Единица содержания: способ определения деепричастия как части речи.
Цель:
обучающий аспект:
– уметь различать деепричастия и глаголы;
– знать значение, вопросы, морфологические признаки и синтаксическую роль данной
части речи;
– доказывать частеречную принадлежность деепричастий (опираясь на схему);
развивающий аспект:
– развивать мышление учащихся (умение анализировать, выделять сходства и
различия, обобщать);
– развивать монологическую речь (умение аргументировать свою точку зрения);
– обогащать словарный запас учащихся (новые термины, работа с художественными
текстами);
воспитывающий аспект:
– воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к
самому себе, к другому человеку;
воспитывать любовь к родному языку (путем включения в материал урока
отрывков художественных произведений).
Тип урока: усвоение нового.
Граница знания – незнания.
Знают / умеют. | Не знают / не умеют. |
Определять глагол как часть речи. Находить в тексте глаголы, наречия. |
Часть речи деепричастие, её морфологические и синтаксические свойства. |
Ресурсы урока: раздаточный материал (см. Приложения).
Оформление доски:
внутренний разворот:
центр – дата, классная работа;
боковые стороны – схема морфологического разбора (только пункты). Сверху
изображены колбы, стоят № 1 и № 2 соответственно.
Сзади написаны предложения (см. Приложение 3).
Ход урока
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности |
|
1. Установление связи между изученным
учебным материалом и данной темой. 10–15 мин. Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний. |
|
Деятельность учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня не совсем обычный день, потому что приветствую я вас не в классе, а в Тайной Морфологической Экспериментальной Лаборатории! Что такое лаборатория? Что ассоциируется у вас с этим словом? |
Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы: оборудование, химия, колбы, пробирки, эксперименты, изобретения, сумасшедший профессор, взрывы и проч. |
Вы правы, лаборатория – это действительно особе помещение, оборудованное для проведения опытов, экспериментов. Раз мы в лаборатории, значит, чем мы сегодня займемся? | Мы будем что-то изобретать! |
Верно. Почему Экспериментальная? Нам предстоит сегодня выяснить все на собственном опыте, с помощью эксперимента. |
Будем проводить опыты. |
Что значит Морфологическая? Что изучает морфология? И, действительно, сегодня мы откроем новую часть речи! |
Морфология изучает части речи. |
А почему наша лаборатория Тайная? На самом деле, Тайной я назвала нашу Лабораторию только по одной причине: появление, рождение всего нового – это величайшая тайна, происходящая на Земле, и сегодня мы прикоснемся к этой тайне, увидим, как появляется на свет новая часть речи. |
Никому нельзя рассказывать о том, чем мы занимаемся! Или Никто не знает, чем мы будем заниматься! |
Деятельность учителя. Для того чтобы получить что-то новое, мы должны иметь исходные вещества. (Приложение 1) И они у нас есть (лист с заданием № 1). Что живет в наших колбах? (Предложения: 1. Я пришел к тебе с приветом… 2. Ярко светит зорька в небе голубом.) Давайте определим, какими свойствами обладает каждое из выделенных слов? (Время выполнения 5–7 минут, в парах). Проверка (одновременная запись обобщенной схемы разбора представленных частей речи на боковых внутренних поверхностях доски). |
Деятельность учащихся. Совещаясь в парах, заполняют пропуски, тем самым выполняя морфологический разбор двух частей речи: глагола и наречия. |
Какие две части речи мы сегодня будем смешивать? | Делают вывод, что исходные вещества – глагол и наречие, подписывают колбы. |
Представьте, что мы соединили содержимое этих пробирок, и в итоге получилась совсем необычная часть речи! | Догадываются: “Глагол-наречие”? “Нарглаг”? и т.п. |
Эта часть речи кричит вам: “Я родилась от глагола, я люблю
действовать, я деятель, дееспособный, я причастна
к действию!”. Запись темы на доске. |
Делают вывод, что получилось деепричастие. Записывают тему урока: “Деепричастие как часть речи” |
2. Постановка проблемных вопросов
(формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое). 1 мин. Задача: обеспечение мотивации. |
|
Деятельность учителя. Что нового вы хотите
узнать о новой части речи? |
Деятельность учащихся. Значение,
морфологические признаки, синтаксическую роль. |
3. Постановка целей. 1 мин. Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной
деятельности. |
|
Показатели РРЭ: готовность учащихся
к активной учебно-познавательной деятельности (самостоятельно
формулируют цель: познакомиться с новой частью речи – деепричастием – по
плану морфологического разбора). Необходимо подготовить и тетради (исследовательские журналы) и доску (основную часть). Мы записывает пустую схему морфологического разбора “Паспорт деепричастия”, которую будем заполнять в течение урока. Тем самым дети планируют свою деятельность. Паспорт деепричастия.
|
|
Этап применения знаний (20 мин.) |
|
1. Решение задач. Задача: обеспечение получения новых знаний и способов действий.
|
|
Деятельность учителя. Взгляните на задание № 2 (см. Приложение 2), где представлена таблица с двумя столбиками. Что это за колонки? Выделите основы пар предложений, попробуйте определить главное и второстепенное действия. На какие вопросы отвечает деепричастие? От какого слова вы задаете эти вопросы? На доске заполняет первый пункт паспорта деепричастия. Паспорт деепричастия. I. Значение – добавочное действие при
основном, выраженном глаголом. |
Деятельность учащихся. Левая колонка – что было до смешения, правая – что стало после. Выполняя задание, обнаруживают, что в колонке “до” два глагола обозначают равноправные действия, а в колонке после – есть глагол-сказуемое, обозначающий основное действие, и какое-то слово, выделенное запятыми, обозначающее действие добавочное. Делают вывод, что перед ними деепричастие, записывают в паспорт его значение и вопросы. |
Что нам необходимо узнать дальше? Для этого выполним следующее задание (закрывается половинка доски, на которой записаны предложения (см. Приложение 3), но вместо деепричастия написан инфинитив глагола). II. Морфологические признаки: |
Морфологические признаки деепричастий! Догадываются, в какой форме должен стоять глагол, записывают предложения с деепричастием, проверяя, остаются ли глагольные признаки у этой части речи. Замечают, что изменить слово не получается, дописывают в паспорт о непостоянных признаках – не изменяется. Обнаруживают, что вид, переходность, возвратность можно определить также, как и у глагола, а спряжение отсутствует (т.к. деепричастие – неизменяемая часть речи). Дописывают паспорт. |
Посмотрите, а каким членом предложения являются деепричастия? | Определяют синтаксическую роль деепричастия и оборотов, записывают в паспорт. |
III. Синтаксическая роль. Обстоятельство. |
|
Посмотрите, все пункты нашего паспорта заполнены! Мы с вами здорово поработали. Чтобы немного отдохнуть, закройте глаза и представьте водопад. Опишите, как падают его воды? | Искрятся, шумят, прозрачная вода и проч. |
А английский поэт Саути написал целое стихотворение, описывающее водопад. Называется он “Лодорский водопад” (Приложение 4). Не открывая глаз, послушайте его в моем исполнении и подумайте, сколько предложений использовал поэт? | Слушают стихотворение, говорят, что оно представляет собой всего одно предложение, но в нем есть много-много деепричастий. |
Откройте глаза и посмотрите, что помимо деепричастий Саути использовал графическое средство выразительности. Что напоминает это стихотворение в записанном виде? | Похоже на падающую со скалы воду. |
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе. 5–7 мин. |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку
собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с
учетом поставленных в начале урока целей. Метод: продуктивный. Форма работы: фронтальная (индивидуальная). |
|
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Понравилась ли вам новая часть речи? Все ли вы узнали о
ней, что хотели? Что нового вы узнали о деепричастии? Дайте определение нашему уроку одним наречием, как для вас прошел этот урок? (Рефлексия по содержанию учебного материала и рефлексия эмоционального состояния.) |
Да! Я узнал, что это часть речи, обозначающая добавочное действие (и проч.) По цепочке говорят, как для них прошел этот урок: познавательно, необычно и проч. |