Обучение детей старшего дошкольного возраста опосредованному уравниванию величин

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является формирование представлений и понятий о величине предметов и способах ее измерения.

Величина – один из существенных признаков любого предмета. Осознание величины является необходимым компонентом познания человеком объективной действительности, совершенствуется их пространственная ориентировка, содержательнее становится их восприятие; вместе с тем развивается мышление детей, поскольку его объектом становятся новые качества и отношения.

Величина – это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число, и т.д. Все дошкольные программы математического образования традиционно включают знакомство детей с величинами.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину, как свойство предмета, и дать ей соответствующее определение необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между предметами, что оказывает существенное влияние на формирование у детей обобщенных знаний об окружающей действительности.

Именно от практического сравнения величин предметов идёт путь к познанию количественных отношений, что является необходимым условием математического развития детей.

Ознакомление с величиной предмета начинается у детей очень рано, ещё в младенческом возрасте и является одной из сторон чувственного познания окружающего мира. Формирование адекватного восприятия и представления о величине предметов объясняет ребёнку ориентировку в окружающем мире. Вместе с тем, соотношение величины предметов, умение ориентироваться в параметрах протяжённости предметов – путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Развитие понятий о величине предмета – проблема сенсорного воспитания, которое составляет одну из основных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Формирование понятий о величине предметов имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста:

- Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности (они узнают, что предметы окружающей действительности могут быть различны не только по форме, цвету, но и по величине);

- Развиваются такие умственные операции, как сериация (умение располагать предметы в ряд по порядку, начиная от самого толстого до самого тонкого), классификация (умение разложить предметы в группы одинаковые по величине); сравнение (сравнивать предметы по величине, без чего вообще невозможно дальнейшее обучение в школе);

- Обогащается словарь ребенка (это особенно актуально в группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития): в речи детей, наряду с обобщёнными понятиями (большой – маленький) появляются уже более дифференцированные (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.), слова выражающие сравнительную степень (короче, длиннее, выше, толще, уже и т. д.);

- Осуществляется подготовка к другим видам деятельности: игровой, изобразительной и трудовой, а также к усвоению элементов черчения, физики, геометрии, географии, естествознания и др.;

Таким образом, вопрос о значении формирования понятия о величине у дошкольников следует рассматривать в плане влияния на умственное развитие детей, в плане создания предпосылок для формирования полноценного понятия числа и в плане подготовки к школьному обучению.

Осознание дошкольниками величины оказывает глубокое влияние на умственное развитие ребенка в целом, так как требует развития способности различения, сравнения, обобщения.

Анализ практики работы дошкольных учреждений позволяет отметить, что дошкольные педагоги, рассматривая величину, как признак предмета, конструируют обучение детей с позиции ограниченного понимания проблемы, т. е. ознакомление с величиной только как признаком предмета.

Однако, как отмечалось выше, вопрос ознакомления детей с величиной должен рассматриваться гораздо шире:

- усвоение разных способов сравнения величины;

- интеллектуального развития;

- формирование полноценного понятия числа;

- понимание принципа сохранения величины;

- усвоение функциональной зависимости между величинами.

Отмеченные недочеты обусловлены отсутствием специальной методической литературы и недостаточной теоретической и практической подготовки педагогов к работе по данной проблеме.

В связи с этим возникает необходимость поиска оптимальных путей возможно более раннего формирования у детей представлений о величине предметов и ознакомления их со способами сопоставления и измерения.

В своей работе мы обратились к одному из вопросов ознакомления детей с величиной, а именно обучение детей старшего дошкольного возраста опосредствованному сравнению величин с помощью посредника (см. приложение 1 и  приложение 2).

Программные задачи:

1. Выявить особенности восприятия величины детьми старшего дошкольного возраста;

2. Разработать методику обучения детей старшего дошкольного возраста опосредствованному сравнению величин (непрерывных и дискретных);

3. Провести методическую работу и определить ее эффективность.

Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. В работе принимали участие дети пяти-шести лет. Словарь детей значительно отстает от нормы, кратковременная память, нарушение эмоционально-волевой сферы. Пассивный словарь у детей намного шире активного, поэтому, нередко у окружающих создается впечатление, что они все понимают, но не могут выразить свои мысли. С детьми занимаются логопед и дефектолог, которые много внимания уделяет индивидуальной работе с детьми.

На начальном этапе работы изучались особенности восприятия величины детьми старшего дошкольного возраста. С этой целью были разработаны задания, которые предъявлялись детям индивидуально (см. приложение 1).

Выявлялись знания детей в объеме программы средней группы: сравнивать менее контрастные по величине предметы, пользуясь приемами наложения и приложения, раскладывать предметы по величине в возрастающем и убывающем порядке (см. приложение 1).

Для оценки знаний детей были определены следующие критерии:

- ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание: определяет способ действия при сравнении величины, создает сериационный ряды, называет параметры величины;

- выполняет задание, но с незначительной помощью педагога;

- не может выполнить задание или отказался от выполнения.

Во время проведения обучения (см. приложение 2) познакомили детей с приемами опосредствованного уравнивания величин, т.е. сравнивать величину предмета с помощью посредника (мерки, равной одному из сравниваемых предметов) и измерения с помощью условной мерки.

Обучение проводилось на занятиях и в свободное от занятий время.

Задача методической работы: уточнить способы непосредственного сравнивания величин приемами наложения и приложения, и обучение детей опосредованному уравниванию величин с помощью посредника.

Приступая к методической работе, мы определили педагогические условия, которые способствуют лучшему усвоению детьми знаний:

- постепенное усложнение содержания обучения, используя опыт ребенка;

- сохранение преемственности в содержании и методах обучения детей непосредственному и опосредствованному уравниванию величин;

- определение эффективных методов обучения (игры и игровые упражнения, проблемные ситуации);

- обучение новому материалу осуществляется на занятиях по математике (задача включается, как часть занятия), а закрепление знаний - в процессе самостоятельной деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде и т.д.);

- использование дидактического наглядного материала (иллюстрации, разнообразный строительный материал, конструкторы типа “Лего” и т.д.);

- интеграция процесса обучения (знания о величине закреплялись на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физо и т.д.);

- организация практической деятельности детей и взаимодействия с педагогом и сверстниками (см. приложение 2).

Анализируя проведенную работу мы отметили, что во время проведения занятий и вне занятий осуществлялся дифференцированный подход: опираясь на более развитых детей, на их высказывания и суждения, знания и умения, а с детьми, которые менее активные, старались работать индивидуально, активизировали их внимание с помощью вопросов, проблемных ситуаций и игровых упражнений. Во время проведения занятий обратили внимание, что благодаря дифференцированному характеру их восприятия, значительно возрастают возможности мысленного сравнения предметов, как по общим размерам, так и по протяженностям, увеличивается соответствие воспроизводимой по памяти величины действительной величине хорошо знакомых детям предметов. Хочется отметить, что неплохие результаты проводимого занятия, зависят от индивидуальной работы с детьми, во время выполнения заданий обращалось внимание на каждого ребенка. Многие слова, произносимые взрослыми и детьми, вошли в активный словарь детей.

У детей в процессе систематического обучения были сформированы некоторые представления о свойствах величины (сравнимость, относительность, изменяемость), что способствовало совершенствованию знаний о величине.

Благодаря подобранной методике у детей сформировались представления о величине предметов и возможность использования различных способов соизмерения, что подвело их к переходу от непосредственного восприятия к опосредствованной оценке величин. Осознанное применение посредника, мерки в разнообразном практическом опыте детей дало им разностороннее и гибкое представление о различных приемах опосредствованного уравнивания величин и измерения.

В работе над статьёй мы опирались на работы Корнеевой Г.А., кандидата психологических наук, профессора кафедры дошкольного образования Московского городского педагогического Университета.

Литература.

  1. Корнеева Г.А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения / Г.А.Корнеева – М.: МГЗПИ, 1984. - С.37.
  2. Корнеева Г.А. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Г.А.Корнеева - учебно-методическое пособие для студентов заочного отд. пед. вузов. – М.: МГПУ, 2007. – С.56-71.