Цели урока:
- Образовательные: изучить принцип построения изображений в зеркалах на основе закона отражения света;
- Развивающие: стимулировать у учащихся познавательный интерес, развивать навыки решения логических задач и задач на построение, творческие способности, самостоятельность;
- Воспитательные: воспитывать умение использовать свой интеллект, рационально использовать свое время, воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- беседа;
- демонстрация слайдов;
- рассказ.
Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, карточки с заданиями, комплект рисунков, зеркало со свечой, лазерная указка, модель перископа, набор зеркал.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, мы с вами приступаем к изучению новой темы "Плоское зеркало". На этом уроке мы познакомимся с плоским зеркалом, научимся получать изображение в зеркале и давать его характеристику.
Слайд №5.
2. Актуализация опорных знаний.
Слайд №3.
Беседа:
- Верно ли утверждение, что свет и излучение – одно и то же?
- Световой луч – это материальный объект или геометрическая модель?
- Можно ли увидеть излучение, если световой луч не попадает на сетчатку глаза?
- Что такое обратимость световых лучей?
- От чего отсчитывают углы падения и отражения световых лучей?
- Угол между отраженным и падающим лучами равен 700. Чему равен угол падения и угол отражения? Изобразить углы и лучи на чертеже.
У доски один из учеников решает кроссворд.
Слайд №9.
3. Изложение нового материала.
Зеркало, поверхность которого представляет собой плоскость, называют плоским зеркалом. У сферических и параболических зеркал форма поверхности другая.
То, что мы видим за зеркалом, называется изображением предмета. Изображение называется мнимым, так как получается оно в результате не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а их воображаемых продолжений.
Обратимся к опыту. Поместим на столе кусок плоского стекла. Поставим перед стеклом зажженную свечу. За стеклом появится ее мнимое изображение. Поставим по другую сторону от стекла такую же, но не зажженную свечу и начнем передвигать ее до тех пор, пока она не совместится с полученным ранее изображением (при этом она покажется зажженной). Измеряем расстояния от зажженной свечи до стекла и от стекла до изображения. Эти расстояния окажутся равными.
Слайд №6.
Изображение предмета в плоском зеркале всегда является: мнимым, прямым, то есть не перевернутым, равным по размеру самому предмету, находящемся на таком же расстоянии за зеркалом, что и сам предмет. Таким образом, изображение предмета в плоском зеркале симметрично предмету относительно плоскости зеркала.
Слайд №7.
Получение изображения в плоском зеркале применяют в перископе.
Слайд №8.
Виды отражения лучей от зеркала: зеркальное и диффузное. В случае зеркального отражения параллельный пучок лучей, падающих на плоское зеркало, остается параллельным. При диффузном отражении параллельный пучок лучей, отражаясь от поверхности, рассеивается ее микронеровностями по всем направлениям.
Слайд №10.
Познавательная задача с демонстрацией различных зеркал.
4. Закрепление материала.
Слайд №11.
Этап применения нового знания.
Слайд №12.
5. Домашнее задание
Параграф 32, ответить на вопросы, № 136,138. Кроссворд наоборот (составить вопросы к словам кроссворда)
Слайд №13.
Список литературы
- С.В.Громов, Н.А.Родина, Физика-9,М, Просвещение 2003г.
- Я.И.Перельман, Занимательная физика, М., Наука 1976г.
- П.П.Бажов, Уральские сказы, М., Детская литература 1989г.
- Т.Граббе, А.Любарская, По дорогам сказки, М., Детская литература 1973г.