Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений
(целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в ВУЗе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Бессоюзные сложные предложения
Анализ бессоюзных предложений нужно проводить с учётом особенностей средств связи (различные виды интонации, порядок расположения частей, видо-временные формы ;глаголов сказуемых. При разборе бессоюзных предложений можно указывать также на их синонимичность и несинонимичность союзным предложениям.
Порядок разбора бессоюзных сложных предложений
1) Простые предложения, входящие в сложное
бессоюзное предложение (зачитать).
2) Смысловые отношения между частями
предложения (перечисление, причина, пояснение,
дополнение, время, условие и т. д.)
3) грамматические средства, выражающие эти
отношения (тип интонации, порядок следования
частей, видо-временные формы глаголов-сказуемых,
лексические элементы и т. д.)
Образцы разбора бессоюзных сложных предложений
Шёл мелкий, назойливый дождь, пронизывало холодом и сыростью, мутное небо тяжело повисло над горизонтом (К. Станюкович «Вокруг света на «Коршуне»)
Это сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх простых предложений(назвать). В предложении перечисляются одновременно существующие явления. Это значение передаётся с помощью перечислительной интонации. Схема предложения.
Путь был нелёгок: он лежал через разорённую войной страну (П. Сажин )
Это сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух предложений (назвать). Во втором предложении указывается причина того, о чём говорится в первом. Схема предложения.
Многочленные бессоюзные сложные предложения
В состав бессоюзных сложных предложений
могут входить три (реже более) простых
предложений, которые могут по-разному
компоноваться, образуя структурно-смысловые
части этого предложения. Поэтому первой
частью анализа подобных конструкций является
нахождение данных структурных частей и
определение смысловых отношений между ними.
Следующим шагом должно быть определение
состава т типа отношений внутри названных
частей, если они представляют собой бессоюзное
сложное предложение.
О многочленных бессоюзных предложениях можно прочитать в книге С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова «Современный русский язык. Синтаксис простого предложения». (М.,1977)
Порядок разбора многочленных бессоюзных сложных предложений
1) Тип сложного предложения по характеру связи и
количеству входящих в него простых предложений.
2) Количество простых предложений, входящих в
состав предложения, и их границы(назвать).
3) Структурно-смысловые части в составе
бессоюзного сложного предложения.
4) Смысловые отношения между данными
структурными частями, средства их выражения.
5) Характеристика типов бессоюзное связи внутри
каждой структурной части, если она представляет
собой бессоюзное сложное предложение, и средства
их выражения.
Образец разбора многочленных бессоюзных сложных предложений
Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: зубила каменщиков издавали тонкие, чистые и твёрдые звуки, от клепальщиков,чеканящих заклепы на котлах, шли звонкие удары, издали слышался тяжелый грохот паровых молотов. (По А. Куприну «Молох»)
1) Это предложение сложное, бессоюзное,
многочленной конструкции.
2) Состоит из четырёх простых
предложений(назвать)
3) В предложении выделяются две
структурно-смысловые части: 1-я – Тысячи
звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул,
2-я – вся остальная часть.
4) Между этими частями возникают
причинно-следственные отношения: 2-я часть
раскрывает причину того, о чём говорится в первой
части. Связь эта выражена интонацией, порядком
следования частей.
5) 1-я часть представляет собой простое
предложение, а 2-я – сложное, бессоюзное, с общим
значением перечисления.
Многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзное связи
Сложные многочленных предложения могут представлять собой многообразные комбинации связей входящих в них простых предложений:
1) Союзной сочинительной и подчинительной,
когда ведущей является обычно сочинительная
связь.
2) Бессоюзной и союзной подчинительной, когда
ведущей может быть бес союзная связь.
3) Бессоюзной и союзной сочинительной, когда
ведущей может быть или бес союзная, или союзная
сочинительная связь.
Для правильного понимания таких
многочленных конструкций нужно прежде всего
найти ведущую, основную связь, выделив при этом
структурно-смысловые части с более тесной связью
простых предложений, и определить тип
предложения по ведущей связи. Затем даётся
характеристика основных частей , если они
представляют собой сложное предложение.
Многочленные предложения с разными типами связи
описаны в следующих пособиях:
С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. Современный
русский язык. Синтаксис простого предложения. М.:
Просвещение,1977.
Валгина Н.С. Синтаксис современного
русского языка. М., Агар, 2000.
Современный русский язык/ Под ред. Д.Э.
Розенталя.М.: Высшая школа, 1991. Ч. 2. Синтаксис.
Порядок разбора многочленных бессоюзных сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзное связи
1) Тип сложного предложения по количеству
входящих в него простых предложений и по
характеру их связи.
2) Количество простых предложений , входящих в
состав сложного предложения, их
границы
(назвать, пронумеровать).
3) Структурно-смысловые части сложного
многочленного предложения, характеризующиеся
более тесной смысловой связью входящих в него
простых предложений.
4) Характеристика основной связи между
выделенными частями.
5) Характеристика частей по типу связей простых
предложений в их составе.
Образцы разбора многочленных бессоюзных сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзное связи
(1) Некоторые, не отрываясь, глядели в окна, (2) другие, наоборот, старались смотреть в пол, (3) чтобы как-нибудь не увидать,(4) на какой они летят высоте, (5) но они чувствовали, (6)что под ними расстилается океан, (5)и от этого не могли ни о чем больше думать. (По Б.С. Житкову «Над водой»)
1) Это сложное предложение многочленной
конструкции с разными видами связи: с
сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
2) В его состав входят 6 простых предложений
(назвать).
3) Простые предложения объединяются в две части
(первая – 1, 2, 3, 4 предложения, вторая – 5, 6
предложения).
4) Между первой и второй частью сочинительная
связь, выраженная союзом но.
5) Первая часть – многочленных конструкция: (1), (2)
– простые предложения с бессоюзной связью, (3), (4)
– сложноподчинённые предложения с
последовательным подчинением; вторая часть –
сложноподчинённое предложение, в котором
придаточное находится внутри главного
предложения. Схема предложения.
Пунктуационный разбор
Постановка знаков препинания обусловлена структурными особенностями предложения, смысловыми отношениями его составных частей, поэтому пунктуационный разбор должен быть тесно связан с анализом синтаксической структуры предложения.
Возможны два вида пунктуационного разбора:
1) Пунктуационный разбор, сопутствующий разбору
синтаксическому (при определении структуры
предложения учащиеся одновременно объясняют и
знаки препинания).Такой разбор включается в
синтаксический и занимает подчинённое
положение.
2) Пунктуационный разбор как самостоятельный вид
анализа, цель которого – объяснение имеющихся в
предложении знаков препинания.
Синтаксический материал в данном случае привлекается к разбору, только если постановка знаков препинания прямо или косвенно об уславливается синтаксическим строением предложения.
При пунктуационном разборе надо назвать грамматические условия постановки знака препинания, дать его характеристику по употреблению (одиночный, повторяющийся, парный) и по функции (разделительный, выделительный), а затем сформулировать пунктуационное правило.
Пунктуационный разбор может быть полным и частичным(на определённую тему). При частичном разборе знаки препинания объясняется выборочно (ср. знаки препинания при обособлении, однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.)
При полном пунктуационном разборе объясняются все знаки препинания, которые встречаются в предложении. Это более трудоёмкий вид работы, он используется обычно для повторения.
При изучении признаков пунктуационного разбора могут быть использованы следующие пособия:
1. Шапиро А.Б. Современный русский язык.
Пунктуация.М.: Айри-пресс, 2005.
2. Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Трудные
случаи пунктуации. М.: Искусство, 1961.
3. Валгина Н.С. Актуальные проблемы
современной русской пунктуации. М., 2004.
Образцы пунктуационного разбора
Они подходили к временному лагерю,(1)разбитому в пещере,(1) уже на закате,(2) и каждая скала, (3)каждый пик бросали чётко очерченные тени. (4) (Р.Шекли «Охота»)
а) Предложение повествовательное, поэтому в конце поставлена точка (4). Это одиночный, разделительный знак.
б) По структуре это сложносочинённое предложение: состоит из двух простых предложений (назвать), между двумя простыми предложениями стоит соединительный союз и, перед которым ставится запятая (2). Это одиночный, разделительный знак.
Правило: Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми.
в) первое простое предложение в составе
сложносочинённого осложнено обособленным
определением, выраженным причастным оборотом
(разбитому в пещере), который с обеих сторон
выделяется запятыми (1). Это парный выделительный
знак.
Правило: Причастный оборот(распространенное
согласованное определение), стоящий после
определяемого слова, выделяется запятыми с обеих
сторон.
г) во втором предложении – однородные члены предложения (скала, тени). Это однородные подлежащие, между ними ставится запятая (3). Это одиночный, разделительный знак.
Правило: Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов.
Я скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки.
Это сложное бессоюзное предложение, двоеточие стоит между его частями(простыми предложениями). Это одиночный, разделительный знак.
Правило: Двоеточие ставится, если в 1-й части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, такой, конкретное содержание которых раскрывается во второй части.