Урок окружающего мира по теме "Хлеб всему голова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок открытия новых знаний (урок проектной деятельности).

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 –б класса в предметной области “Окружающий мир” по теме “Хлеб всему голова”.

Задачи:

Обучающие:

1.Дать понятия новых видов профессий, связанных с производством хлеба.

2. Расширить знания о процессе создания хлеба и его пользе.

3. На основе обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым добиться усвоения минимума программы.

Развивающие:

1. Развивать осмысленное запоминание при использовании мнемотехники (ТСО, опорные схемы).

2. Развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения.

3. Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

4. Развивать способность правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний, рефлексии.

5. Развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме “Хозяйство человека”.

6. Развивать мышление и воображение в процессе работы над темой.

Воспитательные:

1. Развивать организаторские качества (работа в группе)

2. Воспитывать бережное отношение к предметам труда других людей. Учить ценить земледельца.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

4. Продолжить развивать навыки аккуратности, четкой организации труда

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир” 1класс 2 часть авт. А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
  • Выставка книг, пословиц, загадок о хлебе.
  • Компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимидийная презентация “Путешествие с колобком”

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе.

Личностные: научатся, уважительно относится к иному мнению, к иной точке зрения; отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы по изученному материалу.

Метапредметные: учащиеся научатся работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); выстраивать речевые высказывания;

работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД); оценивать свои достижения на уроке (регулятивные УУД)

Предварительная подготовка. Класс разбить на 5 групп. Выучить стихи о хлебе.

I. Самоопределение к деятельности

Приложение 1

< Cлайд № 2, прил.1 >

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись!

II. Актуализация знаний

< Cлайд № 3, прил.1 >

- Вспомните, что такое притча? Чему учат притчи? (Рассказ, в котором заключена мудрая мысль. Притчи учат человека правильным поступкам. Учат людей принимать верное решение).

Чтение притчи учителем.

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

- 1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.

- Какая главная мысль этой притчи?

(“Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба”, т. е. хлеб дороже золота).

III. Формулирование темы и целей проекта

< Cлайд № 4-5, прил.1 >

Так ли это? Мы постараемся ответить на этот вопрос на сегодняшнем уроке. Прочитайте тему сегодняшнего урока. “Хлеб всему голова”

- Почему же хлеб дороже золота? Почему так говорят: “Хлеб всему голова”?

Я хочу, что бы вы сами нашли ответ на эти вопросы, проследив путь, который проходит зёрнышко, что бы прийти к нам на стол в виде ароматного, мягкого хлеба. Работать на уроке вы будете по группам. А спланировать работу каждой группе поможет герой одной сказки, имя которого вы отгадаете сейчас сами.

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

- Как называется сказка? Какая это сказка, авторская или народная?

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет говорить, поэтому предлагает нам провести исследовательскую работу и узнать, как выращивают хлеб, из чего его делают, люди каких профессий заняты в производстве хлеба.

IV. Планирование деятельности для разработки проекта

< Cлайд № 6, прил.1 >

На прошлом уроке я просила каждого из вас подумать над тем, что вы хотели бы узнать о хлебе и записать свой вопрос на листочке.

Мы с колобком выбрали самые удачные, и они стали планом нашей сегодняшней деятельности.

  • Слово “хлеб” в нашей жизни?
  • Как раньше выращивали хлеб?
  • Как выращивают хлеб теперь?
  • Люди, каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол?
  • Какие традиции и обычаи связаны с хлебом?

Каждая группа получает конверт с инструкцией по выполнению заданий от колобка и самостоятельно или с помощью учителя работает над их выполнением. < Cлайд № 7-12, прил.1 >

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

(выполняют движения под мелодию песенки про колобка) < Cлайд № 13, прил.1 >

V. Проектная деятельность (работа в группах)

ЗАДАНИЯ ОТ КОЛОБКА

Сделайте звукобуквенный анализ слова ХЛЕБ. Узнайте, почему каждая буква в слове ХЛЕБ особенная?

По учебнику изучите, как выращивали хлеб раньше. Наклейте по порядку картинки на лист бумаги. Определите, как назывались старинные орудия труда?

Наклеить на лист бумаги по порядку картинки, которые отображают, как выращивают хлеб в наше время? Для этого решите математические задания и расположите картинки в порядке возрастания цифр.

Составьте цепочку превращений зерна в хлеб. Определите профессии людей, которые помогают хлебу прийти на стол. Наклейте рисунки по порядку.

Расскажите, какие традиции связаны с хлебом? Составьте из отдельных фраз правила обращения с хлебом.

(Работают в группах. Музыкальный фон Вивальди. “Весна”.)

VI. Этап практического применения разработанного проекта. Защита проекта.

На интерактивной доске дети показывают результаты своей работы, делятся полученными знаниями с одноклассниками. После каждого отчёта группы класс отвечает на вопросы.

1-я группа. Учитель задаёт вопросы и добавляет к тому, что сказали дети. < Cлайд № 1, прил.2 >

Приложение 2

Почему ХЛЕБ – хозяин на столе?

Хозяин на столе. Хлеб – это жизнь. Раньше его называли ЖИТОМ. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак. Ни праздничный обед. Его отсутствие мы замечаем только тогда, когда его нет.

Лакомство. Какие хлебные лакомства вам известны? Перечислите.

Еда. Россияне с древности ели много хлеба. Хлеб и каша были основной пищей. Многие крупы получают из злаков. Приведите примеры.

Богатство. Хлеб кормит и приумножает мощь нашего государства. Основные сорта хлеба: белый и чёрный. Из каких хлебных злаков их выпекают?

Ржаное поле очень часто изображали художники, писавшие природные пейзажи. Наиболее известная картина этого жанра “РОЖЬ” И. И. Шишкина.

(демонстрация репродукции)

2-я группа (Дети на интерактивной доске устанавливают последовательность и с помощью учителя описывают основные этапы выращивания хлеба).< Cлайд № 3-4, прил.2 >

- С какими старинными орудиями труда познакомили нас ребята?

(соха, серп, цеп). Показ картинок с изображением этих старинных орудий труда.

3-я группа. На интерактивной доске устанавливают последовательность выращивания хлеба в наши дни. < Cлайд № 5 прил.2 >

- Как изменился труд хлебороба в наши дни? Как называются умные машины, которые помогают человеку выращивать ХЛЕБ?

4-я группа. На интерактивной доске устанавливают цепочку превращений зерна в хлеб.

(Читают заранее подготовленные стихи). < Cлайд №6, прил.2 >

Вначале хлеб посеяли зерном.
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнёр,
В ладонях его бережно потёр.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел.
Он убирать его с комбайном вышел.
Потом муку смололи из зерна,
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
Цени, люби и уважай того.

- Назовите профессии людей, которые помогают хлебу прийти на стол.

(агроном, тракторист, комбайнер, мукомол, пекарь, кондитер, продавец)

5-я группа. На интерактивной доске восстанавливают правила обращения с хлебом и рассказывают о традициях. Начинают свой отчёт стихами (в руках – хлеб и соль на полотенце): < Cлайд № 7-10, прил.2 >

Вот он хлебушко душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло
Сколько рук его растило
Сохраняло, берегло!

- Какие ещё традиции, связанные с хлебом вам известны?

(Масленица. Пекли блины – символ весеннего солнца. Встреча птиц. Птиц закликали закличками. Пекли фигурки птиц.)

VII .Подведение итогов всей работы в целом

- Сделайте вывод: Почему хлеб дороже золота?

У народа есть слова-
Хлеб всему голова.
Почему так говорят;
Объясняю для ребят:

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.

- Почему же так говорят: “Хлеб всему голова?”

- Что узнали на уроке?

- Что важного надо запомнить?

VIII. Рефлексия

< Cлайд № 15-17, прил.1 >

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Оцените свои достижения на уроке. Используя смайлики презентации, каждый оценивает насколько интересно, легко или сложно было ему работать на уроке.