Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований. Для ее нынешнего этапа характерна эмпирическая направленность – разработка и проведение интегрированных уроков. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного усвоения учащимися изучаемого материала.
Методической основой интегрированного подхода в обучении является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление межпредметных связей в усвоении основ наук. При проведении представленного урока (интегрированный урок музыка + математика) мы старались углубить знания, полученные учащимися ранее на уроках музыки и математики, учили школьников рассматривать мир во всем его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию нового, интегративного способа мышления, характерного для современного человека.
Данный урок состоит из четырех этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
Урок начинается с определения ведущей цели, которая является лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока.
1-й этап – мотивация к учебной деятельности (12 мин.) – задает общее настроение, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать. На данном этапе используются упражнения, развивающие логическое мышление. Обсуждение результатов происходит фронтально.
На 2-м этапе – обобщения и систематизации знаний и способов действий (25 мин.) – учащимся предлагается решить ряд задач по теме "Музыкальный ритм и размер", применяя знания, ранее полученные на уроках математики по теме "Доли. Обыкновенные дроби" (фронтально, по вариантам, в парах). Упражнения этого этапа урока наиболее яркие, конкретные, подходящие для индивидуальной работы.
На 3-м этапе – рефлексии (5 мин.) – подводятся итоги урока, оценивается деятельность каждого учащегося. Ученики обозначают те межпредметные связи, ради которых планировалось занятие.
На 4-м этапе – информации о домашнем задании (3 мин.) – ученики получают пояснения к домашнему заданию творческого характера.
Все виды деятельности на уроке соответствуют лимиту учебной нагрузки. Дети активны, увлечены новизной урока. Игровая форма организации урока обеспечивает включение каждого учащегося в активную деятельность. Удивление и особый интерес учеников, радость на лицах от возникшей догадки, увлечённость способствуют формированию прочных осознанных умений и навыков, повышению качества знаний, активизации мыслительной деятельности.
Интегрированный урок дает возможность каждому ученику более полно увидеть картину изучаемого явления, является мощным анализатором мыслительной деятельности учащихся. Игровая ситуация, смена деятельности, благоприятный психологический климат – всё это способствует сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся.
Технологическая карта урока
Предмет: музыка, математика.
Класс: 5.
Тема урока: "Длительности и дроби".
Место урока в теме: урок открытия новых знаний по музыке "Музыкальный ритм и размер" и применения полученных знаний по математике по теме "Доли. Обыкновенные дроби".
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомиться с понятиями длительность, музыкальный размер, такт; установить связи межу музыкой и математикой.
Задачи урока:
Личностные:
- содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
- развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.
Метапредметные:
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
коммуникативные:
- выражать свои мысли, обосновывая суждения;
- работать самостоятельно, в паре, коллективно;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
познавательные:
- выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
- осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
- осуществлять анализ объекта, делать выводы.
Предметные:
- научиться различать длительности;
- научиться сравнивать длительности, используя математические знания;
- познакомиться с понятиями музыкальный размер, такт.
Средства обучения: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку (Приложение 1), рабочие листы, раздаточный материал на основе учебника "Математика. 5 класс" (Г.В. Дорофеев) и программы по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (Приложение 2).
Музыкальный материал: нотная запись русской народной песни "Во поле береза стояла", мелодия песни "Чему учат в школе".
Проект урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. | |
Музыкальное приветствие.
Слайды 1, 2. Знаете ли вы прибор под названием камертон?
Для чего он нужен? Слайд 3. (Демонстрация прибора.) Если стукнуть им обо что-нибудь, то услышишь нежное и тихое "Ля– а– а". Звук ля в музыке словно маяк, по которому ориентируются композиторы, дирижеры и певцы. Математика – точная наука и, так же как и музыка не переносит фальши! Слайд 4. А знаете ли вы, |
Ответы учащихся. |
Задание1 Расположите точки на координатной прямой: U (1/2), К (3/4), Z (1/8), V (1/4) и расшифруйте получившееся слово. Слайд 5. Мы живем в мире звуков. Люди давно научились записывать различные звуки с помощью специальных знаков. Как, например, записываются звуки человеческой речи? А музыкальные звуки? Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек, звучит музыка. Сегодня на уроке мы раскроем с вами секрет тесной связи между математикой и музыкой. В этом нам помогут ваши знания по теме "Обыкновенные дроби". Слайд 6. Музыка математична, а математика музыкальна. Нет такой области музыки, где не использовались бы числа, например, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. К тому же музыка – это процесс, а математика описывает самые разнообразные процессы. В математике красота и гармония ведут за собой творчество, так же как и в музыке. Композиторы часто признаются, что их методы немногим отличаются от математических. |
Выполняют задание: ZVUK. Звуки речи – с помощью букв, музыкальные звуки – записываются с помощью нот. |
На уроках музыки мы говорили о том, что каждая мелодия индивидуальна и у каждой есть свой ритмический рисунок. А из чего складывается ритмический рисунок? Почему одни звуки короче, а другие длиннее? Давайте вместе попробуем разобраться. Я предлагаю вам сейчас разыграть сказку "Дружная семья". Жила-была большая дружная семья: Прабабушка (Слайд 8); две бабушки (Слайд 9); мамы с папами (Слайд 10) и ребятишки (Слайд 11). Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы было веселей гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву "и". Сказано – сделано. По дороге бегут ребятишки и считают шаги шалунишки, А выходит у них
вот так: (Слайд 12) |
Сообщение учащегося. (Слайд 7) Инсценируют сказку: топают, хлопают, простукивают карандашами, простукивают на шумовых инструментах. |
Как длительности нот отличаются по продолжительности звучания? Ребята, обратимся к схеме длительностей: (Слайды 16, 17). Какая же длительность самая короткая? А какая самая долгая? |
Все вместе озвучивают свой ритм. Вывод учащихся о длительности нот. Ответы учащихся. Простукивают. |
2. Обобщение и систематизация. | |
Ребята, сравним длительности звучания
нот: (Слайд 18). Задание 2. Поставьте знаки < , > или = и сравните длительности (используйте
схему длительностей). Задание 3. Проверьте равенства (используйте математические знания и схему длительностей). Задание 4. (Слайд 20). В приведенных равенствах длительности не хватает. Из рисунка вы видите, что нотная запись разбита вертикальными линиями на отдельные части: знаете ли вы, как называется каждая такая часть? (Такт – отрезок мелодии.) |
Выполняют задание самостоятельно в
парах, сравнивают математически Проверяют, простукивают. Сразу понятно, на сколько один звук должен быть короче или длиннее другого. Формулируют правило. Выполняют задание. Выполняют задание в парах. Проверяют. (Слайд 21) |
Задание 5. Посчитайте сумму длительностей, входящих в каждый такт (все ответы запишем в виде дроби со знаменателем 4). Как видим, в каждом случае мы получили одно и то же число 2/4. Кто знает, как называется это число в музыке? Музыканты любят измерять такты четвертями: две четверти, три четверти, четыре четверти, и записываются эти размеры, как дроби в математике, только без черточек: 2 3 4 Рядом с ключом всегда цифры-подсказки – это размер: |
Ответы учащихся: нотный стан. Такт. Размер. |
Теперь послушаем произведение, с нотной записью которого мы работали. Угадайте название этой песни. Слайд 24. Перед вами два ритмических рисунка. В каких они размерах? Задание 6. Разделите данный ритм на такты в соответствии с размерами (поставьте тактовую черту): Слайд 25. Задание 7. Решите музыкальную задачу. Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:
|
Русская народная песня "Во поле береза стояла". Ответы (с места). |
Сколько четвертей не хватает в такте? Слайд 26. Простучим данный ритмический рисунок. Слайд 27. Задание 8. Композитор сочинял оперу 12 месяцев. Увертюру он сочинял 1/6 этого времени, первое действие – 1/3 всего времени, второе действие – 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и первого действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала? |
В такте не хватает двух четвертей (или 1 половиы, или четырех
восьмых), Простукивают. Решают задачу, проверяют. Слайд 28. |
3. Рефлексия. | |
Наш урок подходит к концу. Что
необычного было в уроке? Чем были полезны знания, приобретенные нами на математике? Помогает ли математика музыке? Определим еще одну музыкально-математическую связь. Математика сопровождает человека всю жизнь. И даже песни сочинялись о математике, одну из которых мы исполним в завершении нашего урока. Исполним песню "О дробях". Слайд 29. |
Урок объединял два предмета – музыку и
математику. Задания были необычными, интересными. С помощью дробей легче определять длительность нот. Ответы детей. Исполнение песни. |
4. Информация о домашнем задании. | |
Домашнее задание: найдите, как еще
"дружит" математика с музыкой, используя информацию дополнительной
литературы и сети Интернет. Спасибо, ребята, за работу на уроке. Спасибо гостям! |
Записывают домашнее задание. |
Список используемой литературы
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П. Беспалько. – М: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В. П. Беспалько – М: Педагогика, 1989.
- Дорофеев Г.В. Учебник по математике 5 класс/Г. В. Дорофеев – М: Просвещение, 2010.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды /Л. В. Занков – М: Педагогика, 1990.
- Занков Л.В. Обучение и развитие (Экспериментально – педагогическое исследование) Под ред. действительного члена АПН СССР Л. В. Занкова/Л. В. Занков – М: Педагогика, 1990.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие /Г. Ю. Ксензова – М: Педагогическое общество России, 2001.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/М. А. Михайлова – Я: Академия развития, 1997.