Повторение темы "Фразеология". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

1. Предметные:

- продолжить знакомство учащихся с темой “Фразеология”;

- учить узнавать фразеологизмы в устной и письменной речи;

- учить толковать значение фразеологизмов (в том числе с помощью словарей), подбирать к ним синонимы и антонимы;

- познакомиться с историей происхождения фразеологизмов;

- учить правильно употреблять фразеологизмы в речи.

2. Метапредметные:

- формирование и развитие способности к целеполаганию;

- овладение УУД в соответствии с целями и задачами учебной ситуации (наблюдение, анализ, обобщение, работа с разными источниками информации и др.);

- развитие способности к адекватной само- и взаимооценке;

- развитие способности к рефлексии, анализу проделанной работы.

3. Личностные:

- развитие связной устной и письменной речи,

- формирование коммуникативной компетенции в учебном общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем,

- расширение кругозора;

- развитие культурологической компетенции.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.

II. Подводящая работа.

1. Начнём урок, ребята, с просмотра отрывка из знакомого вам мультипликационного фильма “Прогулка кота Леопольда”.

Слайд № 1 (приложение 1)

- Смешные мышата, песня забавная. В ней прозвучали выражения, наверное, знакомые Вам.

Слайд №2

  • Хвост за хвост
  • Глаз за глаз
  • Тянуть кота за хвост

- Слышали ли вы эти выражения раньше?

- Посмотрите на следующий слайд (Слайд №3).Значение какого из услышанных в песне выражений здесь обыгрывается? (Тянуть кота за хвост).

- А смогли ли авторы этих изображений точно передать значение этого выражения? (И да, и нет)

- А что обозначают в песенке мышат выражения “глаз за глаз”, “хвост за хвост”? (Отомстить за что-то).

- Какой синонимичный оборот мы употребляем в речи? (Око за око). Что это за речевые обороты? (Фразеологизмы).

Примечание: если в начальной школе тема “Фразеология” не изучалась, то предлагается лингвистический эксперимент, суть которого состоит в попытке заменить слово “хвост” на “уши” в выражении “тянуть кота за хвост”. Вопрос ученикам: “Сохранится ли в этом случае значение “делать что-то очень медленно”? (Нет).

- Можете ли Вы сформулировать первые выводы о сочетаниях подобного типа? (В них нельзя заменять слова, иначе исказится смысл, пропадет переносное значение).

- Верно. Выражения подобного типа имеют устойчивый характер (обратите внимание на это). В такой форме они существуют с давних пор. Изучением подобных выражений занимается фразеология (Слайд №4)

2. Цель урока.

- Предположите цель нашего урока, ребята. (Продолжить знакомство с темой “Фразеологизмы”, уметь находить их в тексте, учиться использовать их в речи).

- Верно.

3. Работа над темой урока.

- Что такое фразеологизмы? Что Вы знаете о них из курса начальной школы?

- Какой раздел языкознания их изучает? (Фразеология)

- Познакомимся с материалом Вашего учебника по теме. Что мы ещё не сказали, не вспомнили о фразеологизмах?

- В каких словарях можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов? ( В словаре Фразеологизмов, в толковых словарях русского языка).

Слайд №5.

- Знаете ли Вы, как фразеологизмы представлены в толковых словарях? (На столах ребят лежат ксерокопии словарной статьи со словом глаз)

- Найдите в предложенной словарной статье фразеологизмы. Как графически они выделены? (Ромбом).

4. Хотите проверить себя на знание фразеологизмов?

- Тогда продолжите фразеологизмы на следующем слайде.

Слайд №6.

- Молодцы. Видите, какие Вы догадливые. А знаете, почему Вы правильно продолжали фразы?

(Не раз слышали, слова в этих выражениях так тесно срослись, что обязательно тянут одно за другим)

5. Работа с упражнением учебника.

- Продолжим работу с наблюдения над фразеологизмами. Выполните упражнение № 714 учебника (Русский язык.5 класс. В 3 ч.Ч.2:учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В.Львова. - М.:Мнемозина, 2009.), но самостоятельно (необходимо заменить предложенные фразеологизмы синонимами). До выполнения упражнения ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Что такое мякина?” (Мякимна (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений)

- Какой фразеологизм, в составе которого есть это слово, вы знаете?

Подберите синоним. Запишите. Знаете ли вы синоним-фразеологизм? Запишите.

Работу оформляем в таблице

Фразеологизм Синонимы
На мякине не проведешь не обманешь, не обведёшь вокруг пальца

Учитель: Этот фразеологизм приведен и в упр.714. Продолжим работу с упражнением

Фразеологизм Синонимы
Бежать сломя голову очень быстро, на всех парусах
Пускать пыль в глаза обманывать, втирать очки
Падать духом унывать
Пара пустяков легко
Кожа да кости Худой
Не по дням, а по часам быстро
Заговаривать зубы обманывать

- Ребята, зачем мы выполнили это упражнение?

III. Физкультминутка.

- Хотите немного отдохнуть? А побегать? Только уговор: из кабинета никто не выбегает. Воспроизведите движение, о котором говорится вофразеологизме.

  • Качать головой (сомневаться)
  • Всплеснуть руками (удивиться)
  • Стоять как каменный (неподвижно)
  • Втянуть голову (сжаться)
  • Из угла в угол( в разных направлениях)
  • Вскинуть брови (удивиться)

IV. Работа с текстом.

- На сопоставлении прямого и переносного значений фразеологизмов создаются юмористические произведения.

Перед Вами одно из них.

Слайд №7.

- Прочитаем стихотворение. Что чувствует Глеб? Опишите состояние Глеба.

Перепишите стихотворение со слайда в тетради и вставьте подходящие по смыслу слова из справок. У вас должны получиться фразеологизмы.

Глеб у доски повесил…(нос),
Краснеет…(до корней волос).
Он в этот час, как говорится,
(готов сквозь землю провалиться).
О чём же думал он вчера,
Когда…(баклуши бил) с утра?

- Проверим и объясним значение вставленных фразеологизмов. Приведите к ним синонимы.

- Что ярче: слово или фразеологизм?

- Проанализировав эту работу и сказанное ранее, подумайте, для чего нам в речи нужны фразеологизмы? (Делают нашу речь более яркой и выразительной).

- Определим синтаксическую роль каждого фразеологизма в тексте. Но сначала напомните, что такое фразеологизм?

- Помня о том, что такое фразеологизмы, подумайте, каким членом предложения является каждый фразеологизм в данном тексте? Подсказка: определите сначала роль синонима в предложении и сделайте вывод.

V. Работа над темой “Источники происхождения фразеологизмов”.

1) - А кто знает, какие баклуши бил Глеб с утра? Что это такое “баклуши”? (За несколько минут до этого момента один ученик получил задание найти значение слова “баклуши”, “чурка” в толковом словаре С.И.Ожегова.Этот же ученик отвечает в случае затруднения класса).

- Посмотрите на слайд №8. На нём изображён процесс изготовления деревянных изделий.

- Таким образом, происхождение фразеологизма “бить баклуши” связано с историей Руси, России.

- Какие ещё фразеологизмы, имеющие тот же источник происхождения, Вы знаете?

2) Групповая работа.

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает текст с рассказом о происхождении фразеологизмов, связанных с историей России. Задание группам: прочитать, кратко пересказать, привести синоним, продолжить заполнение таблицы (задание 5).

- Проверка. Выслушиваются сообщения учеников. Коллективная оценка.

3) Итак, этимология всех этих фразеологизмов связана с историей.

- Какие источники фразеологизмов вы знаете ещё? Посмотрите на следующие слайды и попытайтесь определить источник происхождения предложенных на них фразеологизмов.Слайды №9-13(На слайдах изображены картинки, представляющие примеры фразеологизмов, пришедших из речи представителей различных профессий, легенд, мифов, фактов античной истории, религиозных книг, разговорно-бытовой речи, произведений художественной литературы, пословиц и поговорок и др.).

- Оформите ваши выводы в тетради, применив прием схемы, кластеров или таблицы.

Ученики работают. Один - на доске.

Пример оформления материала.

Таблица

Источники происхождения фразеологизмов Примеры
История Руси, России Бить баклуши
Речь представителей различных профессий Заложить фундамент, играть первую скрипку
Легенды, мифы, факты античной истории Ящик Пандоры, Сизифов труд
Религиозные книги Вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока, козёл отпущения
Разговорно-бытовая речь Путаться под ногами, плевать в потолок, сбить с толку
Произведения художественной литературы Счастливые часов не наблюдают, а воз и ныне там, лебединая песня
Пословицы и поговорки Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами

- Предположите одно из заданий на дом? (Приготовить связный рассказ с примерами об источниках происхождения фразеологизмов)

Наблюдения над фразеологизмами в других языках.

- Ребята, как Вы думаете, в других языках есть фразеологизмы? Есть ли синонимы русских фразеологизмов? Что они обозначают? То же, что и русские? Вам, наверное, интересно будет сравнить русские фразеологизмы с английскими, но в переводе. Понаблюдаем. (Слайды №14-15).

- В каком значении употреблены все эти выражения? (В переносном). Понятны они вам?

- Какие из них нравятся больше: русские или английские?

VI. Итоги урока.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Что нового Вы узнали по теме урока?

- Что обозначают фразеологизмы?

- Как фразеологизмы обозначены в толковых словарях?

- Каковы источники происхождения фразеологизмов?

- Какова роль фразеологизмов в речи?

VII. Домашнее задание.

Упражнение учебника или творческое задание, рассказы о фразеологизмах и об источниках их происхождения.

Список использованной литературы.

  1. Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое / А.Т.Арсирий.-М.:Дрофа,2004.
  2. Интернет-ресурсы, использованные для подготовки урока:
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=фразеология