанием сказки.
- Лексическая работа:
“уморился” - устал, измучился;
“снопы” - связки срезанных стеблей с колосьями хлебных злаков и некоторых растений; “крестцы” - здесь: снопы, сложенные крестообразно;
“лощинка” - небольшая долина с пологими склонами.
- Какая это сказка? Что в ней сказочного?
- Назовите главных героев сказки.
- С какой просьбой обратился волк к мужику-косарю? (Слайд 20)
- Докажите, что хлеб не просто вырастить. (Слайды 21-23)
- Какие советы давал волку мужик? Послушал ли волк совета мужика? Что волк сказал мужику?
- Что случилось с волком дальше? Расскажите о встрече волка с конём, гусями, овцами. (Слайды 24-26)
Кого хотел съесть волк?
- Почему волк остался голодным? (Слайд 27)
4) Работа с пословицами.
(Работа в группах.)
- Ребята, из данных пословиц вы должны выбрать ту пословицу, которая больше всего подходит к сказке “Лёгкий хлеб”.
Горька порой работа, да хлеб сладок.
Не трудиться, так хлеба не добиться.
Терпенье и труд всё перетрут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Худ обед, когда хлеба нет.
6. Итог урока.
- С какими произведениями мы познакомились на уроке? В чём их главный смысл?
- А что общего в сказках “Колосок” и “Лёгкий хлеб”?
- Какой урок каждый извлёк для себя? (Не трудиться, так хлеба не добиться. Хлеб надо беречь!)
(Слайд 28)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно работали на уроке.
7. Домашнее задание.
Прочитать сказку и сделать к ней рисунок.