Открытый урок по физике "Плоское зеркало". 9-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: изучить принцип построения изображений в зеркалах на основе закона отражения света;
  • Развивающие: стимулировать у учащихся познавательный интерес, развивать навыки решения логических задач и задач на построение, творческие способности, самостоятельность;
  • Воспитательные: воспитывать умение использовать свой интеллект, рационально использовать свое время, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • беседа;
  • демонстрация слайдов;
  • рассказ.

Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, карточки с заданиями, комплект рисунков, зеркало со свечой, лазерная указка, модель перископа, набор зеркал.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, мы с вами приступаем к изучению новой темы "Плоское зеркало". На этом уроке мы познакомимся с плоским зеркалом, научимся получать изображение в зеркале и давать его характеристику.

Слайд №5.

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд №3.

Беседа:

  1. Верно ли утверждение, что свет и излучение – одно и то же?
  2. Световой луч – это материальный объект или геометрическая модель?
  3. Можно ли увидеть излучение, если световой луч не попадает на сетчатку глаза?
  4. Что такое обратимость световых лучей?
  5. От чего отсчитывают углы падения и отражения световых лучей?
  6. Угол между отраженным и падающим лучами равен 700. Чему равен угол падения и угол отражения? Изобразить углы и лучи на чертеже.

У доски один из учеников решает кроссворд.

Слайд №9.

3. Изложение нового материала.

Зеркало, поверхность которого представляет собой плоскость, называют плоским зеркалом. У сферических и параболических зеркал форма поверхности другая.

То, что мы видим за зеркалом, называется изображением предмета. Изображение называется мнимым, так как получается оно в результате не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а их воображаемых продолжений.

Обратимся к опыту. Поместим на столе кусок плоского стекла. Поставим перед стеклом зажженную свечу. За стеклом появится ее мнимое изображение. Поставим по другую сторону от стекла такую же, но не зажженную свечу и начнем передвигать ее до тех пор, пока она не совместится с полученным ранее изображением (при этом она покажется зажженной). Измеряем расстояния от зажженной свечи до стекла и от стекла до изображения. Эти расстояния окажутся равными.

Слайд №6.

Изображение предмета в плоском зеркале всегда является: мнимым, прямым, то есть не перевернутым, равным по размеру самому предмету, находящемся на таком же расстоянии за зеркалом, что и сам предмет. Таким образом, изображение предмета в плоском зеркале симметрично предмету относительно плоскости зеркала.

Слайд №7.

Получение изображения в плоском зеркале применяют в перископе.

Слайд №8.

Виды отражения лучей от зеркала: зеркальное и диффузное. В случае зеркального отражения параллельный пучок лучей, падающих на плоское зеркало, остается параллельным. При диффузном отражении параллельный пучок лучей, отражаясь от поверхности, рассеивается ее микронеровностями по всем направлениям.

Слайд №10.

Познавательная задача с демонстрацией различных зеркал.

4. Закрепление материала.

Слайд №11.

Этап применения нового знания.

Слайд №12.

5. Домашнее задание

Параграф 32, ответить на вопросы, № 136,138. Кроссворд наоборот (составить вопросы к словам кроссворда)

Слайд №13.

Список литературы

  1. С.В.Громов, Н.А.Родина, Физика-9,М, Просвещение 2003г.
  2. Я.И.Перельман, Занимательная физика, М., Наука 1976г.
  3. П.П.Бажов, Уральские сказы, М., Детская литература 1989г.
  4. Т.Граббе, А.Любарская, По дорогам сказки, М., Детская литература 1973г.