ЦЕЛЬ.
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением “Снег да снег”.
- Учить видеть красоту окружающего мира в простых и повседневных деталях.
- Способствовать развитию в учащихся любознательности, творческих способностей, наблюдательности, ассоциативного, образного мышления.
- Развивать эстетический вкус, любовь к живописи.
- Создавать на уроке благоприятные условия для включения учеников в коллективную познавательную деятельность, организации естественного общения, обусловленного внутренними побуждениями детей, раскрытием собственного “я”.
- Совершенствовать умение учащихся свободно излагать мысли в монологической и диалогической речи.
- Повышать интерес к уроку русского языка.
- Способствовать формированию любви к малой родине и своей стране.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- Толковые словари, иллюстрации, репродукции картин известных русских живописцев, создающих зимние пейзажи, картины кимрских художников, Петра Гусева, Валентина Честных, печатные тексты для самостоятельной работы в группах.
- Схемы цветовой лексики для каждой группы, план сочинения, предложенный учителем.
- Дети работают в группах по 5 человек.
Техническое обеспечение.
- Компьютер, экран.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
В этом году зима поражает обилием снега, который, не успев начаться, уже укутал землю пуховым одеялом. Снег идёт каждый день. Это то пороша, то метель. Смотришь на снег - и в памяти всплывают строки стихотворения замечательного русского поэта Б.Пастернака:
Зимы делаются метелями,
Когда, тронувшись как бы в рассудке,
Снег повалит и валит неделями,
День за днём и за сутками сутки.
-Если так будет продолжаться, то вскоре можно будет цитировать другого знаменитого русского поэта - А. Блока:
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело!
- Скажите, ребята, а знаете ли вы какие-нибудь загадки о снеге? (заслушиваются ответы).
1.
Он всё время занят делом, он не может не идти.
Он идёт и красит белым всё,
Что видит на пути.
2.
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой.
3.
Бел, да не сахар;
Нет ног, а идёт.
4.
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала.
- В первых трёх загадках встречается вид метафоры – олицетворение. Как вы считаете, случайно ли это? (выслушивая ответы, учитель обобщает сказанное).
Мы с вами часто олицетворяем снег, потому что живём в стране, где снег – это привычное погодное явление, и люди порой даже не замечают красоты снежных покровов. Давайте же сегодня на уроке отправимся в путешествие по бескрайнему, изумительному, пышному царству снега и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово русских поэтов и писателей.
(звучит “Тройка” Г. Свиридова к повести “Метель” А.С. Пушкина)
На фоне музыки чтение отрывка из “Разговора о снеге” Б. Петрова.
....Вокруг земля становится белой.... На долгие месяцы покрыта чем – то пушистым, холодным и духовитым (имеет сильный приятный запах). Снег. Снега... Белые снеги, снегурка, снежень, снеговик... Снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами...Снег ты наш, снежище, снежик, снега во всю Россию.
Вопросы к тексту:
- В каком стиле написан данный текст? (художественный.)
- Какой это тип речи? (описание.)
- Какие виды описания вы знаете? (предмета, места, состояния.)
- Какова композиция описания? (1 - Общее впечатление о предмете; 2 - характерные детали; 3 - оценка.)
- Какие новые для себя слова услышали вы? Используя словарь, объясните их (работа с толковым словарём).
Целеполагание.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Чуткий человек умеет найти в простом и обычном явлении красоту. Мир вокруг становится богаче и радостней. А сам человек – счастливее.
Тема сочинения, над которым вы будете работать, - “Снег да снег”.
Перевернём странички зимы назад, вспомним первозимье. Сейчас прозвучат отрывки из прозаических и поэтических произведений о первом снеге, подготовленные ребятами. Послушайте их и ответьте на вопросы (записаны заранее на доске):
Муз. Г Свиридова “Вальс” к пушкинской “Метели”. Литературный монтаж о первом снеге.
1-й ученик читает. Чтение иллюстрируют слайды.
Я открыл глаза. Белый ровный свет наполнял комнату. За стёклами всё было снежно и безмолвно. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский)
2-й ученик.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглись
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло,
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
(И. Бунин)
3-й ученик.
Вышел ветер полетать,
Напустил он птиц крылатых,
Облак серых и лохматых.
Запушило небосвод,
Днём и ночью снег идёт...
(С.Городецкий)
4-й ученик.
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: “Ой! Извините!” И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо и сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке.
(С. Иванов)
5-й ученик.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело.
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко. Непробудно.
(И.Суриков)
6-й ученик.
Пусть снег вокруг искрится, и зимний ветер злится –
Поёт, не уставая, синица расписная!
Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям,
Желтогрудые синицы прилетели в гости к нам.
(неизвестный автор)
- Оцените выступление товарищей. (Дети оценивают выступления, отвечают на вопросы).
Как охарактеризован снег в прослушанных вами отрывках?
Какие слова и выражения текстов показались вам интересными? Почему?
Таким снег был поздней осенью, сейчас начало зимы. Каков же снег в этот период? Поделитесь своими наблюдениями, познакомьте класс с миниатюрными зарисовками, которые вы подготовили. (Заслушиваются ответы 3-4-х учащихся, получивших опережающее задание).
Выдержки из ученических зарисовок - миниатюр.
Свежий пушистый снег укрыл землю. Сколько его выпало за ночь! Такие сугробы намело – не пройти, не проехать.
Возвышаются у дороги старые сосны, сплошь усыпанные снегом, тяжёлым покрывалом лёг он на их ветви. Белоствольные берёзки возле дома словно вросли своими стройными стволами в высокие, быстро образовавшиеся сугробы. Вот коснулся их ветвей лучик зимнего солнца – засиял на мёрзлых ветвях иней...
Я смотрю в окно: улица пустынна. Белый снег тихо струится с неба и тает, едва коснувшись земли. А зима продолжает сыпать снежную пудру в надежде надолго воцариться на земле. Через несколько часов побелела улица, нарядились в белые шубки ели, но снежный пух продолжает лететь с неба под завывание начавшейся метели...
Зима сыплет снег пригоршнями. Ложась на землю, снег скрипит под ногами; блестит и переливается на ветвях деревьев иней. День хорош для прогулки! Мороз усиливается, свежий ветер пробирает до костей, заставляет случайных прохожих глубже натягивать капюшоны, а мне приятно бежать по заметённым тропинкам городского парка и наслаждаться чистотой снега.
Снег идёт с утра. Ветер не даёт снежинкам опуститься на землю, подхватывает их, подбрасывает над землёй, заставляя кружиться в весёлом танце.
Красивыми стали деревья в саду, одетые в белые наряды. Качая ветвями, они тоже словно кружатся в снежном вихре, слушая музыку ветра...
Оценивание ответов.
А вот что рассказал о снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии “Каким бывает снег?” вы сегодня уже слышали.
Учитель читает отрывок (распечатка у каждого на парте). Далее идёт работа с текстом.
Силён и спокоен декабрьский снег. Тяжёлым холодным одеялом покрывает он поля. Тянет к земле деревья. Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище!
Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено. А то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото.
Каким видит автор снег? Что показалось вам интересным в этой зарисовке?
Какие образно – выразительные средства языка, делающие нашу речь выразительнее, встречаем мы в данном тексте?
(Ученики находят метафоры, сравнения, эпитеты).
- Перед вами ещё один текст. Прочитайте. Всё ли вас в нём устраивает? Какие речевые недочёты, возможно, вы заметили?
Наступила зима. Глубокие пушистые сугробы блестят на солнце. Снег блестит всеми цветами радуги. Воздушно-лёгкие снежинки, словно заколдованные, блестя и сверкая, тихо и бесшумно опускаются на землю. Всё кругом стало праздничным.
Подберите синонимы к глаголу блестеть (искриться, переливаться, сверкать, сиять, светиться.) С учётом данных синонимов устраните повторы в тексте. (Работа с текстом, заслушивание ответов детей).
А теперь посмотрим на снег глазами художников. Перед вами репродукции картин известных русских пейзажистов, картины кимрских художников - Петра Гусева и Валентина Честных - с изображением зимних пейзажей.
Первое задание:
За четыре минуты подберите эпитеты, наиболее точно характеризующие состояние снега на данных репродукциях. (Работа в группах).
Второе задание:
Перед вами 6 различных описаний состояния снега, найдите среди них наиболее точно характеризующие предлагаемые вам иллюстрации.
I. Сыплются пушистые воздушно - лёгкие снежинки с серо-синего неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Крыльцо запорошено снежком. Очень красив падающий снег! Снежинки кружатся, летят, проскальзывая между гибкими ветками берёз, как хрупкие белые звёздочки. (Л.Фирсова).
II. Этот снег уже не первенец зимы – чистый, пушистый, белый. Этот старый, слоистый, слежавшийся снег. Его обдували ветры и подтачивала оттепель. Он потускнел, словно подёрнулся голубовато-серой дымкой.
III. Весёлый, солнечный день. Но солнца не видно. Почему же мы верим, что оно светит? Ослепительно сверкает голубовато-жёлтый снег. Два противоположных цвета: тёплый – жёлтый и холодный – голубой соперничают друг с другом. От этого контраста каждый цвет только выиграл, стал ещё выразительнее. От голубой тени сильнее тянет холодом, а сверкающий на солнце золотой, искристый снег словно потеплел.
IV. Последний снег уходящей зимы. Он ещё по-зимнему пышен. Тени, отброшенные деревьями, превратили поверхность его в многоцветную зыбь. Снег становится рыхлым, с желтоватым оттенком. Пожелтел он оттого, что его запачкали, затоптали. Сколько на нём больших и малых человеческих и птичьих следов. И всё-таки он ещё властвует над земными просторами. Он всё ещё хозяин земли
V. Всеми оттенками перламутра переливается снег: палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой – лежит снег на деревьях и крышах домов. Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем, что русская зима – наша родная зима!
VI. Придорожный, будничный, неяркий с сиреневым отливом снег. Пушистые снежные хлопья, соединяясь, образуют глубокие сугробы. Они прячут землю, опуская на неё жемчужное покрывало. Куда ни бросишь взгляд – всюду безбрежное море снегов, безмолвное, беспредельное, великолепное, пышное царство.
VII. День мягкий, солнечный. Лучезарный. Красноватое солнце высоко висит в бездонном, голубом небе. В саду стоят покрытые инеем деревья. Неясные тени на снегу пропитаны тем же жемчужно-розовым с бледным сиреневым оттенком тёплым светом. (Н.Надеждина)
Обратите внимание, в ваших текстах много цветовой лексики. Посмотрите на доску. Какими частями речи представлена цветовая лексика?
Всегда ли мы знаем, что обозначает каждый цвет? Выясните по толковому словарю и запишите на черновики, какой же цвет обозначает каждое прилагательное. (Работа с толковым словарём).
Запомните, что имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, называются сложными и пишутся через дефис. Используйте эти прилагательные в своих сочинениях.
- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать мысли, мы обращаемся к плану. Составьте самостоятельно план вашего сочинения. Вы можете использовать план, предложенный вам на доске. Вспомните правила оформления эпиграфа: не заключается в кавычки, ссылка на автора пишется без скобок, после фамилии автора точка не ставится. Весь эпиграф помещается справа.
Снег да снег.
Как зима беспредельна!
Н. Матвеева
План.
1. “Зима снегами вьюжится!”
2 “Снег кружится, снег ложится. Снег! Снег! Снег!”
а). Снежные узоры.
б). Снежные забавы.
3. Бескрайние снега России.
- На следующем уроке вы закончите работу на черновиках. Отредактируете и дополните свои наблюдения за снегом и напишете сочинение в тетради по развитию речи.
Сейчас я предлагаю вам последнее задание – написание буриме о снеге, которые вы, если сочтёте нужным, можете использовать в сочинении. Знаки препинания поставьте самостоятельно.
1.................завывает
...................заметает
....................солнце
....................оконце
2................... России
..................спросили
......................холода
......................ерунда
3........................снег
...........................бег
....................колючий
....................трескучей
Примеры ученических буриме.
В поле вьюга завывает.
Снег дороги заметает.
Не заглядывает солнце
К нам в замёрзшее оконце.Что такое снег в России?
Вам ответят, коль спросили:
Снег в России – холода!
Снег для русских – ерунда!Как люблю я белый снег
И позёмок быстрый бег,
А ещё мороз колючий
Я люблю зимой трескучей.
Оценивание творческих работ.
Подведение итогов урока.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Чему научил вас сегодняшний урок?
- Чем именно он, на ваш взгляд, важен?
Учитель благодарит за работу и оценивает деятельность учащихся.
Литература.
1. Русский язык: учебник для 6 класса. М.М. Разумовская. - Москва: ”Дрофа”, 2009г.
2. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык 6класс”: Разумовская М.М. и др. – Москва: “Дрофа”. 2002г.