Цели урока:
1. Предметные:
- продолжить знакомство учащихся с темой “Фразеология”;
- учить узнавать фразеологизмы в устной и письменной речи;
- учить толковать значение фразеологизмов (в том числе с помощью словарей), подбирать к ним синонимы и антонимы;
- познакомиться с историей происхождения фразеологизмов;
- учить правильно употреблять фразеологизмы в речи.
2. Метапредметные:
- формирование и развитие способности к целеполаганию;
- овладение УУД в соответствии с целями и задачами учебной ситуации (наблюдение, анализ, обобщение, работа с разными источниками информации и др.);
- развитие способности к адекватной само- и взаимооценке;
- развитие способности к рефлексии, анализу проделанной работы.
3. Личностные:
- развитие связной устной и письменной речи,
- формирование коммуникативной компетенции в учебном общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем,
- расширение кругозора;
- развитие культурологической компетенции.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.
II. Подводящая работа.
1. Начнём урок, ребята, с просмотра отрывка из знакомого вам мультипликационного фильма “Прогулка кота Леопольда”.
Слайд № 1 (приложение 1)
- Смешные мышата, песня забавная. В ней прозвучали выражения, наверное, знакомые Вам.
Слайд №2
- Хвост за хвост
- Глаз за глаз
- Тянуть кота за хвост
- Слышали ли вы эти выражения раньше?
- Посмотрите на следующий слайд (Слайд №3).Значение какого из услышанных в песне выражений здесь обыгрывается? (Тянуть кота за хвост).
- А смогли ли авторы этих изображений точно передать значение этого выражения? (И да, и нет)
- А что обозначают в песенке мышат выражения “глаз за глаз”, “хвост за хвост”? (Отомстить за что-то).
- Какой синонимичный оборот мы употребляем в речи? (Око за око). Что это за речевые обороты? (Фразеологизмы).
Примечание: если в начальной школе тема “Фразеология” не изучалась, то предлагается лингвистический эксперимент, суть которого состоит в попытке заменить слово “хвост” на “уши” в выражении “тянуть кота за хвост”. Вопрос ученикам: “Сохранится ли в этом случае значение “делать что-то очень медленно”? (Нет).
- Можете ли Вы сформулировать первые выводы о сочетаниях подобного типа? (В них нельзя заменять слова, иначе исказится смысл, пропадет переносное значение).
- Верно. Выражения подобного типа имеют устойчивый характер (обратите внимание на это). В такой форме они существуют с давних пор. Изучением подобных выражений занимается фразеология (Слайд №4)
2. Цель урока.
- Предположите цель нашего урока, ребята. (Продолжить знакомство с темой “Фразеологизмы”, уметь находить их в тексте, учиться использовать их в речи).
- Верно.
3. Работа над темой урока.
- Что такое фразеологизмы? Что Вы знаете о них из курса начальной школы?
- Какой раздел языкознания их изучает? (Фразеология)
- Познакомимся с материалом Вашего учебника по теме. Что мы ещё не сказали, не вспомнили о фразеологизмах?
- В каких словарях можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов? ( В словаре Фразеологизмов, в толковых словарях русского языка).
Слайд №5.
- Знаете ли Вы, как фразеологизмы представлены в толковых словарях? (На столах ребят лежат ксерокопии словарной статьи со словом глаз)
- Найдите в предложенной словарной статье фразеологизмы. Как графически они выделены? (Ромбом).
4. Хотите проверить себя на знание фразеологизмов?
- Тогда продолжите фразеологизмы на следующем слайде.
Слайд №6.
- Молодцы. Видите, какие Вы догадливые. А знаете, почему Вы правильно продолжали фразы?
(Не раз слышали, слова в этих выражениях так тесно срослись, что обязательно тянут одно за другим)
5. Работа с упражнением учебника.
- Продолжим работу с наблюдения над фразеологизмами. Выполните упражнение № 714 учебника (Русский язык.5 класс. В 3 ч.Ч.2:учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В.Львова. - М.:Мнемозина, 2009.), но самостоятельно (необходимо заменить предложенные фразеологизмы синонимами). До выполнения упражнения ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Что такое мякина?” (Мякимна (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений)
- Какой фразеологизм, в составе которого есть это слово, вы знаете?
Подберите синоним. Запишите. Знаете ли вы синоним-фразеологизм? Запишите.
Работу оформляем в таблице
Фразеологизм | Синонимы |
На мякине не проведешь | не обманешь, не обведёшь вокруг пальца |
Учитель: Этот фразеологизм приведен и в упр.714. Продолжим работу с упражнением
Фразеологизм | Синонимы |
Бежать сломя голову | очень быстро, на всех парусах |
Пускать пыль в глаза | обманывать, втирать очки |
Падать духом | унывать |
Пара пустяков | легко |
Кожа да кости | Худой |
Не по дням, а по часам | быстро |
Заговаривать зубы | обманывать |
- Ребята, зачем мы выполнили это упражнение?
III. Физкультминутка.
- Хотите немного отдохнуть? А побегать? Только уговор: из кабинета никто не выбегает. Воспроизведите движение, о котором говорится вофразеологизме.
- Качать головой (сомневаться)
- Всплеснуть руками (удивиться)
- Стоять как каменный (неподвижно)
- Втянуть голову (сжаться)
- Из угла в угол( в разных направлениях)
- Вскинуть брови (удивиться)
IV. Работа с текстом.
- На сопоставлении прямого и переносного значений фразеологизмов создаются юмористические произведения.
Перед Вами одно из них.
Слайд №7.
- Прочитаем стихотворение. Что чувствует Глеб? Опишите состояние Глеба.
Перепишите стихотворение со слайда в тетради и вставьте подходящие по смыслу слова из справок. У вас должны получиться фразеологизмы.
Глеб у доски повесил…(нос),
Краснеет…(до корней волос).
Он в этот час, как говорится,
(готов сквозь землю провалиться).
О чём же думал он вчера,
Когда…(баклуши бил) с утра?
- Проверим и объясним значение вставленных фразеологизмов. Приведите к ним синонимы.
- Что ярче: слово или фразеологизм?
- Проанализировав эту работу и сказанное ранее, подумайте, для чего нам в речи нужны фразеологизмы? (Делают нашу речь более яркой и выразительной).
- Определим синтаксическую роль каждого фразеологизма в тексте. Но сначала напомните, что такое фразеологизм?
- Помня о том, что такое фразеологизмы, подумайте, каким членом предложения является каждый фразеологизм в данном тексте? Подсказка: определите сначала роль синонима в предложении и сделайте вывод.
V. Работа над темой “Источники происхождения фразеологизмов”.
1) - А кто знает, какие баклуши бил Глеб с утра? Что это такое “баклуши”? (За несколько минут до этого момента один ученик получил задание найти значение слова “баклуши”, “чурка” в толковом словаре С.И.Ожегова.Этот же ученик отвечает в случае затруднения класса).
- Посмотрите на слайд №8. На нём изображён процесс изготовления деревянных изделий.
- Таким образом, происхождение фразеологизма “бить баклуши” связано с историей Руси, России.
- Какие ещё фразеологизмы, имеющие тот же источник происхождения, Вы знаете?
2) Групповая работа.
Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает текст с рассказом о происхождении фразеологизмов, связанных с историей России. Задание группам: прочитать, кратко пересказать, привести синоним, продолжить заполнение таблицы (задание 5).
- Проверка. Выслушиваются сообщения учеников. Коллективная оценка.
3) Итак, этимология всех этих фразеологизмов связана с историей.
- Какие источники фразеологизмов вы знаете ещё? Посмотрите на следующие слайды и попытайтесь определить источник происхождения предложенных на них фразеологизмов.Слайды №9-13(На слайдах изображены картинки, представляющие примеры фразеологизмов, пришедших из речи представителей различных профессий, легенд, мифов, фактов античной истории, религиозных книг, разговорно-бытовой речи, произведений художественной литературы, пословиц и поговорок и др.).
- Оформите ваши выводы в тетради, применив прием схемы, кластеров или таблицы.
Ученики работают. Один - на доске.
Пример оформления материала.
Таблица |
|
Источники происхождения фразеологизмов | Примеры |
История Руси, России | Бить баклуши |
Речь представителей различных профессий | Заложить фундамент, играть первую скрипку |
Легенды, мифы, факты античной истории | Ящик Пандоры, Сизифов труд |
Религиозные книги | Вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока, козёл отпущения |
Разговорно-бытовая речь | Путаться под ногами, плевать в потолок, сбить с толку |
Произведения художественной литературы | Счастливые часов не наблюдают, а воз и ныне там, лебединая песня |
Пословицы и поговорки | Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами |
- Предположите одно из заданий на дом? (Приготовить связный рассказ с примерами об источниках происхождения фразеологизмов)
Наблюдения над фразеологизмами в других языках.
- Ребята, как Вы думаете, в других языках есть фразеологизмы? Есть ли синонимы русских фразеологизмов? Что они обозначают? То же, что и русские? Вам, наверное, интересно будет сравнить русские фразеологизмы с английскими, но в переводе. Понаблюдаем. (Слайды №14-15).
- В каком значении употреблены все эти выражения? (В переносном). Понятны они вам?
- Какие из них нравятся больше: русские или английские?
VI. Итоги урока.
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Что нового Вы узнали по теме урока?
- Что обозначают фразеологизмы?
- Как фразеологизмы обозначены в толковых словарях?
- Каковы источники происхождения фразеологизмов?
- Какова роль фразеологизмов в речи?
VII. Домашнее задание.
Упражнение учебника или творческое задание, рассказы о фразеологизмах и об источниках их происхождения.
Список использованной литературы.
- Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое / А.Т.Арсирий.-М.:Дрофа,2004.
- Интернет-ресурсы, использованные для подготовки урока:
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фразеология