Цель: Познакомить детей с правилами, законами дружбы. Научить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали друзей. Способствовать формированию у детей чувства коллективизма.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, повторение, обобщение, объяснение, рассказывание.
Предварительная работа: Рисование рисунков о дружбе, портретов друга, анкетирование. Проведено ряд занятий на тему “Школа вежливых наук”. Чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений, изготовление наглядностей: масок, законов, правил дружбы, подбор аудио записи. Оформленный реквизит для игровых конкурсов.
Задачи: Учить детей работать в составе групп. Воспитывать этические качества. Развивать творческие способности.
Оборудование: Выставка рисунков, аудиозапись весёлой детской музыки, оформленный материал под небо, реквизит для игровых конкурсов, маски птиц, напечатанные законы, правила, пословицы, поговорки.
Ход занятия
Звучит музыка.
– Здравствуйте, дети, гости. Давайте посмотрим на оформление нашей комнаты. Что вы видите?
А теперь подумайте, о чём же мы сегодня будем разговаривать?
Сегодня мы побываем на необычном игровом часе. Мы собрались, чтобы поиграть в игры, вспомнить пословицы, поговорки, поговорить о взаимовыручке, о том, как вести себя с окружающими. Игровой час называется (дети читают хором) “Дружба начинается с улыбки”.
Аристотель считал: “Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага”.
Мы с вами поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг”, – писал в 12 веке Шота Руставели.
Дети, давайте произнесём слово “дружба”. Какие звуки вы слышите, когда произносите слово?
(Звон колокольчиков, журчание ручейка, на дне которого шуршат и перекатываются камешки, огромный шар катится по земле и весело позвякивает.)
– А каково слово на ощупь?
(Оно круглое, тёплое, шевелится, ворочается в ладошке, щекочет своими ворсинками, я слышу, как у него радостно стучит сердечко, оно живое.)
– Положите слово на язык. Что вы ощутили? Каково это слово на вкус?
(Сладкое, как карамелька, мне кажется, что оно как многослойное пирожное, такое вкусное, что его даже есть жалко.)
– С каким животным у вас ассоциируется дружба?
(С ласковым игривым котёнком, медвежонком.)
– А какими красками вы бы нарисовали это слово?
Работа с выставкой рисунков о дружбе. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что все рисунки получились яркими.)
– А что же такое дружба?
Чтец:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
– Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой? (Звучит музыка, дети хором поют припев песни “Учат в школе”.)
– А с чего начинается дружба?
– С улыбки.
– Ведь это верно, ребята, дружба начинается с улыбки. Об этом даже в песне
поётся, которую для нас написали композитор Пляцковский и поэт Шаинский. (Дети
исполняют песню “Улыбка”.)
Стук в дверь. Заходит мальчик – жаба из сказки “Звёздный мальчик”. (Плачет.)
– Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Да, я мальчик – звезда. А вы знаете, почему я похож на жабу? Я был самолюбивым, гордым, жестоким, я обижал друзей, помыкал ими и называл их своими слугами. Ведь я отрёкся от своей матери, прогнал её, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен выучить все законы и правила дружбы. Я уже обошёл весь свет, но не нашёл мамы, осталось облететь все небеса и найти маму. А до тех пор не будет мне ни отдыха, ни покоя. Ребята, я надеюсь только на вас, что вы поможете мне найти мою милую мамочку.
– Ребята, вы согласны помочь мальчику – звезде? И согласны преодолеть все трудности? Тогда в путь! А с собой возьмём честность, дружбу, смекалку! Девизом нашего путешествия будут следующие строки: “С радостью жить! Со всеми дружить! Крепкой дружбой дорожить!” А полетим мы на звёздное небо на ракете. Одеваем свои сказочные маски, закройте глаза и представьте, что мы летим. (звучит музыка, воспитатель одевает костюм звездочёта, открывает небо и тихим спокойным голосом говорит.)
– Мы летим к звёздам. У всех хорошее настроение. Мы скоро будем у цели. Нас ждёт удача. Откройте глаза. Мы летим. Дети, что это такое? Перед нами неизвестная станция. Ребята, чтобы пролететь станцию, мы должны выполнить задание, и, выполнив, оставить звезду.
Станция “читальная”.
Нет народа, у которого не было бы пословиц о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, в совместной жизни народ усматривал силу. Чтобы пролететь эту станцию, мы должны продолжить пословицы. Я начну, а вы продолжайте.
- Все за одного, один…за всех.
- С миру по нитке – голому…рубаха.
- Семеро одного…не ждут.
- Один и у каши….загинет.
- Одна ласточка весны….не сделает.
- Один в поле….не воин.
- Старый друг лучше …новых двух.
- Без беды друга …не узнаешь.
- Нет друга, так ищи, а нашёл…так береги.
- Раздружится друг – хуже…недруга.
- Для друга и семь вёрст…не околица.
- Где лад там и …клад.
Итак, первую станцию мы прошли. Оставляем звезду.
– А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?
– А кого мы называем настоящим другом?
– От каких плохих качеств человеку нужно освободиться, чтобы стать настоящим
другом?
(Звучит музыка, дети поют песню “Настоящий друг”.)
Полетели дальше.
Станция “терем открытий”.
Мы с вами усвоили, что улыбка помогает дружбе, сейчас все вместе хором вы должны отвечать на каверзные вопросы конкурса. Приготовьтесь.
Сначала я задам вопрос,
А вы над ним затем всерьёз
Подумайте. Одно из двух –
“да” или “нет” – ответьте вслух.
Коль вы находчивы, сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
1. Скажи, приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый? (Нет.)
2. А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (Да.)
3. А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
4. Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (Нет.)
5. А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
6. Верблюд способен, дай ответ, идти три дня без пищи? (Да.)
7. Тех, кто трудится, всегда в народе уважают? (Да.)
8. В конце спросить пришла пора, вам понравилась игра? (Да.)
Ещё одну станцию прошли. Оставляем звезду.
– Ребята, бывает, что друзья ошибаются, надо ли им прощать ошибки?
Конечно. Только настоящие друзья могут помочь исправить ошибки, научат дружбе. Летим дальше.
Станция “театральная”.
– Ребята, существуют ли правила дружбы? Давайте назовём их.
Не надо менять друзей, надо быть постоянно в дружбе, всегда быть откровенным, не выдавать чужие секреты, не бояться просить прощения, не грубить. Не злиться. Стараться прощать обиду своему другу. Не жадничать. Всегда помогать товарищу. Быть чутким. Быть искренним и честным в дружбе.
Об этом хорошо сказано в песне “Надо только захотеть” (звучит песня “Надо только захотеть”,сл. Петровой, муз. Аедоницкого).
Летим дальше.
Станция “отдыхай-ка”.
У дядюшки Сарема семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не спят, не едят
Друг на друга все глядят
И делают вот так:
Левой рукой…
Правой рукой…
Правым плечом…
Левым плечом…
Правой ногой…
Левой ногой…
Мы прощаемся с дядюшкой Саремом. Оставляем звезду.
– Ребята, что вы больше всего цените в дружбе?
Чтец:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
– Почему друзья ссорятся и мирятся?
Ссорятся, потому что у каждого человека своя точка зрения на происходящее и каждому человеку свойственно ошибаться. А твоя точка зрения не всегда может совпасть с точкой зрения товарища. А мирятся, потому что, если это настоящие друзья, то они не могут друг без друга, и всегда простят друг другу все ошибки.
– А что вам нравится в ваших друзьях?
(Звучит песня “Когда мои друзья со мной”, муз. Шаинского, сл. Танича.)
Летим дальше.
Станция “академия мудрецов”.
Сегодня мы путешествуем по звёздному небу, и загадки будут про небо и звёзды.
- Синенька шубёнка
Весь мир покрыла.
(Небо.) - Выгляну в окошко:
Стоит репы лукошко,
Выгляну в другое:
Стоит плеть с дугою.
(Небо, звёзды, месяц.) - Золотое яблочко
По серебряному
Блюдечку катается.
(Солнце и месяц.) - Из ворот в ворота
Летит щука золота.
(Лучи солнца.) - Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(Солнце.) - Рассыпалось к ночи
Золото зерно,
Глянули по утру –
Нет ничего.
(Звёзды на небе.) - По высокой дороге
Идёт бычок круторогий,
День он спит,
А ночью глядит.
(Месяц.) - Влезет в окно, растянется
Как сукно, не прогонишь
Ни пестом, ни плетью,
Ни шестом. Пора придёт –
Сам уйдёт.
(Свет.) - У наших ворот
Рассыпался горох,
ни лопатой не сгрести,
ни метлой не смести.
(Звёзды.) - Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
(Солнце.) - На улице рубашка,
В избе рукава. (Лучи солнца.)
– Вот ещё одно препятствие позади. Оставляем звезду. Летим дальше.
Станция “музыкальная”.
Звучит аудиозапись песни “Улыбка”. Детям предлагается в правильной последовательности собрать строки первого куплета песни “Дружба крепкая”, при оценке учитывается скорость и правильность выполнения задания. Подводим итоги, оставляем звезду. Летим дальше.
Станция “игровой замок”.
Конкурсная игровая ситуация “Найди себе пару”. Детям раздаются восемь цветов, на обороте которых написаны имена персонажей разных сказок. У мальчиков – это дед Мороз, принц, Буратино, Карлсон. У девочек – Золушка, Снегурочка, Малыш и Мальвина. Все имена сообщаются детям и выясняются, какие герои из одной сказки. Игроки под музыку подходят друг к другу и становятся парами. Если нужные герои совпали, то эта пара объявляется победителем, а если нет – игра продолжается. Игра завершается тогда, когда пары найдут друг друга. Подводится итог, приклеивается последняя звезда. Но эта последняя звезда больше остальных.
– Ребята, почему последняя звезда больше остальных? (Это Полярная звезда.)
– А что можно найти по Полярной звезде?
– Посмотрите внимательно на звёздочки, которые мы приклеили во время
путешествия. Что у нас получилось? (Малая медведица.)
– На кончике малой медведицы приютилась Полярная звезда – это звёздный компас.
Найди её на небе – и перед тобой будет север, справа –восток, слева – запад,
сзади – юг.
Звучит музыка. Входит королева звезда.
– Здравствуйте, ребята! Я наблюдала за вами всё ваше путешествие. Вы хорошо справлялись с заданиями. Мой сын, мальчик-звезда, многому научился у вас, узнал законы и правила дружбы. Я прощаю его. Жители планеты Марс тоже наблюдали за вами и за ваши труды прислали вам сладкие подарки. (Шоколадки “Марс”.)
Воспитатель:
– Ребята, какой у вас есть самый верный друг? Правильно, мама. С мамой вы всегда делитесь радостью и горем, мама всегда поможет. Даже, когда вы станете взрослыми, для мамы вы всегда будете самыми любимыми. Дети рассказывают стихи о маме.
Звучит музыка, королева уходит.
– Ребята, задания мы все выполнили, помогли мальчику-звезде встретиться с мамой. А сейчас нам пора возвращаться. Закрываем глаза. Снимаем наши маски и летим на нашу планету “Дружба”.
– Итак, мы с вами выяснили, кто же такой друг, что такое дружба. Что больше всего вам понравилось на занятии? Я надеюсь, что у каждого из вас есть и останутся верные друзья. (Повторить девиз.)
Вот наш дом дружбы. Мы вместе с вами рисовали портреты своих друзей, давайте их заселим в наш дом. Посмотрите, какой наш дом стал красивый, там нам будет весело жить всем вместе. А вот и наша речка. Давайте выпустим сюда рыбок с нашими пожеланиями.
– Ребята, сегодня мы стали настоящими друзьями. Мы будем жить дружно на нашей планете. Есть мудрое правило: хочешь иметь друга, будь им. Потрудись душой для людей, которые рядом с тобой. Прими их радости и горести как свои. Подумай о том, как сделать их жизнь счастливее. Не пожалей для этого ни времени, ни сил, ни своих чувств.
В завершении дети поют песню “Дружат дети всей земли”, сл. Викторова, муз. Львова.