Педагогический совет. Решаем проблему: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (10 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.

Задачи:

  • Актуализировать и пополнить знания педагогов о педагогическом сопровождении игровой деятельности дошкольников.
  • Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач развития сюжетно – ролевой игры.
  • Проектирование и организация игровой деятельности детей с применением современных педагогических технологий.

Подготовка к педсовету:

  • Тематический контроль “Наличие условий для эффективного развертывания сюжетно-ролевой игры дошкольников в ДОУ”.
  • Открытый просмотр сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
  • Подгрупповые консультации для педагогов, выступающих на педсовете.
  • Выставка методической литературы по теме.
  • Задание для педагогов групп – подготовить презентацию проекта развития сюжетно-ролевой игры (по выбору).

Ход педагогического совета

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

2. Анализ итогов тематического контроля

3. Выступление заведующей ДОУ

“Что такое детская игра?”

Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. Но в современном детском саду это происходит не всегда.Часто дети играют, потому что сейчас “надо” играть, но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов.Ребенок произносит “как будто” т оказывается совсем в другом мире – волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии... Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка. По мнению многих ученых, возможность использования в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя реальные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольников это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Но, к сожалению, на свободу ребенка в игре все чаще посягают взрослые. Педагоги уверены, что лучше знают, во что, как и когда играть детям.

4. Выступление старшего воспитателя

“Как изменился мир игры современного дошкольника?”

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий (красавица, царевна, принцесса...). Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими.

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: “Барби и Кен”, “Семья в кафе”...

Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой: “Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку”...

Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая – характерная примета нашего времени.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя.

Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”.

Вывод – Презентация 1.Слайд 2.

5. Выступление воспитателя Барчуковой И.Ф.

“О современных подходах к организации творческих игр дошкольников”

В работах Т.И. Бабаевой [1]получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их “обучают” играть.

Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

“Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?”, “Почему ребенок всегда находится в “тени” игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?” - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку[2, с.14]. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется. Презентация 1. Слайд 3.

6. Воспитатель Козлова В.Р.

“Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников”

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин “руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию. Игровая позиция воспитателя включает в себя – Презентация 1.Слайд 4.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е.Е. Кравцовой[3]. Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. “Внезапно кричу: “Ой – ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке...” [3, с.85].

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя – Презентация 1. Слайд 5.

7. Педагогические технологии организации сюжетно-ролевой игры

А) Творческая мастерская - тема “Гипермаркет”

Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств педагогов, создание личного отношения к предмету обсуждения - Какие ассоциации у Вас вызывает гипермаркет? Записывают возникшие ассоциации.
2.Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения. Предлагает педагогам представить себя директором гипермаркета, которому необходимо предложить детям вариант развития с-р игры (...повысить прибыль от...решить какую-либо проблему...) Записывают свои мысли, возникшие идеи, гипотезы.
3. Социоконструкция

работа педагогов в группах по построению этих элементов.

Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите, кто будет продумывать варианты проблемно-игровых ситуаций, а кто их представлять”. Работа подгрупп.
4. Социализация - выступление педагога в группе (сопоставление, оценка, коррекция) Организует работу в группах.

Предлагает педагогам - придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

Работают в группах.
5.Афиширование – представление работ педагогов. Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

Представляют результаты работы групп:

задают вопросы друг другу по поводу оригинальности проблемно-игровых ситуаций.

6. “Разрыв” - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Фиксирует внимание педагогов на традиционности их представлений о тематике и организации с – р игр. Осознают традиционность своих представлений о вариантах развития и тематике с- р игр.

Вносят изменения в свои разработки.

7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

Приложение 1

Б) “Домашнее” задание.

Презентации проектов развития сюжетно-ролевой игры воспитателями:

“Зоопарк” в средней группе – Презентация 2.

“Супермаркет” в старшей группе - Презентация 3.

“Доктор” в младшей группе – Презентация 4.

В) Творческая мастерская

(продуктивное взаимодействие в сюжетно – ролевой игре)

Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапы Действия ведущего Действия участников
1. Индукция - Какие ассоциации у Вас вызывает сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” ? Записывают возникшие ассоциации.
2.Самоконструкция Предлагает педагогам продумать ситуацию: “Дети играют в с-р игру “Поликлиника”. Изо дня в день совершают одни и те же действия, говорят одни и те же диалоги. Записывают свои мысли, возникшие идеи, гипотезы.
3.Социоконструкция Организует работу 2-х подгрупп: “Обсудите придуманные ситуации, выберите одну, как ее можно разыграть. Работа подгрупп.
4. Социализация Организует работу в группах.

Предлагает педагогам- придумать проблемно-игровые ситуации развития с – р игры и представить их.

Работают в группах.
5. Афиширование Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения задания.

Представляют результаты работы групп:

задают вопросы друг другу по поводу оригинальности проблемно-игровых ситуаций.

6. “Разрыв” Фиксирует внимание педагогов на традиционности их представлений о тематике и организации с – р игр. Осознают традиционность своих представлений о вариантах развития и тематике с- р игр.

Вносят изменения в свои разработки

7. “Рефлексия” Инициирует и активизирует рефлексию педагогов по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Предлагает проанализировать, что получилось. Осуществляют рефлексию.

Проект решения педсовета:

Ежедневная реализация природной потребности ребенка в игре за счет не сокращения времени, отведенного планом на игру, в пользу других видов деятельности.

Прописать в плане:

Гибкую тактику выбора педагогического взаимодействия с детьми, в соответствии с возрастом и уровнем развития игровых умений;

Использование конкретных современных педагогических технологий организации игровой деятельности детей;

Обогащение тематики и содержания сюжетно-ролевых игр за счет ознакомления с современной социальной действительностью.

Срок: сентябрь, октябрь 2012 г.

Подготовиться к смотру-конкурсу уголков современных сюжетно-ролевых игр в группах.

Срок: июнь 2012 г.

Разработать рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей с использованием ИКТ.

Срок: сентябрь, октябрь 2012 г.

Приложение 2.

Приложение 3.