Задачи:
- Образовательная: создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии, её задачах, влиянии на организмы абиотических факторов, приспособленности организмов к их воздействию; содействовать становлению процесса определения принадлежности факторов к определённой группе; обеспечить наличие необходимых условий для формирования умений работать с изображениями, текстами, таблицами;
- Воспитательная: формировать экологические представления;
- Развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Решение биологических (экологических) задач с опорой на имеющиеся ранее знания
1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).
Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.
Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?
Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.
2. Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?
Ответ. У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и испаряют небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань.
3. После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?
Ответ. Мхи и папоротники растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания [1]
Все решённые нами задачи являются экологическими.
3. Изучение новых знаний
Эти и многие другие задачи решает наука
экология.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов
с окружающей средой (Приложение
1. Слайд 2). (Записывание определения
обучающимися в тетрадях, выделение ключевого
слова – «взаимоотношения»). А ещё экологию
называют «наукой о доме» (греч. «ойкос» – дом,
жилище, «логос» – наука).
Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста
Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866
году. (Демонстрируется портрет учёного) (Приложение 1.Слайд 3).
На слайде представлены задачи экологии.
Подумайте, чем важна эта область знания, какие
жизненные задачи она помогает решать людям? Для
иллюстрации ответов приведите примеры (Приложение 1. Слайд 4).
Задачи экологии:
- изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
- изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
- искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
- создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
- решение проблем охраны природы [3].
(Выслушивание и корректировка ответов)
Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы.
Демонстрация слайда (Приложение 1. Слайд 5)
Экологические факторы подразделяют на три группы:
1) абиотические (факторы неживой природы:
свет, температура, влажность и др.);
2) биотические (факторы, обусловленные
деятельностью других организмов);
3) антропогенные (факторы, обусловленные
деятельностью человека).
Запишите в тетрадях представленную классификацию экологических факторов в удобной для вас форме (схема, текст).
Фронтальная работа с изображениями. Посмотрите на предложенные Вам иллюстрации. Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление (шмель опыляет клевер, ель растёт рядом с берёзой, пожар в лесу (по вине человека и после удара молнии), сильная жара и растения, ящерица греется на пне под солнечными лучами, роса на траве, строительство водохранилища, сбор опавших листьев в парке, белка собирает грибы и т.д.).
Обучающимся предлагается просмотреть анимацию «Абиотические факторы»[4] (Приложение 4), выслушать корректирующие замечания учителя по его содержанию и выполнить письменные задания: заполнить схемы, таблицы, кратко ответить на вопрос (Приложение 2). При возникновении затруднений у школьников организуется самостоятельная работа с текстом – дополнительным материалом [2] (Приложение 3).
4. Закрепление материала в форме игры «Кот в мешке». (Приложение 1. Слайды 6-22). Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе.
5. Подведение итогов
Выставление отметок за работу на уроке.
Домашнее задание (в зависимости от используемого учителем учебника).
Используемые источники.
- Е.Н. Демьянков. Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 1996.
- С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: «Дрофа», 2009.
- И.В. Мошкина. Справочник школьника по биологии.6-11 классы. – Санкт-Петербург: «Литера», 2013.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000052a-1000-4ddd-f193-1d0046bc434a/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=pupil&class=51&subject=29