Цель: формирование навыка чтения.
Задачи:
1) Предметная: повторить отличительные признаки гласных и согласных звуков,
отработать умение характеризовать звук, ставить ударение, определять количество
слогов, подбирать схему к предложению, учить использовать разные приемы работы с
текстом (определять: проза или стихотворение и т. д.) находить общее и отличие в
написании слов, определять лексическое значение слова, провести работу по
обогащению словарного запаса.
2) Метапредметная: учить оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать
речь других, выразительно читать, ориентироваться в учебнике, находить ответы на
вопросы в тексте, делать выводы, учить высказывать свое предположение на основе
работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.
3) Личностная: воспитывать товарищество и взаимопомощь, учить эмоционально
“проживать” текст, понимать эмоции других людей Материальное и техническое
обеспечение: макбуки, букварь, сигнальные карточки учащихся, схемы “человечков”
изученных букв, магниты, схемы предложений, фломастеры, маркер черный, схема
“человечек” чистая, плакат (для скрытия информации),ток тик с готовой схемой.
Оформление доски:
Схемы “человечки” Чистая схема. |
дата корона-коронка |
каток катит коток котик |
Магнитная доска:
Схемы предложений:_____ _____ _____ . _____ _____ ____ ? |
1. Организация начала занятия (перед занятием представить гостей детям, поздороваться с ними).
Приветствие:
У.:
Кем-то придумано просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”.
“Доброе утро” солнцу и птицам,
“Доброе утро” улыбчивым лицам,
Каждый становится добрым, доверчивым
И “Доброе утро” длится до вечера.
Садитесь ребята.
Начинаем урок “Обучение грамоте”.
2. Проверка усвоения материала прошлого занятия.
У.:
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово –
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были???
Ребята, откуда эти строки? С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?
Р.: Со стихотворением Бориса Заходера.
У.: О чем оно?
Р.: О том, как перепутали буквы, получился беспорядок.
У.: В каких словах перепутали?
Р.: Кот и кит.
У.: С какими же звуками мы познакомились на прошлом занятии?
Р.: Со звуками к и кь.
У.: А какой буквой обозначили эти звуки?
Р.: Буквой к.
У.: Вот на доске схема-человечек буквы к, нужно оживить эту схему, а что значит оживить?
Р.: Раскрасить, дорисовать.
Так как буква к обозначает и мягкий и твердый звук – закрасим один ботиночек зеленым, другой – синим; так как согласный глухой нарисуем черную шляпу
У.: Сравним с готовой схемой, правильно. Сколько же всего букв мы с вами изучили? (10)
Вот они, на какие 2 группы можно разделить эти буквы?
Р.: На гласные и согласные.
У.: а как отличить гласные от согласных? (Поются, образуют слог, воздух не встречает преграду, состоят из голоса.)
А еще каждую группу можно разделить. Как? (Глухие и звонкие; гласные, указывающие на мягкость, на твердость предшествующей согласной.) А согласные какими еще бывают? (Мягкими и твердыми.)
3. Чтение слов.
А) Чтение односложных слов.
Сегодня мы все столбики читать не будем, только выборочно, поэтому будьте внимательны.
У.: Ребята, откройте букварь на странице 54. Прочитайте про себя 3 маленьких столбика. Теперь вслух по цепочке. Прочитает Ахмед 1 столбик. Что общего? (Буквы т, к.) А чем интересны? (В обратном порядке можно прочитать.) Да, переставьте буквы согласных, что получилось? А значения слов поменялось? Ток-движение электрически заряженных частиц, тик – несколько значений: нервное заболевание, тиканье часов. Значит, слово многозначное. Кит – млекопитающее, самый большой – синий кит (25 м.) Составьте с помощью карточек звуковую схему слова “кот”, а на доске поработает и составит схему слова “кит” Ахмед. Повторим правила работы в парах: слушаем друг друга, не перебиваем. Самопроверка, сравните и оцените свою работу. Поднимите руку: какая пара справилась. А кто неверно выполнил. Ничего страшного, мы учимся, завтра все получится.
Б) Чтение слов с заглавными буквами.
У.: Прочитайте про себя столбик, где есть слова с заглавной буквы Г. Теперь вслух прочитайте фамилии людей .Какие фамилии вам знакомы?(Гагарин, Григорий Горин – писатель, сценарист.) А кто такие гагары? (Водоплавающие птицы.) Гагры – город-курорт. Почему слова написаны с заглавной буквы?
Назовите фамилии, которые начинаются с буквы к (Кайнаров). Название города? (Курск, Коломна, Калининград, Киров.)
Физкультминутка для глаз.
В) Чтение слов и наблюдение.
На доске слова: корона-коронка картон-картонка топор-топорик.
(Прочитают про себя только девочки, прочитайте слово, железное орудие для рубки, толстая, твердая бумага.)
Что общего в каждой паре слов? Выделим общую часть. Поставьте ударение, подчеркните двумя чертами букву к.
Еще слова на доске, прочитайте про себя, теперь по цепочке.
Каток
Катит
Коток
Котик
Есть ли слова, которые относятся к слову “кот”?
Р.: Котик, коток.
У.: Можно ли объединить слова “коток”, “котик” в одну группу? Почему? Отметьте общую часть. Что интересного заметили? (Тут в корне а, а тут о.) А какие слова начинаются и заканчиваются одной и той же буквой?
Физкультминутка – игра.
На гласный звук – встаете, на согласный садитесь.
4. Работа со схемой предложений.
У.: Рассмотрите схемы, написанные на доске. Какая подходит к предложению “Картина, корзина, картонка и маленькая собачонка”. Откуда это предложение? Докажите, почему? Прочитайте предложение по схеме. (С.Я. Маршак “Багаж”.)
Звукобуквенный анализ слова “картина”. Сколько слогов? Как узнали? Какой 1, 2, 3 слог? Что добавим к готовой схеме? На какой слог падает ударение? А с какого звука начинается слово? Просигнализируйте карточкой, какой он? А он глухой или звонкий?
Второй звук? Просигнализируйте. А я выставлю на доске. Сколько букв, сколько звуков?
5. Работа с текстом Виктора Хмельницкого.
У.: Ребята, посмотрите на стр. 55.Это стихотворение или проза? Как догадались? (Абзац.) Прочитайте название. Что такое тропинка? (Узкая протоптанная дорожка, протоптана животными или людьми в снегу, в поле.) А что может быть странного? Кто написал стих? А еще мы читали его произведения? (Паучок.) Начинает читать Филипп. Чтение с диалогом.
Где же закончилась тропинка? (Рядом с васильком.) Что бы вы добавили к иллюстрации , которая над текстом? (Василек.) Как вы думаете, Виктор Хмельницкий – фантазер? (Да, так как он решил, что тропинка извилистая, потому что она бежит за бабочкой.) А что же странного в тропинке? (Она думает, как живая.) Вы ходили по лесным тропинкам? Какие они? (Извилистые, узкие.) А давайте нарисуем ее. Работать будем в паре ,применим макбуки. Сформулируйте план действий: что сначала сделаем, потом… Для этого откроем макбуки, программу “перволого”, “рисовалку”, выберите фон, и изобразите тропинку, сделайте надпись и проанализируйте это слово. Кто затрудняется, я подойду. Проверим-сравним с доской. Кто выполнил правильно? Молодцы!
6. Итог урока.
У.: Итак, какую работу мы выполняли на уроке? (Делили на слоги…). Как это делали? Что было трудно? А что понравилось делать? Ребята, оцените свою работу на уроке. Кто напомнит как мы это делаем? (Если со всеми заданиями справлялся – улыбающееся лицо….) Кто оценил себя улыбкой? Молодцы. Кто не улыбкой? Не переживайте, все получится. Только нужно что делать? (Стараться.) Спасибо, мне понравилось, как вы работали, старались .Урок закончен. Можете отдыхать.