К тому, что свято, должно стремиться.
То, что свято, должно почитаться.
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси.
Нужно в человеке видеть лучшее, что в
нем есть, и уметь находить красоту и добро в жизни
каждого. Богу не нужна помощь, чтобы раскрывать
Его бутоны и давать цвести Его розам. Бутоны
должны раскрываться и розы цвести естественным
путем, путем, который определил Господь.
Заставлять их цвести раньше времени значило бы
погубить их. Мы должны быть максимально
осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь
других людей, особенно детей. Лучшее, что мы можем
сделать, чтобы развить духовную жизнь других, -
это дать им атмосферу любви и чистоты.
Святая Царица Александра
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Учебно-тематический план.
- Список литературы.
- Сценарии занятий и мероприятий.
Пояснительная записка
Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем.
Времена меняются, и светское образование поворачивается лицом к духовным, традиционным основам.
Истинное школьное образование призвано заложить основы полноценной личности, то есть, человека, утвердившегося в родном слове, мыслящего, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически убежденного, физически здорового, развитого и устремленного к созерцанию и творчеству.
Именно такое образование обеспечивает окончившему школу возможность свободно жить, развиваться, найти свое созидающее место в жизни, обрести счастье и реализовать свои человеческие права.
“Чтоб стать настоящим гражданином своей страны, человек должен принять интерес государства как свой собственный. Именно такое воспитание должно быть направлением духовного образования. Начинать его надо в семье и в школе” (И.Ильин).
В школе сегодня нужна реальная практика формирования душевно – духовного здоровья. Духовная жизнь – основная в человеке. И тут мало знать психические и физические сферы. Надо изучать духовные законы. Ступенькой к духовности, как говорят мудрецы является правильно устроенная жизнь души, правильное эмоциональное устроение , которое потом приведет к устойчивой, трезвой духовной жизни. Педагог должен ведать эти законы, по которым живет душа и быть носителем опыта душевно – духовной культуры.
Душа – имя существительное. Она есть! И никто с этим не спорит. Душа и ищет, и страдает, и болит, и радуется.
Изученная мною литература по данному вопросу говорит о том, что духовность – это признание или ощущение того, что в мире есть ценности духовные.
“Духовность – это убеждение в Высшем начале. А вера устанавливается как “самое главное в жизни” (И. Ильин).
Но встает вопрос: как же зажечь душу ребенка верой, чтобы она стала не каким-то бытовым состоянием, а сердце ребенка загорелось? Как это делать?
Опять-таки методическая литература подсказывает, чтобы сохранить в ребенке “душу живую”, необходимо руководствоваться принципом: в обучении – от знаний через чувства к поступкам; в практической деятельности – от действий через понимание их смысла к созданному, трепетному отношению к окружающим, своей семье, стране; в общении, сфере чувств – от душевных движений к глубокому осознанию непроходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Гармонии и Милосердия. Мы должны пробуждать у наших детей чувство веры в себя, свои успехи, светлое будущее. Причем делать это так, чтоб ребенок понял, что вера – “это не рюкзак с запретными кирпичами, а это крылья, которые позволяют воспарять над житейскими трудностями” (И. Ильин).
О необходимости духовно – нравственного воспитания учил еще в свое время святитель Василий Великий: “Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобна воску, уступчива, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется радуга и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально и преданных образцов благочестия, между тем как радуга будет вкушать полезное, а ребенок облегчит преуспение”.
Однажды на очередном уроке духовности я спросила у детей: “Есть ли Бог? Верят ли они в Бога?”. И вот ответ одного мальчика мне указал путь в планировании раздела духовного воспитания. “Я не уверен в том, что Бог есть, но я твердо знаю, что есть что-то во много раз сильнее нас, лучше нас. Я в этом не раз убеждался. Как мне было трудно, это “что-то” всегда помогало мне”. Остальные ребята утвердительно закивали головами, и я поняла, что мне надо делать. Сердце загорается от сердца. Как свеча от свечи. Обычно это бывает благодаря встрече с каким-то замечательным человеком. Красота подвига может пленить душу ребенка. Она увлекает его.
И если ребенок не понимает, что делается в его собственной душе, если он не имеет опыта “ работы” со своими душевными переживаниями, то рано или поздно это скажется на качестве его внутренней жизни.
Педагогу не обязательно “влезать” в душу ребенка – достаточно “впустить” его в свою, позволять наблюдать ее движение, делиться своими переживаниями, выстраивать пространство “общих” переживаний, и тогда возможно чудо, которое и называется “духовное воспитание”.
К сожалению, мы не знаем многих тайн бунта души ребенка. А исповедоваться, или, точнее, “по – ведать” мудрому собеседнику о своем насущном растущий человек очень хочет. Нашим детям не достает духовного общения. Они нуждаются в мудром взрослом, они ждут его, его взгляда, который примет, поймет и простит.
Мы должны научить детей разумной практике поступков, в основе которой лежит подлинно человеческая культура. Эта культура не просто дает представления о величии и ничтожестве, о любви и ненависти, о мудрости и глупости и о многом другом, а показывает пути к праведной жизни.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте от семьи, общества, культуры, человечества целом.
Духовно-нравственное развитие осуществляется путем принятия ценностей.
Содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности, хранимые в религиозных этнических, культурных, семейных, социальных традициях, передаваемых от поколения к поколениям.
Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений – и положительный, и отрицательный – дан живущим сегодня как необходимая составляющая в деле созидания будущего.
В последнее время в нашей методической эти два слова – “духовно-нравственное” - сливаются воедино. Но если каждому понятно, что такое “нравственность”, и как ее воспитывать, то со словом “духовность” все намного сложнее. Как воспитывать детей духовно, волнует многих педагогов.
Это было несколько лет назад. Я поняла, что проведение разовых уроков духовности не спасет душу ребенка, не сделает его духовным. Нужна система. Так родилась идея создания авторской программы. К тому же на память пришли слова министра народного образования и науки РФ А.Фурсенко: “Значительные возможности для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей”.
Школа должна научить детей делать добро. Идеальным является, конечно, сочетание духовной красоты и высокой нравственности в ребенке. Это – мечта каждого педагога!
Старший подростковый возраст – это возраст проб, ошибок, конфликтов. И если в человеке исчезает духовность, его съедает сверхкорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления.
Моя программа рассчитана на старший возраст обучающихся нашей школы. Помня о том, что согласно своему идеалу, подлинно образованный человек – это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала, я определилась в темах для изучения.
В то же время современный образованный человек – это социально-ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом. Поэтому пришлось продумать формы и методы проведения этих занятий.
Данная программа предполагает использование как традиционных методов работы, так и нетрадиционных.
Методы занятий предполагают более глубокое проникновение в духовный мир подростка, его эмоциональную сферу. Проблемные ситуации, психологические тесты позволяют увидеть сложность и противоречивость человеческой личности, разобраться в собственном “Я”.
Предполагаю, что занятия шаг за шагом будут расширять общение, что позволит каждому вжиться в смыслы. В ходе такого общения появится много слов и понятий, которые требуют совместного поиска “главного” смысла: Бог, человек, совесть, сердце, икона, мир, молитва, родители, завет, космос, красота, добро, свет, жизнь, спасение, любовь, чистота, святость, совершенство, ум, душа, сострадание и т.д. все эти нравственные ценности есть коммуникативное средство для осознания ребенком самого себя, для познания мира, для открытия в себе духовной жизни.
Для того, чтобы у нашего общества было благодатное будущее, мы должны уже сегодня сделать главнейшим приоритетом духовное развитие человека, выраженное в укреплении нравственных основ бытия. Сегодня духовное оздоровление, возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия, того смысла, который столетиями питал наших предков, во имя которого и создавалось наше государство, - это самый важный способ возрождения нашего Отечества.
Хочется процитировать доктора исторических наук С.В. Перевезенцева: “…а для того, чтобы решить задачу превращения современной школы в школу будущей России, уже сегодня необходимо выработать новую философию образования, основанную на базовых ценностях нашего народа. И главная задача новой философии образования – возвращение в школу великого духовного смысла бытия. Ведь если наши дети будут понимать во имя чего, зачем они живут, то тогда они осознают и то, как им жить. Иначе говоря, если в школе наши дети смогут приобщиться к традиционно сложившейся национальной системе ценностей, к той самой системе, на которой и создавалась держава, если они примут эту систему ценностей, то и свою жизнь, а значит и будущую Россию они станут выстраивать в соответствии с ценностной системой.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является осознание подростками норм нравственного поведения; повышение уровня духовности каждого ребенка; улучшение состояния физического здоровья; снижение уровня конфликтности в коллективе и в каждом ребенке; повышение чувства долга, добротолюбия, повышение положительной мотивации в поведении; формирование навыков самостоятельности, самоанализа, самооценки, самоуправления. В результате каждый ребенок должен уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельные решения, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.
7 класс
Тема года: “Духовная жизнь и ее ценности”
Современное образование должно приобщить подрастающее поколение к высокой духовности, нравственности и культуре. Воспитание должно быть направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней и внешней гармонии.
Моя программа поможет ребенку узнать высшие достижения национальной и мировой культуры, понять философское постижение мира и его эстетическое выражение в литературе и искусстве, многообразие культурных традиций.
Программа поможет приобщиться к многовековой мудрости исторической культуры и творчества, духовно-нравственных традициям своего народа.
Цели:
- Обучение подростков пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей.
- Формирование у обучающихся нравственной культуры миропонимания.
- Формирование у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем.
Задачи:
- Ознакомить обучающихся с наиболее выдающимися памятниками православной и национальной культуры.
- Ознакомить с истоками православной культуры, культуры народов Поволжья.
- Формировать у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
- Формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
Сентябрь. Урок жизни “Счастье – жить”
- Беседа-размышление “Что такое счастье?”.
- Мини-сочинение “Я счастлив, когда…”.
Октябрь. Заочная экскурсия по святым местам Поволжья
- Презентация “Град Свияжск”.
- Творческие работы о своем родном крае.
- Видеоклип “Древний Булгар”.
Ноябрь. Урок духовности “Царское священство даровано каждому”
- Разговор по душам “Особенности детской исповеди”.
- Презентация “Великие люди православного мира”.
Декабрь. Урок духовности “Закон Божий и уроки нравственности”
- Слово священника.
- Конкурс плакатов, рисунков.
Январь. Вечер-портрет “великие люди истории”
- Художники-иконописцы.
- Местные поэты о родном крае (Н. Марянин).
Февраль. Экскурс в историю “Из жизни святых”
- Листая страницы “Православной газеты”....
- “От всей души” - рассказ о старожилах городов, ветеранах школы.
Март. Обряды и традиции народов Поволжья. Праздник! “Эх, разгуляй!”
- Масленица. Навруз.
- Играем в народные игры (игровая программа).
Апрель. Классный час “Мой жизненный выбор”
- Встреча с людьми разных профессий и работниками школы.
Май. Урок духовности “Быть человеком – главное в жизни”
- Разговор по душам “Рисуем доброту”.
- 2. Видео “Берегите душу!”
8 класс
Тема года: “Высшее сачстье и радость человеческая – общение с людьми”
Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить необходимые способы выхода из сложных ситуаций.
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других формируется лишь по мере личностного развития.
Наша задача – создать безопасное пространство общения, условия для самовыражения, способствующие повышению уверенности в своих силах, сплоченности.
Цели:
- Создать условия для развития личности воспитуемого.
- Сформировать навыки, необходимые для успешного обучения в школе, навыки социального поведения.
Задачи:
- Формировать позитивное отношение к сверстникам.
- Сформировать коммуникативный потенциал личности.
- Формировать позитивное “Я”.
- Развитие умения общения и сотрудничества.
- Обучение навыкам взаимодействия со сверстниками.
- Формирование доброжелательного контакта с детьми, доверительных отношений, принятие на себя ответственности.
Сентябрь. Классный час “Как завести друзей”
- Опросник “Важное качество друга”.
- Рассказ о друзьях “Разрешите познакомиться”.
- Советы психолога.
Октябрь. Урок культуры и здоровья “Манеры поведения и вредные привычки”
- Беседа врача школы.
- Энциклопедия этикета.
Ноябрь. Урок духовности “Пусть душа останется чиста”
- Экспресс-анкета “Познай самого себя”.
- Автопортрет.
Декабрь. Час размышлений “Нравственно то, что…”
- Тренинг “Этой мой выбор. И он справедлив…”
- Деловая игра. Разбор ситуаций.
Январь. Час общения “Тайны нашей души”
- Беседа “Порядок и чистота в душе”.
- Ролевая игра “Хочу заглянуть в твою душу”.
- Видео “Моим друзьям”.
Февраль. Дискуссия “Смогу ли я сочувствовать чужим проблемам”
- Тест “Каков я”.
- Обсуждение рассказа “Врач” Шаткова. Моя позиция”.
Март. Час любимых занятий “Мои увлечения и свободное время с друзьями”
- Изготовление поделок.
- По этикету… “Умей дарить подарки”.
- Выставка поделок.
Апрель. Урок мужества “Я присягаю отчизне”
- Рассказ о героях войны.
- Мини-диспут “Я хочу совершить подвиг”.
- Видеоклип “Герои среди нас”.
Май. Урок жизни “Как быть счастливым”
- “Жизнь замечательных людей” - встреча с известными людьми города.
- “Хочу быть похожим” - рассказ о своих кумирах.
9 класс
Тема года: “Духовно-нравственная жизнь семьи”
Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. В семье ребенок учится ответственности за свое поведение. Именно ответственность выступает ограничителем свободы. Воспитание ответственности помогает не потерять моральные качества личности, необходимые для правильного выбора между добром и злом. Выпускники нашей школы, учитывая то, что многие из них из неблагополучных семей, должны быть готовы к самостоятельной жизни, в том числе, и к семейной. И оттого, как мы подготовим их к этой самостоятельной жизни, зависит судьба их будущих семей.
Цели:
- Содействовать укреплению в сознании обучающихся традиционных ценностей семьи, отцовства, материнства.
- Привить навыки создания культурной, психической и духовной атмосферы, в которой формируется и закрепляется изначальное стремление ребенка к добру.
Задачи:
- Помочь обучающимся задумать о роли семьи в жизни человека.
- Рассмотреть возможность “творить” семью посредством “творения” себя.
- Сформировать у обучающихся представление о путях создания счастливой семьи.
- Сформировать знания о духовно-нравственной культуре и образе жизни семьи.
Сентябрь. Заседание клуба “Моя семья” - “Семья – самое надежное пристанище души
- Беседа “Семья – это…”
- Семейное чаепитие “Разговор по душам”.
Октябрь. Час общения “Нравственный климат семьи”
- Проект “Моя родословная”.
- Рисуем “Портрет моей семьи”.
Ноябрь. Час размышлений “Пусть основные семейные ценности”
- Беседа “Искусство быть родителями”.
- Конкурс “Дела домашние”.
Декабрь. Урок добролюбия “Основные традиционные принципы взаимоотношений в семье”
- Беседа “Семья – это остров духовной жизни”.
- Ролевая игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Январь. Заседание клуба “Моя семья”. “Духовные традиции русской семьи”
- Разговор “О семейных праздниках и традициях”.
- “Великий Божий дар” (родной язык в жизни нации).
Февраль. Литератуная гостиная “Любовью дорожить умейте”
- Великие люди о любви (поэты, композиторы, писатели, священнослужители).
- Конкурс чтецов стихов о любви.
Март. Заочная экскурсия в прошлое “Знаменитые русские семьи” (род Тюриковичей, династия Романовых и т.д.)
- “Листая страницы истории…”.
- Ролевая игра “Учимся дружить”.
- Видео “Молитва за друзей”.
Апрель. Диспут “На пороге зрелости”
- Разговор по душам “Раскроем секреты дружбы”.
- Ролевая игра “Учимся дружить”.
- Видео “Молитва для друзей”.
Май. Утреннее приветствие “Родительский дом – начало начал”
- Общешкольное мероприятие (поведение итогов).
Список литературы
1. Сборник пленарных докладов 14 Международных Рождественских чтений. Москва. 2006 г.
2. Земский К. “Духовно-нравственное воспитание в школе возможности и ограничения” ж. “Воспитательная работа в школе” изд. “Народное образование”. Москва, 2008 г.
3. Коренитова М. “Зоны “духовного вакуума. Как их ликвидировать в условиях школы?” ж. “Воспитательная работа в школе” изд. “Народное образование”, Москва, 2008 г.
4. “Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры”, материалы Республиканского семинара – совещания классных руководителей. Казань, 2004 г.
5. Ещеркина О. “Личностное становление подростка” Волгоград, изд. “Учитель”, 2008 г.
6. Карнеги Д. “Как завоевать друзей”, Минск, изд.” Астрель”, 2004 г
7. Карнеги Д. “Как относиться к себе и к людям”, Минск, изд. “Астрель”.
8. Каспирина Т. “Остров духовной жизни”, Москва, изд. “Просвещение”, 1999 г.
9..Фурсенко А. “Задачи образования”, Москва, 2006 г.
10. “Православная газета” изд. Свято-Авраам. Церковь, 20011-2012 гг.
11. Городчук Г. “Духовное воспитание”, статья в газете “Православное слово”, № 11, 2010 г.
12. Ильюнина Л. “Мама”. Православный материнский календарь. СПб.: “Контраст”, 2011 г.