В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко выражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формированием мышления, воображения, нравственных качеств, коллективных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы и характеры.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Это проявляется по-разному в разных видах игр.
В связи с развитием содержания игры, игрового творчества происходит сложный процесс формирования детского коллектива.
Игра – самостоятельная деятельность дошкольников. По большей части они сами придумывают сюжет, сами организуют игру. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения.
Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. В игре формируется “общественность” - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Особенно важны для этого самостоятельные игры, в которых дети сами устанавливают свои взаимоотношения.
В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя.
На первом и втором году жизни с ребенком играют взрослые, давая ему пример для подражания. Попадая в детский сад, ребенок тянется к сверстникам, проявляет интерес к их играм, пытается им подражать. На третьем году жизни обычно начинаются совместные игры, но их еще нельзя считать коллективными, в них нет общей цели, согласованности действиями. Такие игры в педагогической деятельности называются “игры рядом”. Постепенно дети начинают понимать преимущества совместной игры, начинают привлекать товарищей. Как первый момент коллективной игры появляется общая цель, которая объединяет детей. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищами, приходить им на помощь в трудную минуту. У играющих детей развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Итак, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества.
Существуют два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива: через игровой образ и через выполнение принятых в группе норм поведения. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков способствуют развитию дружеских чувств, сплачивают детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду важно расположить его к детям, облегчить переход к новым условиям жизни. Игра помогает этому. В групповой комнате много игрушек, малыш может выбрать самую для него привлекательную, ему предоставляется возможность спокойно играть одному. Наблюдая за детьми в первые дни их пребывания в группе, воспитатель выясняет, во что любит играть каждый, как он относится к товарищам, кто из детей умеет играть вместе. Создавая условия для индивидуальных игр, поддерживая “игры рядом”, воспитатель заботится о том, чтобы дети почувствовали прелесть совместной игры. С этой целью он сам играет с детьми, привлекает всех для поездки в поезде или для участия в празднике.
Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств, коллективизма начинается с того, что он приучает малышей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. Во время игры находится много поводов для того, чтобы дети помогали друг другу. Если одновременно играют две группки и у одной много игрушек, а у другой не хватает, надо поделиться. Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным, и совсем не нужно за всякий товарищеский поступок хвалить ребенка. Беседуя с ребенком о его поведении, действуя на его сознание, воспитатель приводит в пример любимых героев, людей, которым малыш подражает. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.
Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Они совместно обсуждают ход игры, согласовывают свои действия друг с другом. И в то же время конфликты между играющими становятся более острыми. Это связано с развитием самолюбия, которое проявляется в борьбе за выбор игры, за лучшую роль, правоту своего мнения.
Очень часто воспитатель влияет на ребенка через коллектив. Дети сами отстраняют от главной роли зазнавшегося хвастуна, иногда отказываются с ним играть. Но при этом необходимо неослабленное внимание взрослых, так как даже при самом организованном коллективе дети по неопытности легко могут допустить несправедливость.
Чтобы помочь малоактивному ребенку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо ее выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребенку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений. Но постепенно воспитатель старается привлекать его и к роли организатора.
Обычно работа по воспитанию у детей активности, организаторских способностей начинается в младших группах, но иногда и у старших дошкольников бывают не развиты организаторские умения. В таких случаях воспитатель, прежде всего своим примером учит детей различным приемом организации игры и работы, помогает в решении организаторских задач. Затем он доверяет кому-либо из детей организовывать коллективную деятельность, помогает организатору в затруднительных случаях. И, наконец, все ребята привлекаются им к организации игры и работы. В результате у всех детей развивается умение решать организаторские вопросы самостоятельно, сообща.