Российское образование в настоящее время ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Запрос общества к образованию резко изменился.
Именно сейчас нашему государству нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и систематически переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Изменяется не только роль учителя по составлению программы обучения школьников в условиях введения ФГОС второго поколения, но изменяется сознание учителя и ученика, как участников образовательного процесса.
Важнейшей целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как умение учиться.
Проект программы по математике в 5–6 классах по ФГОС второго поколения мы разработали в ШМО в июне 2012 года. В интересной групповой форме мы изучали виды универсальных учебных действий, планировали деятельность учителя и ученика на уроке, пытались создавать систему оценивания УУД, ввели в тематическое планирование новые разделы: понятия, планируемые результаты (предметные и метапредметные с конкретными УУД).
Формирование привычных ЗУНов я пытаюсь перевести в процесс развития личности по формуле: если ты умеешь действовать, значит, ты умеешь мыслить. Теперь наши ученики получают возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, умение учиться. Это и есть системно-деятельностный подход, заложенный в основе ФГОС второго поколения. <Приложение 1>
Я провела сравнительный анализ отдельных элементов своей деятельности на уроке.
По-старому | По-новому |
1. Ознакомление с темой урока проводил учитель | 1. Тему урока интуитивно могут сформулировать почти все
дети в классе, это возможно в системе специально подобранных устных и полуписьменных упражнений. |
2. Цель урока ставил учитель | 2. Дети ставят цель урока по-своему, задавая вопросы,
проводя дискуссию. Учащиеся определяют границы знания и незнания. Что это такое? Как это применить в решении задач? Зачем это нужно в жизни? Ученики ставят проблему перед собой и коллективом. |
3. Учебник использовали для прочтения, заучивания
правил и ответа на вопросы в конце текста |
3. Учебник используется как научная литература. С какими понятиями мы не знакомы? Прочитаем… |
4. Проверка знаний осуществлялась в основном с помощью
самостоятельных и контрольных работ. |
Проверяется умение применять знания в новых ситуациях,
больше в парной и групповой работе. В ходе практической групповой работы осуществляется: – Определение проблемы Для проверки развернутого решения задач применяют сличение с
образцом. |
5. Проверка домашнего задания проводилась в основном
учителем, с комментарием, по готовому образцу. |
5. Оценивание домашнего задания начинается с помощью
группы консультантов, а потом по эталону. Обсуждение выполнения домашнего задания проводится
с качественной оценкой (выполнено верно, полностью или частично, красиво
оформлено, есть два способа Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
6. Формы и методы. | 6. Формы и методы применяются практически те же. Больше
в игровой и групповой формах проходит закрепление и обобщение темы. Карточки-памятки, тетради справочники; карточки с пропусками; система творческих заданий, мини проектов. (Задачи на десятичные дроби со сказочным сюжетом, придумать, оформить и решить. Защита коллективного проекта в форме ролевой игры. Ролевые игры: Конструкторское бюро. Заседание редакционной коллегии. Пресс-конференция.) Дети приобретают опыт поиска решения учебной проблемы. |
7. Технологии отработаны в течение многих лет. | 7. ИКТ технологии. Учащиеся, посещающие кружок ИКТ на “внеурочке”,
помогают другим детям освоить инструменты МИМИО. |
8. Учитель много говорил | 8. Учитель организует деятельность учащихся –
помогает в поиске информации |
9. Уроки чаще всего комбинированные | 9. Чаще используются уроки группового общения или индивидуальной деятельности |
10. Результаты предметные, по итогам контрольных работ. | 10. Результаты метапредметные и личностные. Ученики учатся оценивать свои результаты, распределять время для работы, личностный рост. |
Изменения в деятельности педагогов происходят не только на уроках. В нашем ШМО проходят тренинги, собеседования, обмен мнениями, анализ элементов урока, отслеживаются рузультаты формирования УУД. Создана система контроля текущего состояния и отслеживание динамики достижения планируемых результатов в ходе мониторинговых процедур.
Было решено заполнять таблицы по темам
ФИО ученика | Умеет ставить цель работы | Умеет выполнять свою роль в группе | Умеет сравнивать свою работу с образцом | Учитывает мнение товарищей | Толерантно относится к товарищам | Умеет оценивать свою работу , учитывая эталон | Умеет выбирать задание по силам | И т.д. |
Наиболее важный подход к осуществлению деятельности учителя на уроках – это отбор информации по теме урока, создание проекта урока.
Пример 1. В теме “Формулы”. Проводится практическая работа по решению задач на движение.
Прочитайте текст “Движение жизнь”.
Ребята, вы неплохо поняли, как решаются задачи по математике. Вы научились выкачивать всю спрятанную информацию из задачи и записывать ее в виде математических выражений . И вот задачки на движение. Почему же они не у всех получаются?
Чтобы успешного решать задачи на движение, нужно кое-что твердо держать в голове. Формулу-ключ, в которой связаны путь, время и скорость. Знать эту формулу – успех в решении задач!Это должно быть ваше знание! Друзья, эта формула нужна и в текстовых задачах, и в обычной жизни.
Эту формулу-ключ надо хорошо и осмысленно запомнить, достаточно ответить самому себе на простой вопрос: “Если я еду со скоростью 60 километров в час, какое расстояние я проеду за 2 часа?”. Очевидно, умножив 60 на 2, получим 120 километров.
S = V * t – это и есть та хитрая формула, без которой нам не обойтись! Здесь:
S – это пройденный путь, или расстояние,
V – скорость движения,
t – время движения.
Прочитайте стихотворение!
Узнаем, друзья, расстояние, путь,
Скорость на время умножим! Ты не забудь!
Дружок, если скорость ты хочешь найти,
Тогда расстояние на время дели.
Учебные вопросы
- Как взаимосвязаны скорость, время и расстояние?
- Как найти скорость сближения при движении тел навстречу друг другу?
- Как найти скорость при движении тел в противоположных направлениях?
- О каких скоростях идет речь при движении тел вдогонку друг другу и как их найти?
- О каких скоростях идет речь при движении тел с отставанием и как их найти?
Заполоните технологическую карту работы группы.
Задание | Деятельность учащихся |
Проанализируйте данные чертежа. Определите тип движения Определите взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. Найдите расстояние между участниками движения через час, через два часа. |
Формулируют как содержательную, так и деятельностную цель урока. |
Решение. Составляют опорные сигналы, схемы Переводят информацию из одного вида в другой (схему в решение задачи). |
|
|
Ответ. Самостоятельная работа уч-ся, проверяется учащимися по эталонам. |
Ответьте на вопросы
|
Ответ. |
Сделайте вывод. В каких видах движения вы участвовали? Какие знания о законах движения нужны автомобилисту? Велосипедисту? Пешеходу? | Дети осуществляют контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями |
Рефлексия. Сигнал светофора скажет нам, как вам понравилось выполнять практическую работу. Зеленый – “Супер!” Желтый – Так себе… Красный – “Меня трясло от страха, вдруг не успею”. |
Сигналят. |
Домашнее задание. Придумать задачи на движение со сказочным сюжетом | Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся. |
Какие виды УУД формирует учитель у своих учеников?
Вопросы формирования и оценки УУД, являются для учителей наиболее сложными.
Со своими учениками мы научаемся: сравнивать рисунки, делать выводы по ситуации, искать нужную информацию в тексте. Обрабатывать информацию в решении задач. Общаться в группах. Умение высказываться, аргументировать, приводить примеры. Ставить новые цели, переносить понятия в новую ситуацию.
Деятельность учителя по формированию УУД | Деятельность ученика |
Организует Инструктирует Инспектирует Помогает урегулировать конфликт Советует, помогает |
Принимает участие в работе групп Распределяет роли(кто какую роль выполняет, кто руководит, кто оформляет) Ставят учебные цели Выполняют работу. Учащиеся осуществляют учебные действия по
намеченному плану (применяется групповой, Оформляют Высказывают свое мнение Совместно оценивают работу каждого, словесная оценка. Учащиеся
осуществляют контроль (применяются формы Обобщают Ставят вопрос о возможности применения темы в жизни людей Рефлексия. Допиши предложение. “Мне бы хотелось узнать подробнее…” |
Как измерить результативность сформированных УУД, как планируемых результатов? Ответ на этот вопрос был найден в работе Кац Елены Анатольевны (Москва). "Диагностика метапредметных умений".
Вид УУД | Инструментарий для измерения УУД |
Как следует из опыта работы, наиболее
точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса
развития универсальных учебных действий является мониторинг. Научиться проводить мониторинг – значит подняться на новый уровень профессионального развития и мастерства. |
|
Умения работать с информацией. | В пособии для учителя “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе…”, коллектив авторов под руководством А.Г. Асмолова предлагает использовать для определения уровня сформированности УУД проверенные методы, такие как: построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска); проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова); методика “Кодирование” (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка); диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой); методика “Нахождение схем к задачам” (по А.Н. Рябинкиной). |
Исследовательские умения | Проанализировав различные модели этапности
исследовательского поиска (Дж. Дьюи, И.И. Ильясов, Н.Б. Шумакова, А.И.
Савенков), мы пришли к выводу об обязательности следующих элементов: –
выделение и постановка проблемы; |
Работа с информацией. Метапредметные умения. Определение потребности в информации Умение видеть проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение задавать вопросы Приобретение и обработка информации Умение выделять главное и формулировать его в виде тезисов Умение “считывать” информацию с визуального объекта (иллюстрации) Умение качественно описывать видимый объект Умение составлять схему по тексту Умение вербализировать проблему Умение делать выводы Презентация информации Умение озаглавливать текст Умение составлять вступление Умение связно и последовательно излагать свои мысли Умение определять понятия Умение достоверно излагать (представлять) информацию Умение создавать проблемный текст (отражать увиденные проблемы в презентации) Умение создавать свой собственный, оригинальный текст (излагать “своими словами”) Умение представить выводы, сделать заключение |
Учащимся предлагается
критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени
достижения ими вышеперечисленных умений. Тест представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности. Каждое умение оценивается по трехбалльной шкале: 0 – умение не сформировано; На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых метапредметных умений каждого ученика класса. |
На уроке вместе с учениками я заполняю таблицу, позволяющую увидеть, как
сформированы учебные действия учащихся во время урока или на системе уроков по определенной теме.
Вид деятельности | Я ставил перед собой цель | Я научился |
Изучение учебного текста | Прочитать текст и понять главную мысль, познакомиться с новыми терминами. Узнать, для чего служат новые понятия. Научиться создавать учебный проект. | Выделять новые термины, узнавать новые понятия в решении задач, ставить новую цель. Создавать учебный проект. |
Заключение. “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают смысл урока современного типа, в его основе заложен принцип системно-деятельностного подхода к обучению. Именно теперь учитель осуществляет скрытое управление процессом обучения, вдохновляет учащихся на творческий учебный труд.
Слова Уильяма Уорда: “Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет” поощряют и творческий подход учителя в обучении своих учеников.