Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Осложнённые предложения
При анализе осложненных простых предложений (см. П. 6) прежде всего отмечается, чем осложнено это предложение, затем раскрывается грамматические и функциональные особенности осложнявшим конструкций. Например, характеризуя обособленные члены предложения, надо сначала назвать, какие члены предложения обособлены, затем определить условия обособления, функции обособленных членов; при анализе однородных членов нужно вначале классифицировать их как члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство), установить характер связи между этими членами предложения и средства её выражения (интонация, союзы); вводные конструкции характеризуется с точки зрения их грамматической структуры (слово, сочетание слов, глагольное, именное, наречное; предложение), эмоциональная оценка, способ выражения мысли; последовательность их изложения и т. д.
Образец разбора осложнённых предложений
(разберём п.6, т. е. проанализируем лишь осложняющие конструкции)
Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружьё наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. (А. Куприн «Олеся»).
а) предложение осложнено обособленным определением и двумя обособленными обстоятельствами.
б) определение «Охваченный охотничьим волнением» выражено причастным оборотом, стоит перед определяемым словом, обособляется, потому что указывает на признак подлежащего и одновременно по смыслу относится к сказуемому, выражая добавочное обстоятельственное значение причины (почему побежал?)
в) обстоятельство образа действия «держа ружьё наперевес» выражено деепричастным оборотом, относится к сказуемому и обособляется.
в) обстоятельство «ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары» выражено деепричастным оборотом и обособляется.
Члены предложения
Принципы классификации членов предложения учащимся хорошо знаком ещё с начальной школы (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). Новые знания в старшей школе учащиеся получают, когда речь заходит о классификации сказуемых. По структурному признаку выделяются простые и составные сказуемые. По морфологическому выражению сказуемые делятся на именные и глагольные. Таким образом, разбор по членам предложения становится более летальным и глубоким.
Порядок разбора по членам предложения
1) Главные члены двусоставного предложения или главный член односоставного предложения, способ их выражения;
а) подлежащее, грамматический способ его выражения; для подлежащего, выряженного словосочетанием: какими частями речи являются его члены и в какой форме употреблены;
б) сказуемое; его тип (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое); способ выражения сказуемого: значение и способ выражения составных частей в составных сказуемых; тип связки и способ выражения именной части в именном сказуемом; согласованное, несогласованное сказуемое.
2) Второстепенные члены предложения (сначала относящиеся к подлежащему, затем – к сказуемому); их характеристика:
а) дополнение; тип дополнения по слову, от которого оно зависит (приимённое, приглагольное, принаречное); на какой вопрос отвечает; прямое или косвенное ; грамматический способ его выражения;
б) определение; согласованное или несогласованное; к какому слову относится; на какой вопрос отвечает; чем выражено;
в) приложение, его значение; к какому слову относится; чем выражено; согласуется ли с определяемым словом; в чём согласуется; знаки препинания при приложении.
г) обстоятельство; разряд по значению (места, времени, причины, образа и способа действия, меры, цели,условия, уступки) на какой вопрос отвечает; грамматический способ выражения;
Образец разбора по членам предложения.
Юному композитору Моцарту поручили сочинить оркестровую серенаду. (М. А. Давыдова «Вольфганг Амадей Моцарт. Биографический очерк»)
Поручили – главный член (сказуемое) односоставного, неопределённо-личного предложения; простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа;
Моцарту – приглагольное дополнение, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопрос (предложили) кому?, дополнение косвенное, выраженное формой дательного падежа имени существительного (собственного)
Композитору – приложение, указывает на профессию; относится к существительному-дополнению (Моцарту), выражено нарицательным существительным; согласуется с определяемым словом в падеже (Д.п.), в данном случае происходит совпадение форм рода и числа.
Юному – согласованное определение к приложению композитору; отвечает на вопрос(какому композитору?), выражено прилагательным.
Сочинить – приглагольное дополнение, зависит от глагола-сказуемого, отвечает на вопрос что предложили?; выражено объектным инфинитивом;
Серенаду – приглагольное дополнение, зависит от переходного глагола сочинить, прямое дополнение, выражено существительным в винительном падеже без предлога.
Оркестровую – согласованное определение к дополнению серенаду, отвечает на вопрос (какую серенаду?), выражено прилагательным.
Сложное предложение
В основу предлагаемых схем положена наиболее распространена в современной науке классификация сложных предложений на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные. При работе над данной темой следует обратить внимание на следующие вопросы:
1) Определение сложного предложения.
2) Средства связи частей сложного предложения.
3) Особенности сочинения и подчинения частей
сложного предложения. Определение
сложносочинённого и сложноподчинённого
предложения.
4) Структурно-семантический принцип
классификации сложноподчинённых предложений.
5) Типы бессоюзных предложений.
Анализ сложных предложений по предлагаемым схемам возможен лишь при условии глубокого изучения перечисленных вопросов.
При проведении грамматического разбора сложного предложения нужно придерживаться следующего порядка: после прочтения предложения и аргументации поставленных знаков препинания (в трудных случаях мотивировка того или иного знака препинания может быть дана лишь после анализа структурных особенностей предложения) следует определить количество простых предложений, составляющих сложное. Для этого требуется найти в каждой части грамматическую основу (подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении; главный член в односоставном предложении), определить границы этих частей, отделив их вертикальными линиями и пронумеровав.
После этого нужно обратить внимание на средства связи частей и по ним определить тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное).
Одновременно с анализом структурных особенностей предложения , средств связи его частей следует вычерчивать схему , которая должна наглядно воспроизводить структурно-грамматические признаки данного предложения. Такая схема особенно нужна для усложнённых предложений, с её помощью можно в итоге разбора дать развёрнутую характеристику сложного предложения.
Сложносочинённые предложения
Классификация сложносочиненных предложений дается с учётом характера смысловых отношений и средств связи между его частями. В соответствии с этим выделяются сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами (соответственно и смысловыми отношениями).
Порядок разбора сложносочинённых предложений
1) Количество простых предложений, входящих в
состав сложносочинённого предложения, их
границы.
2) Какими союзами связываются простые
предложения, их значение (соединительные,
разделительные, противительные)
3) Грамматический способ выражения этих
отношений (союзы и их типы, видо-временные формы
глаголов-сказуемых, порядок следования частей,
синтаксический параллелизм, неполнота одной из
частей).
Я иду черной лошадиной тропой, и мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (В. Белов «На Родине»)
1) Предложение сложносочинённое, состоит из
двух простых предложений (зачитать).
2) Простые предложения связаны соединительным
союзом и.
3) Соединительные отношения выражаются
соединительным союзом и , строгим порядком
следования частей.
Сложноподчинённые предложения
Для анализа сложноподчиненного предложения важно определить его структурные особенности (отнесённость придают очного предложения ко всему главному или к отдельному слову; использование в качестве средств связи частей союза или союзного слова и выявление смысловых отношений между частями сложноподчинённого предложения.
Порядок разбора сложноподчинённого предложения
1) Главное и придаточное предложения.
2) К чему относится придаточное предложение (к
слову, словосочетанию или ко всему главному
предложению)
3) Грамматические средства связи придаточного
с главным (союз, союзное слово, неполнота главной
части, лексические элементы)
4) Смысловые отношения между главным и
придаточным предложением , их оттенки: на какой
вопрос отвечает придаточное(если такой вопрос
возможен).
5) Тип придаточного предложения .
То, что так мучило её вчера, теперь казалось сущим пустяком.
1) Предложение сложноподчиненное, состоит из
главного(зачитать) и придаточного (зачитать),
которое находится внутри главного.
2) Придаточное относится к слову в главном
предложении, к местоимению то, употребленному
в значении существительного.
3) Придаточное предложение присоединяется к
слову при помощи относительного местоимения
(союзного слова) что.
4) Смысловые отношения близки к определительным
(вопроса поставить нельзя).
5) Это сложноподчинённое предложение с
придаточным местоименно-определительным.
Схема предложения.
Предложения сложноподчинённые усложнённого типа
Порядок разбора сложноподчинённых предложений усложнённого типа
1) Количество простых предложений, их границы.
2) Тип усложнённого предложения: предложение с
несколькими главными частями, предложение с
несколькими придаточными, их разновидность: с
последовательным подчинением, с однородным,
неоднородным соподчинением, параллельным
подчинением или смешанного типа.
Образец разбора сложноподчинённых предложений усложненного типа
В особенности радовало Левина то, что он знал теперь, что выдержит. (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)
Предложение сложноподчиненное, усложненного
типа, состоит из главного(зачитать) и двух
придаточных (зачитать). Придаточные связаны
между собой последовательным подчинением. К
главному относится придаточное 1 степени, к нему
относится придаточное второй степени.
Дальнейший разбор идёт по приведённой выше схеме
разбора сложноподчинённого предложения
минимальной конструкции.
(1)Женя так крепко спала, (2)что, (3)когда утром зазвонил телефон,(2) она не сразу поняла, (4)что находится в чужом доме. (по А.Гайдару «Тимур и его команда»)
Это сложноподчинённого предложение усложнённого типа (многочленное), состоящее из четырёх частей (назвать ).По характеру взаимоотношения частей это предложение смешанного типа: с последовательным и неоднородным соподчинением. Придаточные предложения связаны между собой последовательным подчинением (1,2,3 предложения) и параллельным подчинением (3,4 предложения по отношению ко 2-му). К главному предложению (1) относится придаточное 1-й степени (2); к придаточному первой степени (2) относятся два придаточных второй степени (3, 4), которые связаны параллельным подчинением.
Дальнейший разбор идёт по приведённой выше схеме разбора сложноподчинённого предложения минимальной конструкции.