В ближайшее время Ваш малыш впервые отправится
в детский сад. Вы, как и все родители, с волнением
ждете этого момента.
Вы очень сильно сомневаетесь, нужно ли отдавать
ребенка в детский сад и не будет ли для него это
травматическим опытом.
Не стоит этого бояться! Ведь рано или поздно у
ребенка изменится окружающий его круг, и
придется пережить эту травму.
Кроме того, в 2-3 года ребенок уже нуждается в
активном взаимодействии со сверстниками, а с
каждым годом все больше.
По опыту работы с детьми, которые не посещают
детский сад, часто бывают, замкнуты, не уверены в
себе, не хотят играть с другими, не умеют
договариваться, у них нарушена речь.
Благодаря детскому саду:
– происходит активно развитие у ребенка
коммуникативных навыков и социализации;
– начинают формироваться важные функции:
произвольность и контроль. Здесь необходимо
соблюдать определенный режим дня, играть по
правилам, участвовать в разнообразных видах
деятельности, в том числе и совместной с другими
детьми. Родителям все это самостоятельно
организовать дома не под силу.
Как подготовить самостоятельно ребенка к детскому саду?
Чтобы адаптация ребенка прошла успешно и безболезненно, его надо обязательно готовить к грядущим важным переменам.
1. Начать надо с самого главного – с наблюдения за здоровьем малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки. Причем прививки делают не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное – это закаливание и физкультура. Воздушные ванны, влажные обтирания, длительные прогулки на свежем воздухе и другие процедуры являются необходимым элементом всей подготовки детей к поступлению в детский сад. Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.
2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на праздниках, ходить на дни рождения друзей. Причем в данном случае родитель должен показать, как надо общаться, делиться игрушками, вместе играть с другими детьми. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует или нелегко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
На заметку:
– Дети гостеприимных, дружелюбных родителей, а
также дети из семей, состоящих из многочисленных
родственников, легко вступают в контакт с
воспитателем и няней. У таких детей, как правило,
адаптационный период длится несколько дней.
Малыши таких семей деятельны, веселы, много
играют, обращаются как с детьми, так и со
взрослыми.
– Плохо приспосабливаются к коллективной жизни
дети, которых чрезмерно опекали в семье, которые
не знают родительского «нельзя».
3. Необходимо отпустить ребенка в детский сад с желанием. Ведь дети очень чувствительны к настоянию мамы, поэтому если она сильно переживает и не верит, что в саду все будет хорошо, ребенок на бессознательном уровне тоже будет рассматривать эту ситуацию как опасную. Настройте ребенка на мажорный лад – внушите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. «Ты теперь уже большой, скоро пойдешь в детский сад, там много ребятишек, с ними можно играть. А еще там много разных игрушек и очень весело. Только мамы рядом не будет, так как мне надо ходить на работу. В детском саду все ребята без мам, с ними играет добрая тетя – воспитатель, она всегда будет тебе помогать. А я как денежки заработаю, сразу приду за тобой».
4. Важно рассказать ребенку, что такое детский сад, причем в максимально позитивно обстановке. Чем больше он знает о предстоящем событии, тем меньше тревоги оно вызывает. Можно прочитать книжки, истории про детский сад, рассказать о своем опыте, расспросить об этом бабушек, дедушек и т.д.
5. Важно соблюдать режим дня, хотя бы перед детским садом приблизиться к требованиям, которые предъявляются в ДОУ. Либо неизбежен протест со стороны ребенка по отношению к жестким рамкам.
К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час – с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.
6. Познакомьте ребенка с блюдами «общественного питания»: приучите есть каши, творожные запеканки, суфле, овощные блюда, пить компот, чай с молоком и т. п.
7. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания и личной гигиены: кушать и пить самостоятельно, надевать и снимать одежду (носки, колготки, обувь). Не расстраивайтесь, если у малыша пока это не получается, скажите ему: «Малыш, воспитатель тебе обязательно поможет».
8. Выбирая одежду для малыша, отдавайте предпочтение той, которая легко одевается и снимается: простые колготки, обувь на липучке, просторные кофты.
9. Необходимо, чтобы ребенок мог хотя бы недолго играть самостоятельно, без активного включения родителей.
10. Готовьте ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
11. Перед посещением детского сада сходите на экскурсию в детский сад, посмотрите группу, в которую будет ходить ваш малыш, другие помещения: спортивный и музыкальный залы, сенсорная комната, изостудия и т.п. Познакомьте ребенка с детьми и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Погуляйте на участке.
12. Можно поиграть с ребёнком в игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре соблюдается ритм детсадовской жизни: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать… Полезно продолжать игру и тогда, когда малыш начнет ходить в садик. В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности он испытывает, помочь ему справиться с ними.
13. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
Рекомендации при посещении ребенка в первые дни
Первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении самые болезненные. Матери и ребенку нужно время, чтобы освоится в новой ситуации. Следуя нашим рекомендациям, Вы поможете своему ребенку влиться в новый коллектив, приспособиться к новым для него условиям.
1. Как можно раньше сообщите врачу детского сада и воспитателям о личностных особенностях вашего малыша. Расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
2. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
3. Не конфликтуйте с работниками детского сада, особенно при ребенке.
4. Начать посещение детского сада лучше всего с прогулки, предусмотренной режимом детского сада, но тогда заранее предупредите воспитателей. Вы приходите на участок и гуляете вместе с другими ребятишками. Маме лучше стоять в сторонке и просто наблюдать за малышом.
5. Первый день в группе лучше провести с мамой. Это поможет ребенку спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогут освоиться в новой обстановке, познакомиться с воспитателями и детьми.
6. На второй день можно оставить ребенка на 30 минут. По опыту работы, родители забирают детей уже через 2-4 часа.
7. Даже если ребенок с удовольствием посещает детский сад, не торопитесь оставлять его на целый день, старайтесь забрать его пораньше.
8. В первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни – один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
9. Если ваш ребенок с трудом расстается с вами по утрам при приходе в детский сад, не расстраивайтесь – это обычное явление. Вот несколько советов:
– Если ребенок, расставаясь с мамой,
устраивает истерики, пусть в детский
сад отводит папа либо другие родственники.
– Продемонстрируйте свою уверенность в
воспитателе, обратившись к нему с такими,
например, словами: «Я вижу, у вас сегодня
ожидается веселый день».
– Скажите ребенку, как он может определить время,
когда вы должны за ним прийти (например, сразу
после полдника), но тогда уж будьте точны. «Ты
поешь суп, и я за тобой приду», «Ты проснешься, и я
за тобой приду», «Вы сходите на музыкальное
занятие, и я за тобой приду».
– Поцелуйте его на прощанье, словно ничего не
происходит и скажите: «Я тебя очень люблю. Ты
немножко поиграешь, и я приду за тобой». И
уходите, не задерживаясь.
– Скажите ребенку уверенным
доброжелательным тоном, что Вам пора идти;
– Попрощавшись, уходите не оборачиваясь. Так
ребенок сможет расстаться утром с вами без
эмоционального напряжения и негативных
переживаний.
– Уходите решительно, если вы задержитесь, малыш
начнет себя жалеть.
10. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку:
– Постарайтесь «уговорить ее» переночевать в
садике и наутро снова с ней встретиться. Если
ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит
с ним ежедневно и знакомится там с другими.
– Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в
детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было
ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете много о
том, как вашему малышу удается привыкать к
детскому саду.
11. Будьте терпеливы.
– Помните, в любой ситуации следует
проявить терпимость к ребенку. Не делайте
скоропостижных выводов относительно методов
воспитания, которые в том или ином случае вы
хотите использовать.
– Старайтесь проявить интерес к тому, что ему
нравится делать (коллекционировать, рисовать и
др.).
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
12. Расширяйте кругозор ребенка:
– Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые
положительные впечатления, о которых он мог бы
рассказать.
– Каждый день читайте ребенку и обсуждайте
прочитанное.
– Используйте развивающие игры и игрушки.
– Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных
рассуждений и объяснений.
– Не сравнивайте ребенка ни с какими другими
детьми (братом или сестрой, соседями и пр.).
– Не требуйте слишком многого – пройдет немало
времени, прежде чем ребенок научится
самостоятельности.
13. В течение всего периода адаптации (2-3 месяца) родителям надо быть очень внимательными, ласковыми, заботливыми, разговаривать с ободряющим тоном, радоваться ребенку, стараться не обращать внимание на капризы, помогать своему малышу, почаще хвалить его.
– Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде,
дорог Вам и любим.
– Поощряйте в ребенке стремление задавать
вопросы, любопытство.
– Поощряйте игры с другими детьми.
– Поощрения и наказания должны быть правильно
сбалансированы.
– Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу.
Похвала должна быть адекватна результату
действия. Давайте положительную установку на
будущее, даже если ребенку что-то не удалось
(например, завтра все получится). Не бойтесь часто
произносить фразы типа: «Ты уже большой!»,
«Молодец! Ты делаешь все сам» и т.п.
– Не угрожайте ребенку детским садом как
наказанием за детские грехи, а также за его
непослушание.
14. Малыш перегружен впечатлениями, поэтому нужно щадить его нервную систему: пока идет психологическая перестройка, не стоит принимать у себя друзей, ходить в гости, посещать общественные мероприятия, поздно возвращаться домой.
15. Проявляйте живой интерес и участие к делам детского сада, в стенах которого ваше чадо теперь будет проводить больше времени, чем в родном доме.
– От воспитателей интересуйтесь жизнью и
деятельностью вашего ребенка в детском саду.
– Не спрашивайте у ребенка, что он делал в
детском саду. В ответ услышите однообразное:
«Ничего» или «Мы играли». Вопрос должен быть
конкретным и давать возможность почувствовать
малышу, что вам о его жизни в детском саду все
известно, а волнуют вас именно комфорт и его
благополучие. Если ребенок рассказывает, что они
в группе занимались поделками или рисовали, –
проявите интерес. Расспросите, какую часть малыш
сделал сам, а какую – ему помогли. В выходной день
предложите вместе сделать такую же поделку или
нарисовать картинку и подарить ее папе или
бабушке.
Радуйтесь прекрасным минутам общения со
своим малышом!
Самое главное будьте уверены, что у Вас
всё получится и Ваш малыш будет с удовольствием
посещать детский сад!