Психоэмоциональные аспекты деятельности как необходимое условие физического здоровья ребенка

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Л. Толстой

Здоровье ребёнка. Насколько уроки физкультуры способны повлиять на него? Улучшить, укрепить, сделать ребёнка более здоровым и сильным? Устойчивым к нагрузкам и стрессам, которым мы все, так или иначе, подвергаемся?

В наши дни понятие «здоровье» понимается достаточно узко. Под этим подразумевают, как правило, крепкий иммунитет к болезням и физические параметры тела ребёнка. Однако, опираясь на исследования современной науки (в частности квантовой физики и физики полей) мы можем сказать, что физическое (видимое) тело – лишь малая часть того, что составляет понятие «Человек». В действительности, тело человека состоит и из целого ряда более тонких, энергетических структур. Так называемых «тонких тел», невидимых человеческим глазом. Тел, образуемых нашими мыслями, эмоциями и т.д. И во многом те отклонения в физическом теле, которые мы наблюдаем и классифицируем как «болезнь» зарождаются в этих более тонких структурах. Можно с уверенностью сказать (и современная медицина это подтверждает), что физическое заболевание (или иные отклонения на физическом уровне) – следствие «отклонений», происходящих на уровне «тонких планов» человека. Физическое тело, как более плотное и инертное, последним реагирует на негативные процессы, происходящие в «тонких телах». Ни для кого уже не секрет, что многие физические недуги является прямым следствием таких «психических недугов», как синдром хронической усталости, длительные депрессии, негативное мышление, фобии, жизнь в агрессивном окружении и т.д. А поскольку у детей и подростков психика более открытая, гибкая, подвижная и восприимчивая, то они намного острее и глубже реагируют на любые негативные воздействия окружающего пространства. У них ещё нет тех механизмов «защиты», которые сформированы у взрослых и они, соответственно, более подвержены всевозможным эмоциональным перепадам и, как следствие, физическим заболеваниям.

Понимая это, мы начинаем видеть всю глубину проблемы. Перед нами открывается гораздо более масштабный горизонт задач в плане сохранения здоровья детей. И становится очевидным, что одними лишь занятиями физкультурой этот вопрос не решить. Ни их частота, ни качественное наполнение, ни методическое мастерство учителя не гарантируют 100% решения этой задачи. Да уроки физкультуры могут привить ребёнку интерес к занятию спортом (что в последствие окажет своё положительное влияние), предотвратить развитие гиподинамии, сформировать навыки коллективной деятельности и дать массу иных полезных качеств! НО… решить однозначно вопрос укрепления и сохранения здоровья ребёнка – увы, нет.

В решении этой задачи важно тесное сотрудничество с медициной. В вопросах профилактики заболеваний, систематического наблюдения детей, адаптации школьных программ и методик с учётом медицинских показаний и рекомендаций и многое другое.

Но кроме всего прочего  важнейшую роль приобретает та атмосфера, в которой находится ребёнок в школе. С какими чувствами и эмоциями он идёт в школу, что он переживает, находясь в стенах школы, в каком состоянии он возвращается домой. Всё это безусловно и напрямую влияет на психическое (а значит и на физическое!) состояние ребёнка.

Разумеется, атмосферу в семье тоже нельзя забывать и это один из важнейших аспектов, влияющих на здоровье ребёнка. Но, поскольку данная сфера очень масштабна и выходит далеко за рамки этой статьи, мы её затрагивать не будем.

Таким образом, подводя промежуточные итоги, что мы можем сказать о взаимосвязи здоровья детей с занятиями физкультурой в школе и педагогикой в целом?

Во-первых, физическое здоровье детей напрямую зависит от психоэмоциональной атмосферы, в которой они находятся (и в школе, и в семье);

Во-вторых, частота занятий, программа занятий, составленная с учётом последних достижений медицины и психологии, способны положительно влиять на поддержание физического здоровья детей, но не решают этот вопрос принципиально;

В-третьих, важно регулярное и активное участие в данном вопросе и представителей медицины.

И если с «во-вторых и в-третьих» всё более-менее понятно, то «во-первых» вызывает целый ряд вопросов. Эти вопросы напрямую выводят нас тему о роли и задачах учителя в школе.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

А. Дистервег

Учитель может и ДОЛЖЕН напрямую влиять на то, какая атмосфера создаётся в ходе занятий в классе и во всей школе в целом. Ибо это то, что, в конечном счёте, будет формировать психоэмоциональное состояние как учеников, так и самих учителей. А значит, будет сказываться и на физическом здоровье и тех, и других. Многолетняя практика наблюдений показывает прямую связь между этими факторами. Дети с большей радостью и желанием идут туда, где царит позитивная атмосфера. Где в классах царит дух товарищества и взаимопомощи, творчества и открытости. Где дети не боятся быть собой, не боятся открываться, ошибаться. Где учитель помогает им реализовать и раскрыть свой потенциал, показывая детям их сильные стороны, их достоинства. Где учитель выступает «мудрым проводником», внимательным и заботливым наставником, а, порой, и старшим товарищем, другом. В таких классах и в таких школах процент физических заболеваний всегда существенно ниже, чем в классах (школах), где царит негативная атмосфера.

Но как учитель может влиять на это?

И здесь также существует несколько граней. Как говорили древние мудрецы – «мы можем делиться лишь тем, чем обладаем сами». И это – правда. Мы не можем дать те знания, которых у нас нет. Мы не можем делиться теми чувствами, которые нам не знакомы. Мы не сможем подарить мудрость, которой нет в нас самих.

Самое главное, что следует понимать каждому учителю, прежде чем он войдёт в класс – учитель транслирует детям то состояние, ту энергетику, в которой он находится сам. Желает он того или нет… Осознаёт он это или нет… Но он наполняет пространство тем, что находится у него внутри. Его психоэмоциональное состояние формирует атмосферу, в которой находятся дети. И дети впитывают эту энергию. В этом – высочайшая ответственность и трудность работы учителя! Ибо от него, во многом зависит то, в какой среде растут и воспитываются дети…что они, помимо знаний, получают? Дети – как чистый сосуд. И вопрос в том, чем мы его наполним: светом – добротой – любовью или негативом – злом – равнодушием? Что они понесут в свою взрослую жизнь? Это напрямую влияет на то, насколько они, в последствие, станут успешными и счастливыми людьми. Наверняка, многие из вас могли заметить закономерность, что когда учитель находится в позитивно-приподнятом настроении, то и дети более активны, доброжелательны, меньше устают и больше успевают. И наоборот.

Но как учителю сохранить этот Свет в себе, что передать его затем детям?

Во-первых, на учителя влияет атмосфера в самом учительском коллективе. То, какие взаимоотношения складываются между «коллегами по цеху».

Во-вторых, отношения с руководством, администрацией, школы. Насколько учитель видит в них соратников, насколько получает поддержку и помощь в своей работе. Если со стороны руководства происходит лишь «моральный прессинг», то ни о какой позитивной атмосфере говорить не приходится.

Но самое важное и самое определяющее – то, насколько учитель занимается «своим делом». Насколько то, что он делает, доставляет ему моральное удовлетворение, приносит радость и чувство самореализации.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

В. Ключевский

Уже давно не секрет, что занимаясь любимым делом, мы всегда более успешны и добиваемся большего, нежели в том, что делаем «через силу». Любимое дело позволяет легче концентрироваться в длительном промежутке времени, увеличивает внимание к деталям и нюансам, которые так важны, вызывает позитивный отклик внутри, который подобно солнечному свету освещает всё, что мы делаем. В том числе и тех, для кого мы это делаем. То есть – детей. И дети, как создания открытые и чуткие, быстро, интуитивно, «ловят» эти тонкие вибрации. Они безошибочно определяют тех учителей, кто работает с радостью, кто испытывает интерес к своей работе, кому общение с детьми в удовольствие…и отвечают взаимностью и многолетней благодарностью. И столь же безошибочно они видят тех, кто работает «за зарплату», стараясь избегать общения с такими учителями, а в последствие, стараясь не доверять им уже своих детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что учитель, занимающийся «своим делом», испытывает позитивные эмоции, которыми он наполняет и своих коллег (гармонизируя атмосферу в коллективе учителей), и своих учеников (создавая предпосылки к достижению ими наилучших результатов). И это – главное условие формирования позитивной психоэмоциональной атмосферы, которая, в свою очередь, обеспечивает и лучшее физическое здоровье. И учеников, и коллег-учителей, и, в конечном итоге, самого учителя.