Проблемы воспитания, в том числе нравственного воспитания, нравственной культуры уходят корнями в далекое прошлое. Во все времена в этих понятиях, идеалах фиксировался достигнутый общественный уровень представлений о добре и зле, чести, справедливости, долге. Это регулировало поведение человека в социуме, направляло его по пути, требуемом обществом воспитания и самовоспитания. Еще Ф.Петрарка писал, что “истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым”.
Именно нравственное воспитание может всесторонне раскрыть сущностные черты человека, слепить его.
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются сегодня одной из главных проблем. Цель воспитания школьников – создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают её дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития школьника, помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитательных сил общества, влияющих на становление и развитие личности школьника. Именно таким классным руководителем я и стараюсь быть.
В своей работе в качестве классного руководителя 7 класса я стараюсь уделять внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. При этом исхожу из возрастных особенностей учащихся. Эти особенности обуславливают то, как подросток учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии со своим возрастом, своим окружением, теми ценностями, которые провозглашаются в обществе. Актуальность нравственного и эстетического воспитания проявляется в том, какая личность сформируется, каким гражданином, человеком станет подросток.
В этом плане духовно-нравственное воспитание направлено на то, чтобы учащиеся поняли и восприняли существующий уровень представлений о добре, зле, чести, справедливости, долге. Эти представления, если они усвоены, регулируют поведение подростка, предостерегают от лжеценностей, действий, опасных и для него самого, и для общества. Если предполагаемые ценности усвоены, то они превращаются в убеждения, регулирующие индивидуальное поведение подростка. Такое поведение проявляется в нравственной воспитанности ученика, что находит отражение в его нравственных качествах. Это:
- отношение к родине, стране, политике государства;
- отношение к людям, уважение к ним;
- отношение к себе (честность, скромность)
- отношение к труду (трудолюбие, добросовестность).
Огромную роль должна играть профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение разного рода конфликтов.
Думаю, что это все критерии нравственного воспитания. На это направлена моя работа.
Другая сторона этой работы - эстетическое воспитание, воспитание эстетической культуры. В подростковом возрасте эта работа сложна тем, что учащиеся еще мало знакомы со сферой культуры, ее достижениями, происходят из разных слоев общества, где, естественно, разное восприятие культурных, художественных, эстетических ценностей. Задача эстетического воспитания- утверждение в подростке истинно прекрасного, возвышенного, нашедшего отражение в огромном количестве памятников художественной культуры. Но главное в работе с учащимися 7 класса, видимо, в том, чтобы решить такие проблемы как эстетика внешнего вида и речи, санитарно- гигиеническая культура, знакомство с наиболее известными достижениями в сфере изобразительного искусства, музыки. Важно попытаться сформировать в подростке-ученике эстетическое отношение к действительности, попытаться привить ему понимание истинно красивого гармоничного, изящного, отвести воздействие ложных ценностей. Это особенно актуально сегодня и причина- в быстрой смене ценностей общества за последние два десятилетия.
Нравственные изменения, с которым встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Влияние периодической печати, радио, кино и телевидения, художественной литературы на воспитание учащихся очень велико. На взгляды, идейные убеждения школьников огромное влияние оказывает и то, что подросток видит и слышит вне школы, в том числе и дома. И не всегда он находит подтверждение тому, что внушается школой. Порой школа не в состоянии противостоять негативному влиянию социума на формирование подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
В своей работе я уделяю я большое внимание нравственному воспитанию, так как именно в школьные годы закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся определяющими в жизни человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, терпимость.
Цель нравственного воспитания – это формирование нравственных основ человеческой личности, культуры поведения и культуры общения, умения выслушивать мнение других и отстаивать правильность своей позиции. Ребенок учится ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.
В своей работе, прежде всего, я должна учитывать то, что мы живем в многонациональном государстве. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Умеют ли они “чувствовать рядом с собой человека”, понимать его и принимать таким, каков он есть? Как воспитать толерантную личность в школе?
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищенности ребенка, представления возможности апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Контингент классного коллектива 7 класса “Б” (в нем 25 учеников) неоднороден по социальному статусу и национальному составу, поэтому важнейшей задачей является формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.
Один из аспектов толерантности – этническая толерантность. В классе обучаются дети разных национальностей (русские, украинцы, армяне, дагестанцы. азербайджанцы, таджики). Поэтому для меня, как классного руководителя, важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
На самом первом классном часе, который называется “Гражданин России”, говорим о том, что Россия – многонациональное государство. Чтобы все жили дружно, нужно быть терпимыми, милосердными, добрыми, справедливыми.
Формирование толерантности направлено на то, чтобы избегать конфликтов, поэтому был проведен психологический практикум “Как бороться с конфликтами”, цель которого – научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них. Учащимся было предложено представить себя в конфликтной ситуации, оценить свое поведение в ней и ответить на вопросы теста “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”. Результаты теста позволили определить типы поведения учащихся в конфликтной ситуации.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений. Думаю, что учащимся были не бесполезны классные часы на темы “Расскажи мне обо мне”, “Скажи , кто твой друг…”, “Будем знакомы, будем друзьями”, “Давайте жить дружно”, “Расскажи о себе”, “ “Уважая себя, учимся уважать других”, “Умеешь ли ты спорить?”, “Как избавиться от кличек”, Мой класс- мои друзья” и другие, дети каждый раз приходят к выводу: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.
Осмыслив свою работу, я попыталась привести в систему разрозненные мероприятия по нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого из них и проанализировав ситуацию, сложившуюся в классе и прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности, передо мной встал вопрос: осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений? Чтобы определить это, я предложила ребятам написать сочинения на тему “Что вы больше всего цените в людях?”. Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Справедливость большинство подростков понимают как честность , способность к дружбе они определяют как взаимопомощь , Любовь в представлении учащихся моего класса – это желание постоянно видеть другого человека , доверие и забота друг о друге.
Целью выявления нравственной воспитанности я провела с детьми тестирование “Размышляем о жизненном опыте. Результаты тестирования я обязательно использую в своей последующей работе с детьми.
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
• повышению уровня общительности каждого в отдельности;
• развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
• формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает заполнить досуг моих ребят интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы.
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что у них есть потребность в общении со сверстниками. Я считаю, что целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным, поэтому в воспитательной работе я использую взаимодействие класса с досуговыми центром района, таким, как Дом культуры “Красный луч”.
Мною проведены следующие мероприятия:
- Туристический слет “С рюкзаком по родному краю” - общение с природой, способствующее бережному отношению к окружающему нас миру как источнику благ человека.
- Посещение океанариума способствует пониманию учащимися богатства природы, в частности, морского мира, морских животных, формирует любовь к этому миру.
- Посещение московского палеонтологического музея, где представлено огромное количество экспонатов, рассказывающих об эволюции животного и растительного мира. Эти экспонаты расширяют кругозор учащихся, помогают понять особенности исторического процесса, венцом которого стал человек.
- Посещение праздника, посвящённого Александру Невскому, историческому деятелю, жившему почти 8 веков назад, оберегавшего Русь, активно поддерживал православную церковь, причисленному к лику святых. Его образ способствует формированию патриотизма, любви к родной земле.
- Посещение цирка имени Дурова, концертных программ в Доме культуры “Красный луч”
- Посещение храма, символизирующее духовное возрождение общества.
Проведенные внутриклассные мероприятия (не выездные).
- Проведение правовых беседO (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них).
- Встречи с ветеранами войны, со священником.
Совместное проведение спортивных мероприятий, что способствует физическому развитию каждого и сплочению коллектива в целом.
- Проведение торжественной линейки, посвященной Дню знаний в Доме культуры “Красный луч”
Система классных часов.
- “Что год грядущий нам готовит?” (что - ждем мы от наступающего года, что хотим оставить в прошлом году).
- “Нам - жить в XXI веке” (морально-нравственные ценности вечны и нерушимы на все века).
- “Что такое порядочность?” (еще раз о вечном).
- “Защищать Отечество - твоя святая обязанность или вынужденная необходимость?” (Ко Дню защитника Отечества посвящается).
- “Храбрости павших поем мы песню...” или “Никто не забыт - ничто не забыто...” (помнить, чтобы не повторилось).
- “Женские истории...” (к Международному женскому дню).
- “Спорт — ты жизнь...” (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового образа жизни).
- “Моя семья” (взаимоотношения детей и родителей)
Кроме этого, я постоянно провожу следующие мероприятия:
Традиционные - разговоры с родителями учащихся, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах;
- встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи;
- родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, встреч с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов;
- тематические родительскиеO собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей.
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно, если можно так сказать, классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка_ лучше прилюдно. а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с их родителями.
Индивидуальную работу с родителями строю так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребенка выразил желание посетить ее еще раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы их чада. Даже ругая ребенка, нужно найти повод для похвалы - это закон работы школы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
Учащиеся моего класса посещают кружки в Доме культуры “Красный луч”. Там они раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, танцора, музыканта. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. Выявлению творчески одаренных детей, стимулированию их достижений в творческой деятельности, получению общественного призвания способствует ежегодное проведение конкурсов, выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества в рамках работы класса, школы, района.
Современный школьник значительную часть эстетических представлений получает не в школе, а через телевидение, кино, Интернет, общение со сверстниками. Дети много знают- и это хорошо. Но ведь не только запас сведений определяет то, как будет складываться сознание детей. В потоке этих сведений не отделено ценное от менее ценного и просто лишнего, а подчас вредного. Школа частично может регулировать влияние на ребенка этого потока. И происходить это должно через художественно- эстетическое и духовно-нравственное воспитание. Важно научить ребенка видеть прекрасное. Восприимчивость к красоте делает ребенка богаче, полнее, радостнее. Как отмечает известный русский психолог Л.И.Айдарова: “Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека и для общества”.
В 2012-2013 учебном году я вместе с учащимися класса участвовала в ежегодном конкурсе “Педагог года-2013” в номинации “Классная- самая классная”.
Воспитание - это беспрестанный поиск. Это сложный процесс, где есть и победы, и поражения .
В итоге мне хочется подчеркнуть также мысль о том, что воспитание детей представляет не только большие трудности, но и приносит им великое счастье. Успех всего дела нравственного и эстетического воспитания могут решить лишь совместные усилия школы, семьи и всей общественности.