Цель урока:
а) Дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна.
б) Знакомство выразительные и изобразительные интонации.
в) Уметь услышать интонацию в музыкальных произведениях.
Задачи урока: а) закрепить понятие “Интонация” б)развитие вокально-хоровых навыков. в)осознать музыкальные краски музыки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальный.
Методы урока: словесный, наглядно–слуховой анализ.
Оборудование урока: фортепиано, магнитофон, картины природы, диски с записями к уроку.
Организация урока: Вход под музыку: марш И.Дунаевский из к/ф “Весёлые ребята” Музыкальное приветствие.
Ход урока
Знакомство с новой темой.– Сегодня будем говорить об интонации. Давайте разберёмся, что же это такое?
– Учитель читает стихи, например то, что дети учат на уроках чтения, но читая без выражения.
Утром рано просыпайся, хорошенько умывайся,
чтобы в школе не зевать, носом парту не клевать.
Одевайся аккуратно ,чтоб смотреть было приятно,
Форму сам прогладь, проверь, ты большой уже
теперь. Приучай себя к порядку ,не играй с вещами
в прятки, каждой книжкой дорожи , в чистоте
портфель держи!
А где аплодисменты? Кто не хлопает, почему? (Не соблюдались знаки препинания, невыразительно прочитано.)
– Учитель читает выразительно.
– А теперь будете хлопать? Я могу по-разному сказать слово “Да”.
Утвердительно, какой знак препинания можно поставить? (Точку.)
А теперь задание вам, сказать “Да” с выражением какое я укажу.
– Да? – (Вопросительно.) Да!!! – (Радостно.) Да, – (Мечтательно.) Да, – (Грустно, когда получил двойку.) Да – (Обиженно.) Да – (Хитро.) Вывод: – видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу .Мы говорим всё интонационно, осмысленно, выразительно.
Ребята, а у кого есть животные? А как вы разговариваете со своими питомцами? На каком языке? (Разговор о том, что животные понимают не слова, а интонацию, настроение которое человек передаёт словами его отношение а не русский, немецкий, французский язык!) Какие знаки препинания вы знаете? (?,!, , ; и т.д.) Оказывается знаки можно записать в музыкальной речи. , пауза – чуть остановиться.
Во поле берёза стояла, во поле кудрявая
стояла, люли, люли стояла, люли,
люли стояла.
Спеть куплет песни и посмотреть, что вместо запятой и точки берётся дыхание, делается остановки .Запиши графическое изображение этой песни на доске: Вдох, вдох, вдох, точка. Почему в конце вдох не берём?
(Потому что предложение закончено.) Место до запятой, от дыхания до дыхания называется фразой. Фраза – это отрезок речи между двумя предложениями объединённый интонацией.
– Весь куплет у нас предложение.
Сколько фраз в нашем куплете? (Четыре). Каждый ряд сейчас по очереди будет петь фразу, там где точка мы закончим предложение и воздух брать не будем!
– Исполнение детьми куплета. Распевание ми, мА, мо, му. ми-и-и и-я (в трезвучии) “Скворушка прощается”.
– Какое время года сейчас на дворе? (Осень.)
– Что происходит с природой осенью? (Идут дожди, опадают листья, птицы улетают в тёплые края.)
– Какое у вас настроение осенью? (Когда идёт дождь – грустное, если выглядывает солнышко – радостное.)
Сегодня мы разучим одну осеннюю песню.
– Послушайте, о чём она?
Исполнение песни учителем.
– Понравилась вам песня? О чём она? (Об осени, о маленькой птичке скворце, которая прощается с холодной родиной улетая в тёплые края.)
– Какой характер у этой песни? (Характер написан на доске.)
1. Грустная.
2. Напевная.
3. Мелодичная.
4. Светлая.
5. Сердечная.
– А теперь приступим к разучиванию. Вы помните, что мелодии Песни мы разучиваем по отдельным её частям, которые звучат почти законченно. Как они называются?
– (Фразы! ) – Правильно. Сейчас послушайте 1-й куплет песни и постарайтесь сами разделить его на фразы.
1. Осень непогодушка ,тополь пожелтел.
2. Вдруг на ветке скворушка песенку запел.
3. Ветка чуть качается дождик не кончается.
4. С нами старый скворушка до весны прощается.
– Какая фраза в этом куплете поётся наиболее ярко? – (Третья.)
– Хорошо, на слог “лю” плавно покажем как движется звук.
Исполнение – лесенкой. (Звук выше, ладонь выше, звук ниже, ладонь ниже.)
– А теперь проговорим текст фразы активным шёпотом, при этом лёгкими ударами пальцев правой руки по ладони левой отметим ритм длительности каждого звука мелодии. Исполнение.
– Поём под запись детского хора. Пойте тише записи, чтобы хорошо слышать её.
– Скажите , можно включить в исполнение детские музыкальные инструменты?
– (Да!) – Какие? – Колокольчики, треугольники, могут изобразить капли Дождя, слёзы скворушки. Мы с вами исполнили, спели, какая интонация? (Вокальная).
– Я проиграла на инструменте (инструментальная), мы с вами прохлопали в ладоши (ритмическая).
– А можно телом показать? (Танец маленьких утят интонация пластическая.)
Но часто выразительность и изобразительность очень связаны.
Музыкальный сказочник Римский-Корсаков очень точно нарисовал музыкальные портреты своих героев. Прослушайте “Полёт шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане ”.
– Интонации тревожные, нервные, злые, надоедливые, выразительные. Полёт шмеля – быстрый, стремительный – интонация изобразительная. Совокупность выразительных и изобразительных интонаций даёт нам полное представление о шмеле.
“Аве Мария” Ф.Шуберта, что вы чувствуете при звучании этой пьесы. (Чувство полёта, приобщение к вере, нежность, воздушность, лёгкость на сердце и т.д.)
Прослушивание Э.Грига “Утро”.Что изображено в музыкальной картине?
– По вашему, это картины природы?
– Какие интонации помогли вам представить такие картины природы? (Мягкие, нежные, интонации, добрые, лирические.)
Это был фрагмент Э.Грига “Утро” – угадали.
Интонация несёт в себе смысловое значение изобразительность – движение, марш, разнообразные шумы, прыжки , явление окружающего мира – восход солнца – выражение разного характера настроение чувства людей.
Итог урока. О чём был наш урок? (О интонации.) Что такое интонация? (Выразительность.)
Какие фрагменты произведений вам запомнились?
Какую песню разучивали? (Скворушка прощается.)
Помогла ли музыка представить настроение скворушки?
А кто был активным на уроке? Выставление оценок.
Выход из класса под музыку.