Деепричастие как часть речи

Разделы: Русский язык


Единица содержания: способ определения деепричастия как части речи.

Цель:

обучающий аспект:
– уметь различать деепричастия и глаголы;
– знать значение, вопросы, морфологические признаки и синтаксическую роль данной части речи;
– доказывать частеречную принадлежность деепричастий (опираясь на схему);

развивающий аспект:
развивать мышление учащихся (умение анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);
– развивать монологическую речь (умение аргументировать свою точку зрения);
– обогащать словарный запас учащихся (новые термины, работа с художественными текстами);

воспитывающий аспект:
воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе, к другому человеку;
 воспитывать любовь к родному языку (путем включения в материал урока отрывков художественных произведений).

Тип урока: усвоение нового.

Граница знания – незнания.

Знают / умеют. Не знают / не умеют.
Определять глагол как часть речи.
Находить в тексте глаголы, наречия.
Часть речи деепричастие, её морфологические и синтаксические свойства.

Ресурсы урока: раздаточный материал (см. Приложения).

Оформление доски:
внутренний разворот:
центр – дата, классная работа;
боковые стороны – схема морфологического разбора (только пункты). Сверху изображены колбы, стоят № 1 и № 2 соответственно.

Сзади написаны предложения (см. Приложение 3).

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой.

10–15 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: фронтальная, парная.

Деятельность учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня не совсем обычный день, потому что приветствую я вас не в классе, а в Тайной Морфологической Экспериментальной Лаборатории! Что такое лаборатория? Что ассоциируется у вас с этим словом?

Деятельность учащихся.

Предполагаемые ответы: оборудование, химия, колбы, пробирки, эксперименты, изобретения, сумасшедший профессор, взрывы и проч.

Вы правы, лаборатория – это действительно особе помещение, оборудованное для проведения опытов, экспериментов. Раз мы в лаборатории, значит, чем мы сегодня займемся? Мы будем что-то изобретать!

Верно. Почему Экспериментальная?

Нам предстоит сегодня выяснить все на собственном опыте, с помощью эксперимента.

Будем проводить опыты.

Что значит Морфологическая? Что изучает морфология?

И, действительно, сегодня мы откроем новую часть речи!

Морфология изучает части речи.

А почему наша лаборатория Тайная?

На самом деле, Тайной я назвала нашу Лабораторию только по одной причине: появление, рождение всего нового – это величайшая тайна, происходящая на Земле, и сегодня мы прикоснемся к этой тайне, увидим, как появляется на свет новая часть речи.

Никому нельзя рассказывать о том, чем мы занимаемся! Или Никто не знает, чем мы будем заниматься!
Деятельность учителя.

Для того чтобы получить что-то новое, мы должны иметь исходные вещества. (Приложение 1)

И они у нас есть (лист с заданием № 1). Что живет в наших колбах? (Предложения: 1. Я пришел к тебе с приветом… 2. Ярко светит зорька в небе голубом.) Давайте определим, какими свойствами обладает каждое из выделенных слов? (Время выполнения 5–7 минут, в парах).

Проверка (одновременная запись обобщенной схемы разбора представленных частей речи на боковых внутренних поверхностях доски).

Деятельность учащихся.

Совещаясь в парах, заполняют пропуски, тем самым выполняя морфологический разбор двух частей речи: глагола и наречия.

Какие две части речи мы сегодня будем смешивать? Делают вывод, что исходные вещества – глагол и наречие, подписывают колбы.
Представьте, что мы соединили содержимое этих пробирок, и в итоге получилась совсем необычная часть речи! Догадываются: “Глагол-наречие”? “Нарглаг”? и т.п.

Эта часть речи кричит вам: “Я родилась от глагола, я люблю действовать, я деятель, дееспособный, я причастна к действию!”.
Как будет звучать тема урока?

Запись темы на доске.

Делают вывод, что получилось деепричастие. Записывают тему урока: “Деепричастие как часть речи”
2. Постановка проблемных вопросов (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое).

1 мин.

Задача: обеспечение мотивации.
Метод: продуктивный (самостоятельная формулировка вопросов).
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя.

Что нового вы хотите узнать о новой части речи?
Что поможет это сделать?

Деятельность учащихся.

Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
Поможет схема морфологического разбора.

3. Постановка целей.

1 мин.

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности.
Форма работы: фронтальная (индивидуальная).

Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (самостоятельно формулируют цель: познакомиться с новой частью речи – деепричастием – по плану морфологического разбора).

Необходимо подготовить и тетради (исследовательские журналы) и доску (основную часть). Мы записывает пустую схему морфологического разбора “Паспорт деепричастия”, которую будем заполнять в течение урока. Тем самым дети планируют свою деятельность.

Паспорт деепричастия.

  1. Значение –
    Вопросы –
  2. Морфологические признаки:
    пост.:
    непост.:
  3. Синтаксическая роль.

Этап применения знаний (20 мин.)

1. Решение задач.

Задача: обеспечение получения новых знаний и способов действий.
Метод: продуктивный.
Форма работы: индивидуальная.

Деятельность учителя.

Взгляните на задание № 2 (см. Приложение 2), где представлена таблица с двумя столбиками. Что это за колонки?

Выделите основы пар предложений, попробуйте определить главное и второстепенное действия.

На какие вопросы отвечает деепричастие? От какого слова вы задаете эти вопросы?

На доске заполняет первый пункт паспорта деепричастия.

Паспорт деепричастия.

I. Значение – добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
Вопросы – как? Что делая? Что сделав?

Деятельность учащихся.

Левая колонка – что было до смешения, правая – что стало после.

Выполняя задание, обнаруживают, что в колонке “до” два глагола обозначают равноправные действия, а в колонке после – есть глагол-сказуемое, обозначающий основное действие, и какое-то слово, выделенное запятыми, обозначающее действие добавочное. Делают вывод, что перед ними деепричастие, записывают в паспорт его значение и вопросы.

Что нам необходимо узнать дальше?

Для этого выполним следующее задание (закрывается половинка доски, на которой записаны предложения (см. Приложение 3), но вместо деепричастия написан инфинитив глагола).

II. Морфологические признаки:
пост.: вид, переходность, возвратность;
непост.: не изменяется.

Морфологические признаки деепричастий!

Догадываются, в какой форме должен стоять глагол, записывают предложения с деепричастием, проверяя, остаются ли глагольные признаки у этой части речи.

Замечают, что изменить слово не получается, дописывают в паспорт о непостоянных признаках – не изменяется.

Обнаруживают, что вид, переходность, возвратность можно определить также, как и у глагола, а спряжение отсутствует (т.к. деепричастие – неизменяемая часть речи). Дописывают паспорт.

Посмотрите, а каким членом предложения являются деепричастия? Определяют синтаксическую роль деепричастия и оборотов, записывают в паспорт.

III. Синтаксическая роль.

Обстоятельство.

 
Посмотрите, все пункты нашего паспорта заполнены! Мы с вами здорово поработали. Чтобы немного отдохнуть, закройте глаза и представьте водопад. Опишите, как падают его воды? Искрятся, шумят, прозрачная вода и проч.
А английский поэт Саути написал целое стихотворение, описывающее водопад. Называется он “Лодорский водопад” (Приложение 4). Не открывая глаз, послушайте его в моем исполнении и подумайте, сколько предложений использовал поэт? Слушают стихотворение, говорят, что оно представляет собой всего одно предложение, но в нем есть много-много деепричастий.
Откройте глаза и посмотрите, что помимо деепричастий Саути использовал графическое средство выразительности. Что напоминает это стихотворение в записанном виде? Похоже на падающую со скалы воду.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.

5–7 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей.
Метод: продуктивный.
Форма работы: фронтальная (индивидуальная).
Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Понравилась ли вам новая часть речи? Все ли вы узнали о ней, что хотели?
Что нового вы узнали о деепричастии?
Дайте определение нашему уроку одним наречием, как для вас прошел этот урок?
(Рефлексия по содержанию учебного материала и рефлексия эмоционального состояния.)
Да!
Я узнал, что это часть речи, обозначающая добавочное действие (и проч.)
По цепочке говорят, как для них прошел этот урок: познавательно, необычно и проч.