Цель:
- Прививать любовь к творчеству композитора П.И.Чайковского, воспитывать художественно-эстетический вкус, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
- Совершенствовать навыки игры на металлофоне.
- Учить петь выразительно, правильно передавать характер песни. закреплять умение петь индивидуально и коллективно с фортепианным сопровождением и под фонограмму.
- Учить выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание.
Задачи: Развивать умение выразительно петь .Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа: Слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского “Времена года” Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве композитора. Разучивание песен о зиме, к 23 февраля и к 8марта. Знакомство с обрядами русского народа.
Оборудование и материалы:
- Портрет композитора П.И.Чайковского Детские музыкальные инструменты. Посылка от зимушки – зимы:
- Павловские платки, пилотки, диск с военными песнями и игрушечный центр. Иллюстрации, конверт с нотами.
- Волшебный платок для игры.
Дети входят под марш, легко бегут на носочках, опять переходят на марш, затем бегут, выбрасывая ноги назад.
Танцевальные движения: девочки выполняют пружинки и наклоны корпусом вправо и влево, руки полочкой. А мальчики, держа руки на поясе, выставляют поочерёдно ноги на пятку.
Воспитатель обращает внимание на снежинку, а к ней прицеплен стих:
Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи,
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Здравствуй, русская, молодка, раскрасавица душа.
Белоснежная лебёдка, здравствуй матушка зима1
М.Р. предлагает превратиться в лошадки – тройки.
М.Р. Резвые лошадки, в зимний лес спешите,
Зимушку зиму нам привезите!
Под муз .М.Глинки “Детская полька” выполняют муз. упражнение “Тройки”. Дети садятся на стулья.
М.Р. А вот и зимушка к нам пришла с музыкой П.И. Чайковского.
“Времена года” можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Сегодня мы поговорим о зиме. Какие вы знаете зимние месяцы? Ответы. Мы с вами слушали месяц декабрь
"Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский
Звучит вальс ...
И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса.
Следующий зимний месяц – январь.
"У камелька". Январь:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин
"У камелька". Январь. Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса "У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением.
М.Р. показывает иллюстрации на фоне музыки.
М.Р. Сегодня мы с вами послушаем муз. произведение П.И.Чайковского февраль. “Скоро масленицы бойкой закипит широкий пир” Дети слушают, беседа о характере произведения.
М.Р. "Масленица". Февраль. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь
"Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов.
М.Р. предлагает послушать русскую народную песенку “Как на масляной неделе”
М.Р. обращает внимание на коробку. Ребята. это посылка от зимушки – зимы.
1. Ноты, что за песенку принёс нам скрипичный ключ? Прохлопывает ритм песни “В школу”, поёт без голоса, дети узнают и играют на металлофонах песню Тиличеевой “В школу” на ноте “соль”, “фа”. Играют по трое – “трио”
М.Р. предлагает детям узнать р.н. песню. “Ай, дили, дили”. Показ иллюстраций.
Подпеваем р.н.п. “Ай, дили –дили”. Работаем над дикцией.
Дети узнают по вступлению следующую песню. Дети узнают.
М.Р. предлагает спеть весело и задорно песню “Мамин праздник” Гурьева поём, внятно произнося слова, весело и задорно.
М.Р. обращает внимание на посылку от зимы.
2. М.Р. вынимает павловские платки и предлагает спеть песню девочкам “Русская зима” муз. Олифировой. Дети поют её под фонограмму.
3.М.Р. обращает внимание на диск с военной картинкой и пилотки.
Используя игрушечный муз центр, озвучиваем диск с военной песней “Будем в армии служить” муз. Чичкова, поём с солистами.
Дети поют песни по желанию.
Мальчики приглашают девочек на задорный танец “Морячка””
Танец “Морячка” - учить передавать весёлый характер музыки, вызывать эмоциональный отклик. Под фонограмму песни “Морячка” Газманов.
Закончить занятие весёлой игрой “Гори, гори ясно” - развивать у детей быстроту реакции.