Авторская технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах комбинированой направленности

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Описание разработанной технологии включает: пояснительную записку, научные принципы, задачи работы на каждом этапе, методы и формы работы.

Пояснительная записка

В “В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) говорится, что “Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,...”, определена необходимость “выявления особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья..”, осуществления “индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья..”, мониторинга “динамики развития детей, их успешности..”. Одним из основных механизмов осуществления этого является оптимально выстроенное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы (Слайд 2):

  • административная группа представлена заведующей ДОУ, старшим воспитателем и осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует, регулирует работу всех групп;
  • социально-педагогическая группа состоит из воспитателей, педагога дополнительного образования, которые осуществляют воспитательно - образовательный процесс;
  • в профилактическую группу входят врач, физрук, музыкальный руководитель;
  • психологическую группу представляют педагог-психолог и логопед.

Задачи технологии:

1. Обеспечение профессиональной готовности педагогического коллектива ДОУ к организации и проведению системы мониторинга в учреждении.

2. Организация постоянного взаимодействия педагогов и специалистов внутри педагогического коллектива ДОУ на всех этапах реализации мониторинга:

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, направленных на достижение наилучших результатов развития и воспитания детей.

Технология строится на основе этапности (структуры) мониторинга (Слайд 3). .Поэтому были определены следующие этапы технологии:

Подготовительный этап.

1. Нормативно установочный.

2. Технологический.

3. Обобщающий.

Принципы, на которых базируется технология:

1. Принцип систематичности и последовательности предполагает построение системы работы в таком порядке, который позволяет достичь наиболее оптимальных результатов.

2. Направленность взаимодействия на помощь ребенку в педагогическом процессе.

3. Рассматривание результата с позиции параметров развития каждого воспитанника ДОУ.

4. Принцип коллегиальности.

5. Комплексность в определении проблем ребенка.

Цель подготовительного этапа: формирование внутренней убежденности педагогов в необходимости и целесообразности проведения мониторинга как составной части педагогического процесса.

Во всех этапах мониторинга принимает участие группа инициативных родителей ДОУ. Цель: Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Задачи:

  1. Внедрение в деятельность ДОУ новых технологий сотрудничества с родительской общественностью.
  2. Достижение нового уровня коммуникативного взаимодействия.
  3. Формирование нового педагогического мышления, развития профессионально значимых качеств личности воспитателя.

Стадии подготовительного этапа

Стадия Цель
Вызов побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме;

актуализация имеющихся знаний по теме;

развитие коммуникации (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержания
получение новой информации по теме;

классификация полученной информации;

сохранение интереса к изучаемой теме.

Рефлексия обмен мнениями о новой информации;

приобретение нового знания;

побуждение к дальнейшему расширению информационного поля;

соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Методические приемы для реализации целей разных фаз подготовительного этапа:

Стадия вызова - задание: составьте кластер к слову “Мониторинг”.

Пошаговая инструкция:

1. В центре записываем слово “Мониторинг”.

2. Предлагаем участникам подобрать слова или словосочетания, которые на их взгляд, связаны с данной темой.

3. По мере поступления идей записываем их (Слайд 4).

4. Затем устанавливаем подходящие связи между понятиями. (Слайд 5).

5. Даем свое базовое определение мониторинга (срез анализ) (Слайд 6).

Смысловая стадияприем “Толстых и тонких вопросов”. Дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые потом задать аудитории.

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа (Слайды 7, 8).

Толстые ? Тонкие ?
Дайте объяснения:

Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?

В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Кто ?
Что ?
Когда ?

 Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

Стадия рефлексии - приём “Синквейн” (стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний). Синквейн составляется в группах (Слайды 9,10).

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема (одно существительное).
  • 2 строка – описание темы (два прилагательных).
  • 3 строка – описание действия (три глагола).
  • 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме.
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Задачи первого этапа технологии:

  • Определение объекта мониторинга.
  • Установление стандарта (эталона).
  • Операционализация мониторинга (определение критериев).

Задачи реализуются посредством:

Разработки административной группой измерительного инструментария: критериев, выполняющих функцию ориентиров для воспитателей, и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга, о чем сказано в “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” в разделе ““Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы”: “обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов обеспечивающее объективность и точность получаемых данных”.

Проведения расширенного рабочего совещания, направленного на коррекцию и (или) утверждение разработанного инструментария.

(Слайд 11)

Задача второго этапа технологии – сбор информации об объекте мониторинга. Задача решается посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с использованием, разработанных методических материалов.

Профилактическая группа осуществляет: медицинские осмотры детей декретированных возрастов (перед поступлением в детский сад, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу) включающие доврачебный (на основе программы скрининг - тестов), педиатрический и специализированный этапы.

Анализ медицинских карт и заключений городского медико-психолого-педагогического консилиума (МППК), при необходимости беседа с родителями, воспитателями;

Анализ состояния здоровья по рекомендованным критериям и тестам. Показатели, по которым проводится оценка здоровья детей, определены СанПин.

Анализ физической подготовленности детей.

(Слайд 12)

Социально-педагогическая группа проводит диагностику по возрастным группам по трем направлениям развития ребенка:

  • Физическое развитие.
  • Интеллектуальное развитие.
  • Личностное развитие.

(Слайд 13)

Психологическая группа осуществляет психодиагностику:

Эмоционального профиля при адаптации (опосредованная диагностика проводится воспитателями). Цель: выявление дезадаптированных детей, проблемных зон в развитии. Профилактика эмоциональной травматизации.

Готовность к школе (индивидуальная диагностика). Цель: выявление уровня развития личности и сформированности навыков, необходимых для обучения в школе. Выбор учебного маршрута.

Социометрия (А.Коломинский) Цель: изучение психологического климата в группах, статусного положения детей. Адекватная социализация как часть личностного развития.

Диагностика познавательной сферы Цель: Определение уровня развития психических процессов, коррекция.

Экспресс-диагностика уровня психического развития детей (П.А. Мясоед) (опосредованная диагностика проводится воспитателями).

(Слайды 14,15)

Задачи третьего этапа технологии

1. Обработка и анализ полученной информации каждой группой.

2. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации.

3. Разработка практических рекомендаций коррекции образовательного процесса.

4. Принятие решения по изменению деятельности.

Задачи решаются посредством:

I подэтап (Слайд16)

  • Рабочего совещания профилактической группы, в процессе которого результаты и ход проведенного обследования оформляются презентативно. Вырабатываются рекомендации для коррекции выявленных проблем.
  • Медико-психолого-педагогических консилиумов в каждой возрастной группе при участии воспитателей дошкольных групп и представителей профилактической, административной групп и психолога. Результаты МППК оформляются в виде презентации. Определяются направления работы по устранению выявленных проблем.
  • Административная группа обобщает результаты мониторинга, полученные от всех групп. Оформляет презентативно. Вырабатывает решение по направлениям коррекции (развития) образовательного процесса.

II подэтап

На рабочем совещании собираются все группы.

1. Осуществляется осмысление проведенного мониторинга с использованием приема РАФТ. (Слайд 17, 18)

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Участники делятся на группы, выбирают (жеребьевкой) для себя роль (ребенок, родитель, педагог); определяют, для кого (родители, педагоги, дети) они пишут; выбирают форму (письмо, жалоба, предложения, рекомендации).

Тема сочинения “Мониторинг”. Результаты зачитываются и обсуждаются совместно.

Рефлексия

2. Стратегия IDEAL позволяет увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения. (Слайд 19).

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL:

  • выделяют проблему и ее формулируют;
  • выдвижение гипотез;
  • определяют, какую информацию получили при проведения мониторинга и что знаем по проблеме из собственного опыта?
  • определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему;
  • формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).

Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Какую проблему нужно решить? Гипотезы
Какой важной информацией для решения проблемы вы обладаете? Что еще нужно знать?
Каковы 3 главных способа решения проблемы?

1._________________

2. _________________

3. _________________

Какой из выбранных способов лучше? Почему?

Выносится решение о направлениях коррекции (если это необходимо), о дальнейшем развитии воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

3. Приём “Синквейн” - описать суть мониторинга на основе новых знаний и умений (Слайд 20).

III подэтап

На расширенный педсовет приглашаются: представители родительского комитета, районный методист, учителя школ будущих первоклассников.

  • На педсовете представители профилактической группы, психолог презентуют фотоматериалы по проведению и результатам своего блока мониторинга по возрастным группам. Дают практические рекомендации по решению выявленных проблем (в печатном и электронном виде).
  • Воспитатели возрастных групп, презентуют результаты проведенного мониторинга, иллюстрируя фотоматериалами процедуру его проведения. Сообщают в целом о выявленных проблемах.
  • Административная группа презентует обобщенные результаты мониторинга в целом по ДОУ.

Заключение

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования физически здорового и гармонично развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона, экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности.

Важным условием коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии является тесное взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ, внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов.

Приложение 1.