Приемы развития навыков креативного письма при обучении немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


Работа с прозой является одним из приемов развития творческого потенциала у учащихся, в частности навыков креативного письма. В процессе творческой переработки исходного текста учащиеся, используя представленный в тексте образец оформления высказываний, выражают свои собственные мысли и эмоции. Разберем основные виды креативных заданий, предполагающие продуцирование учащимися собственных текстов.

Первый вид работы представляет собой создание текстов из слов. Учащиеся с помощью учителя собирают и записывают на доске 15-20 слов (они могут быть любыми частями речи и относиться к любой теме). Учащиеся группируются по 3-4 человека и придумывают с этими словами (количество оговаривается или используются все) текст. Тема не называется, иначе тексты будут похожи.

 Leben

Es war eine hungrige Nacht für einen netten Hund. Er sah nichts und niemanden in diesem kalten Winter. Denn morgen wollte er einen Schüler treffen, musste der Hund jetzt etwas essen. Plötzlich fühlte er sich schlecht, fiel und konnte nicht gehen. Am Morgen öffnete das arme Hündchen seine Augen und sah vor sich ein rundes helles Gesicht.

 

Такой рассказ составили учащиеся, используя слова, собранные в процессе “мозгового штурма”. Их небольшое произведение получилось оригинальным, интересным и творческим. Работая в мини-группах школьники с увлечением придумывали рассказ, спорили, приходили в результате к единому решению.

Обратимся к следующему приему развития креативных навыков письма – продолжение истории. Учащиеся образуют мини-группы по 3 человека. Каждая группа пишет заглавие на чистом листе бумаги (цитату, рекламный слоган, название песни, заголовок газеты и др.). Потом группы по кругу меняются своими листами. За 5 минут группы пишут начало, подходящее к названию и меняются листами дальше. На следующем этапе группам дается 7 минут для прочтения и продолжения рассказа, на последнем этапе – 9 минут, чтобы дописать историю до конца. Затем работы учащихся зачитываются и оцениваются критически, целен ли текст, понравился ли.

Составление “наполняющихся историй” возможно с использованием карточек. На одной стороне карточки пишется “Anfang” (начало), на обратной – “Ende” (конец). Каждый учащийся получает карточку и пишет на передней стороне начало истории – одно предложение. Карточки собираются и раздаются вновь. Теперь каждый на другой стороне пишет конец истории (одно предложение). Потом они перемешиваются и опять распределяются. Ученики получают задание, написать историю, начало и конец которой уже есть на карточке. Данная работа может выполняться одним учеником или в группе.

 Anfangssatz: Als ich klein war, träumte ich von einem Haustier.

Endsatz: So ist das Leben.

Следующий вид работы “книга в подарок” предполагает деление учащихся на пары. Они получают изображение книжной обложки без названия. Задание состоит в том, чтобы ученики озаглавили книгу, написали, кому бы они подарили книгу и обосновали, по какой причине именно эту книгу они решили подарить. Такой вид работы позволяет выразить учащимся симпатию или благодарность в краткой форме. В конце можно зачитать настоящее заглавие книги. Включение иллюстративного материала в работу является дополнительным мотивирующим стимулом.

Titel: Kleine Kinder – kleine Sorgen, große Kinder – große Sorgen

Lieber Papa,

möge dir das Buch Hilfe bringen und dir lehren, wie man Kinder richtig erziehen soll.

Dein Sohn, Maxim

Не менее интересным представляется работа с художественными жанрами, “какие книжки мы могли бы написать”. Учащиеся придумывают интересные заглавия для книг и называют жанр, основываясь на заглавии. Также они могут огласить придуманные названия, а другие будут отгадывать, какой жанр подходит к ним. Это доставит немалое удовольствие ученикам.

Самым простым и эффективным способом развития креативных навыков является составление текстов с использованием своих имен. Каждый ученик в группе пишет в столбик буквы своего имени на небольшом листке бумаги, затем передает следующему, который подбирает слова (любой части речи) к каждой букве. Третий составляет их этих слов короткий текст.

M utter

A uto

R ad

I hr

A nder

Meine Mutter ist sehr schön. Sie hat ein rotes Auto. Sie fährt damit durch die Stadt. Wenn sie aber auf dem Lande ist, braucht meine Mutter ein anderes Verkehrsmittel – ihr Rad!

Цель следующего задания – создание “сворачивающихся историй” с помощью рабочего листа (Приложение 1). Каждый отвечает на поставленный с левой стороны вопрос, загибает листок и передает другому. В конце истории зачитываются.

Наиболее ярким приемом развития креативных навыков письма является написание комиксов. Учащимся предлагаются последовательные рисунки/картинки (Приложение 2), к которым они должны придумать комикс в виде диалога/рассказа. Как известно, картинки, наглядный иллюстративный материал играет огромную роль в обучении ИЯ. Он повышает активность учащихся, пробуждает фантазию, мотивирует их к письму.

Заключительный прием – создание “параллельных текстов”. Данный прием эффективен при работе с прагматическими текстами: объявлениями, прогнозами погоды, рекламами и др. Учащиеся на основе предложенного текста составляют свой. Тема текста должна быть актуальна для них, учитывать их интересы. При написании своего текста, учащиеся должны придерживаться формы, а содержание изменять. Например, учащимся предлагается любовные записки, поздравления (Приложение 3). В них используются названия животных в ласковой форме к человеку. На основе этих записочек ученики придумывают свои собственные.

Liebes Kätzchen!

Ich liebe dich.

Einen dicken Kuss!

Dein dickes Schwein!

Mein Bärchen,

ich liebe dich so viel und will

immer mit dir sein.

Dein Mäuschen

Mein süßer Eskimo!

Ich liebe dich sehr!

Deine Blume

Hallo, meine kleine Sonne!!!

Ich vermisse Dich.

Mit Liebe, deine Wolke

Объем статьи не позволяет рассмотреть все существующие на сегодняшний день виды креативных заданий. Предложенные в данном разделе виды заданий не относятся к распространенным, но являются эффективными для развития креативных способностей учащихся при обучении иностранному языку. Все они рассчитаны на старший этап изучения ИЯ. Но некоторые из них могут быть использованы и на среднем, и на начальном.

Обучение креативному письму способствует реализации основных задач современного школьного образования:

  • сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
  • шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
  • стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения и продуцировать собственные тексты;
  • усилить степень автономии учащихся;
  • пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Использование приемов креативного письма интенсифицирует процесс обучения ИЯ. Это проявляется в следующем:

а) креативное письмо направлено на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) обучение креативному письму предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в обучении креативному письму соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (текстов) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой развитие креативных способностей. С другой стороны, учащиеся в процессе обучения креативному письму вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

Таким образом, обучение креативному письму основано на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников.

Библиография

  1. Fritzsche, Joachim Schreibwerkstatt: Geschichten und Gedichte: Schreibaufgaben, -übungen, -spiele. 2. Aufl., Stuttgart: Klett, 2004
  2. Knieß M. Kreativitätstechniken. Methoden und Übungen. München, 2006
  3. Schreiter, Ina Schreibversuche. Kreatives Schreiben bei Lernern des Deutschen als Fremdsprache - Themenvorschläge, Arbeitsempfehlungen und viele authentische Beispiele für phantasievolle Texte. – München: Iudicum, 2002
  4. Schuster K. Das personal-kreative Schreiben im Deutschunterricht, Theorie und Praxis. Hohengehren, 2003