Форма урока: урок-лекция.
Цель: формирование представления о многомерности времени и его воплощение в живописи.
Задачи:
- Ввод понятия «объём времени».
- Выявление различий барочного и ренессансного подхода к воплощению событий.
- Развитие у учащихся способностей к анализу.
Схема урока:
1. Вводная часть (статика-динамика)
2. Новизна восприятия времени в стиле барокко
3. Понятие объёма и многомерности времени
4. Репродуктивное задание
5. Сравнительный анализ учащимися фрески
Тинторентто «Тайная вечеря» и одноимённой
фрески Леонардо
ХОД УРОКА
Во второй половине XVI века происходит новый
важный перелом в представлении о времени. В
искусстве начинается формирование стиля
барокко. Если представления о времени эпохи
Ренессанса можно считать статистическим, то
аналогичные представления стиля барокко можно
назвать динамическими, искусство барокко
впервые выдвигает проблему темпа движения,
скорости времени, и это первое, что отличает его
от ренессансного стиля. Есть ещё одна
особенность в представлении о времени, которая
принципиально отличает барокко от Ренессанса.
Дело в том, что необходимо различать два
измерения времени – последовательность и
одновременность. Время привыкли мыслить
движущимся в одном направлении, т.е. как прямую
линию, на которую нанизываются события,
чередующиеся одно за другим. Но на самом деле это
не так. Если бы подобное представление
соответствовало действительности, то это
означало бы, что человек не способен в одно и то
же время переживать несколько впечатлений. Опыт
же учит нас, что мы можем одновременно говорить
об одном, думать о другом, способны одновременно
воспринимать зрительные, слуховые впечатления и
т.д. Таким образом, получается, что у времени есть
не только протяженность, которую можно
представить в виде линии, протянувшейся из
прошлого в будущее, но у времени есть и объём,
потому что в один момент времени человек
способен воспринимать зрительные, слуховые,
осязательные впечатления, к тому же ещё думать,
говорить и т.д. Именно это понимание многомерности
времени отличает искусство барокко от
искусства Ренессанса.
Как это выражается в живописи? Если сравнить с
этой точки зрения картины Ренессанса речь всегда
идёт только об одном событии, все элементы этого
события единообразны.
Репродуктивное задание: проанализировать с точки зрения воплощения представления о времени фреску Леонардо «Тайная вечеря».
(В процессе обсуждения учителю можно также обратить внимание учащихся на то, что «Тайной вечере» даже мимика всех апостолов концентрируется только на словах, произнесенных Христом.)
Учитель: Напротив, барочная картина часто изображает одновременность нескольких различных событий и переживаний.
Задание-поиск: определить, что отличает фреску Тинторетто «Тайная вечеря» от аналогичной фрески Леонардо. Слайд с изображением репродукции фрески Тинторетто «Тайная вечеря».
Учитель (после обсуждения). Сравнение этих двух фресок напрашивается невольно:
1-е отличие: Вместо длинного стола, параллельного плоскости картины, как мы видим в произведении Леонардо, в «Тайной вечере» Тинторетто стол помещён под углом и апостолы сидят кругом стола, иные из них скрыты в тени, другие повернулись к зрителю спиной.
2-е отличие: Вместо индивидуально характеризованных образов, которые зритель должен изучать по отдельности, здесь общий и одновременный наплыв чувств, которые зритель воспринимает как нечто целое.
3-е отличие: Выразительная фигура Иуды привлекает особое внимание; поражённый словами Христа, полный смятения, он опрокидывает стул и, желая скрыть своё замешательство, одновременно хватается за бутылку и бокал вина. Такой психологической запутанности, осложнённости (компликации), подобной одновременности противоположных чувств в живописи Ренессанса найти невозможно.
Вывод: если средневековой живописец
изображал на одной картине разновременные
события, если живописец Ренессанса во имя
единства места и действия ограничивался одним
событием, то Тинторетто стремился зафиксировать
на картине одновременность разных событий.
Можно сказать, что в творчестве Тинторетто
закладывается основа для дальнейшего развития
представлений о времени в европейском искусстве.
Веласкес и Рембрандт в XVII веке пойдут дальше
Тинторетто.
Слайд с репродукцией картины Веласкеса «Пряхи».
Задание:
1. Определить, сколько событий изображено на
картине.
2. Что их объединяет.
Учитель (после обсуждения). В “Пряхах» Веласкеса мы видим одновременность разного: тёмное рабочее место ткачих и пронизанный серебристым светом передний экспозиционный зал. И эта одновременность воплощает не только оптический, но и социальный контраст изображённого явления.
(Слайд с репродукцией картины Рембрандта «Синдики».)
Понимание времени момента действия в этой картине Рембрандта невероятно многостороннее. Художник представляет зрителю одновременно и многообразие характеров в президиуме гильдии суконников, и невидимую, но ощущаемую причину их возбужденной реакции – общее собрание членов гильдии.
Домашнее задание:
1. Работа с репродукциями. Описание одной из
использованных в процессе урока картин с учётом
полученных знаний.
2. Опережающее задание. Общие сведения о
философии Гоббса, Декарта, Ньютона ( по выбору).
Вопросы к теме:
1. Какие проблемы впервые выдвигает искусство
барокко?
2. Какой смысл вкладывается в понятие « объем
времени», «многомерность времени»?
3. В чём заключается коренное отличие фрески
«Тайная вечеря» Леонардо от одноимённой
Тинторетто?
4. Каковы особенности воплощения представления о
времени в живописи Веласкеса и Рембрандта?