С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно-диалогический урок.
Класс: 5.
Урок: №58.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
- анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);
- находить орфограмму – букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова;
- правильно писать слова с изученной орфограммой;
- различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих;
- буквы Ь после шипящих в конце имён существительных;
- графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | ||||||||||||
I. Оргмомент. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |||||||||||||
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. |
Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний ( слайд 1) 1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ьпосле букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.) 2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.) – Обозначьте в словах этот опознавательный признак. – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила. 3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.) – С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.) – Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания. Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических минисловариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов. |
Познавательные УУД Владеть приёмами анализа и систематизации материала. Коммуникативные УУД Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы. |
||||||||||||
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока). | Проблемная ситуация. Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.) При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
||||||||||||
IV. Открытие нового знания. | 1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения. 2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов: жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть и существительные щёлка – щель. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или Опосле букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике. Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы. |
Познавательные УУД Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). |
||||||||||||
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. |
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений. Упр. – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание словисключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е. Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы. Упр. – развивается умение писать букву Оили Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь. Можно провести как предупредительный диктант. Упр. – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ёпосле буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне. Упр. – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы. Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово). а) Задание на разграничение ом. На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) – Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!». Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке). – Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» – Какую букву после буквы шипящего вы напишете? б) Самостоятельное осложнённое списывание слов из упр. с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка. 2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Проверим себя. Прочитайте правило, а также слова под рубрикой «Запомни». – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах. – Как вы думаете, почему это правило включено ? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.) Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова. |
Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения.ие. |
||||||||||||
VI. Итог урока. |
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.) – Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока. 1) шёлк, шов (искл.); 2) ожог (сущ.), ожёг (гл.); 3) шоссе, жонглёр. |
|||||||||||||
VII. Домашнее задание. |
1. Составить схемы правил §, выучить словаисключения. 2. Составить самодиктант (с ИКТподдержкой) для последующей работы в классе в группах. |
Познавательные УУД Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях. |
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Интернет-ресурсы по ФГОС:
- mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
- www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.