Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- классная доска, учебники, раздаточный материал для учащихся,
- презентация к уроку.
Цель урока:
- Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3;
- соотносить взаимообратные случаи умножения и деления чисел;
- формирование навыков устного счета;
- формирование умений решать текстовые задачи на умножение и деление;
- наблюдение за числовыми закономерностями, использование их при вычислениях;
- развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, интереса к математике.
Ход урока
1. Адаптационный этап.
– “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, восприятие и речь).
“Наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза” .
– Актуализация знаний – “Примеры для соседа” (учащиеся обмениваются листочками, на которых записаны выражения для проверки знания таблицы
умножения , которые дети приготовили дома).
2. Основной этап.
– Работа над формированием умений учащихся использовать знание таблицы умножения.
– Сколько всего двоек в числах : 14, 8, 10, 6, 18, 4,16?
– Сколько троек в числах : 9,12, 15, 6, 30, 24?
Слайд 1. Приложение
В какой звездочке находится самое маленькое произведение? (В желтой.)
Записать произведения в порядке увеличения их значений (3х3, 2х5, 4х3, 2х7, 3х5, 2х8 ,6х3).
Слайд 2. (Записаны числа второго десятка)
Какие из этих чисел делятся и на 2 , и на 3? (12 и 18)
Какие числа делятся на 2 и не делятся на 3? (14, 16, 20)
Какие числа не встречаются в таблице умножения? (11, 13, 17,19)
Какое нечетное число делится на 3? (Только число 15)
3. Самостоятельная работа учащихся (работа выполняется на карточках) – проверяется 5 первых работ (время – 5 минут).
1-й вариант
Множитель | 2 | 3 | 5 | 2 | 9 | 2 | ||
Множитель | 7 | 4 | 2 | 2 | 1 | |||
Произведение | 6 | 8 | 10 | 16 | 12 |
Дополнительно
• Записать произведения в порядке убывания их значений: 3 х 8, 3 х7, 3 х 4, 4х 3, 3 х 9, 3 х 6, 3 х 2, 3 х 3.
2-й вариант
Множитель | 3 | 3 | 3 | 7 | 3 | 1 | ||
Множитель | 9 | 3 | 10 | 3 | 8 | 3 | ||
Произведение | 12 | 18 | 15 | 21 |
Дополнительно
• Записать произведения в порядке убывания их значений: 2 х 8, 2 х 7, 2 х 4, 2 х 9, 2 х 6, 2 х 2, 2 х 3.
4. Проверка домашнего задания (выбрать нужное действие для решения задачи):
а) В КВН принимало участие 3 команды по 9 человек. Сколько человек было в этих командах? (Умножение.)
б) В команде “Шишки” трое не умеют петь. Остальные участвовали в музыкальном конкурсе. Сколько их было? (Вычитание.)
в) Команда “Лепешки” исполнила танец. Для этого участники команды разбились на три одинаковые группы. Сколько человек было в каждой группе? (Деление.)
г) В спортивном конкурсе учувствовала вся команда “Крошки” и ещ. три болельщика. Сколько человек выступало в спортивном конкурсе? (Сложение.)
Слайд 3
5. Физкультминутка. Считалка-бормоталка.
Произнести фразы “Мы будем решать задачи”, “Надо внимательно читать условия задачи”. (Первый раз фраза произносится целиком, второй раз произносим фразу,
заменяя последнее слово хлопком, третий раз заменяя хлопком предпоследнее слово, а в последний раз все слова заменяем хлопками.)
6. Решение задач на умножение и деление.
а) Работа с учебником (стр. 62 № 1) – фронтальная работа, решение задачи обсуждается в паре:
– если сложить все отметки, которые Вася получил за один день, получится 12.
* Вася учится на одни четвертки. Сколько отметок он получил за день?
* У Васи сплошные тройки. Сколько их?
* Вася – круглый двоечник. Сколько раз за день ему поставили плохую отметку?
* Вася получил две пятерки, но на последнем уроке ему не повезло. Какую отметку он получил?
* Васю спрашивали три раза, и все отметки были разные. Какие?
– После анализа задачи на доске записывается выражение
12 : 4 = 3
12 : 3 = 4
12 : 2 = 6
12 – 5 * 2 = 2
12 = 3 + 4 + 5
– Дополнительное задание: повторить названия компонентов действия умножения и деления, используя данные выражения.
б) Блиц-турнир (один ученик работает у доски на оценку, остальные учащиеся записывают в тетрадях только решение задач).
* У каждого зайчика по 3 морковки. Сколько морковок у 5 зайчиков?
* Белка разложила12 орехов в 2 дупла поровну. Сколько орехов в каждом дупле?
* Сколько крыльев у 7 сорок?
* У Паши 20 солдатиков, у Жени в 2 раза меньше. Сколько солдатиков у Жени?
* Маша съела 5 конфет, а Тема в 2 раза больше. Сколько конфет съел Тема?
* Сторона квадрата 3см. Найти его периметр.
3 х5 = 15 (м.)
12 : 2 = 6 (ор.)
2 х 7 = 14 (кр.)
20 : 2 = 10 (с.)
5 х 2 = 10 (к.)
3 х 4 = 12 (см)
Учащиеся сверяют полученные решения с записью на слайде, оценивают свою работу.
Слайд 4
в) Самостоятельная работа (учащиеся сами определяют уровень своих возможностей).
* Учащиеся получают карточки. Им предлагается выбрать для решения задачу по “силам”, можно решить несколько задач.
* Пирожок стоит 7 рублей. Сколько стоят 3 таких пирожка?
* За 3 пирожка Ира заплатила 30 рублей. Сколько стоит один такой пирожок?
* Пирожок стоит 6 рублей, булочка в 2 раза дороже. Сколько стоят пирожок и булочка вместе?
* У Кати 50 рублей. Она купила 4 пирожка по 5 рублей. Сколько рублей у нее осталось?
г) Проверка работы – экспресс-опрос учащихся.
7. Дополнительное задание “Математика – это интересно!”
Слайд 5
8. Итог урока.
* Оцените свою работу на уроке.
Слайд 6
* Получили вы от урока удовольствие, почувствовали уверенность, стремились ли к успеху?
Список использованной литературы
- Авторы программы, учебника: М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.
- Программы общеобразовательных учреждений. УМК “Планета знаний”. Математика. АСТ “Астрель”. М., 2010.
- Обучение во 2 классе по учебнику “Математика” М.И.Башмакова, М.Г, Нефедовой АСТ*Астрель. М., 2010.
- Учебник “Математика” М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова, 2 класс, часть 2, АСТ*Астрель. М., 2011.
- Самостоятельные работы по математике М.В.Беденко. М., *ВАКО*, 2010.
- Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей.
- Методическое пособие для 2 класса Москва РОСТкнига. 2010.