Открытое мероприятие кафедры научно-естественного цикла. Пиар-проект "Мастерская природы"

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа


Цель: Развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих предметам естественного цикла

Предметные умения Метапредметные умения Личностные результаты
Понимание роли биологии в формировании кругозора Познавательные

Самостоятельная информационная деятельность, Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Формирование современной естественно-научной картины мира

Активное и целенаправленное познание мира

Умения исследовать и анализировать биологические объекты и системы (Змеи) Регулятивные

Умение принимать решение,

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни

Осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, безопасного образа жизни;
Владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение и эксперимент Коммуникативные

Умение работать в группе, умение публично выступать;

достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
Владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;   Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста.
Умение использовать средства ИКТ    

Действующие лица: 3 девочки-ведущие, “уж”, “гадюка”, мальчик-“химик”.

Ход мероприятия.

Выход детей под музыку. Песня “Где водятся волшебники”.

Появление ужа, испуг детей.

Уж объясняет, что не ядовит.

Стихотворение.

Похож он сильно на гадюку,
Но взять такого можно в руку.
Ведь он совсем не ядовит
И у него не грозный вид.
Лягушек ловит возле луж
Змеючка маленькая... (УЖ).

Девочка №1: “Я читала, что в Европе уж считался хранителем семейного очага. Его приманивали, ставя кувшины с молоком”.

Девочка №2: “А я слышала, что молоко можно получить даже из воды. Но скорее такое под силу лишь волшебникам...”

Минутка химии. Связь с химией.

Мальчик-химик: “А вот и нет! Это сможет любой ученик, изучающий химию! Попробуем?”

Звучит песня “Песенка волшебника...(сделать хотел грозу...)

Уж: “Надеюсь, у нашего химика-волшебника все получится не как в песенке!”

Опыт 1 “Получение молока из воды”.

Взаимодействие хлорида кальция с карбонатом натрия, при этом образовался белый осадок карбоната кальция, суспензия которого имеет вид молока.

CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 +2NaCl

Девочка №3: “А я больше люблю газированную воду!”

Опыт 2 “Превращение молока в газировку”

Перелили полученный раствор карбоната кальция в стакан с соляной кислотой, осадок растворился и выделился газ – образовалась газ-вода

CaCO3 + 2HCl=CaCl2 +H2O + CO2

Уж: “Ребята, а вы знаете, к какому классу животных я отношусь?”

(Пресмыкающиеся, или Рептилии)

Змея читает загадку:

Наш портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все. Ни лап, ни шеи.
Потому что это...(змеи)

Девочка № 1: “Я тоже знаю загадку

Поясок – живучий, голосок – шипучий.
По траве кривляется.
Кем она является? (Змея)

Литературная минутка. Связь с литературой.

Змея: “Позвольте и мне попробовать себя в поэзии:

Говорят я – мудрая. Люди, вам видней.
Выползаю утром я к солнцу из корней.
Мне послушать хочется лес и тишину.
В гордом одиночестве мимо проскользну.
Сами не обидите, я не трону вас.
Даже не увидите, как исчезну с глаз!

Девочка №3: “Я что-то не понимаю, почему мы ведем разговоры про змей. Я слышала, что на планете их насчитывается более 3 тысяч видов. Но есть и другие животные”

Змея: “Ведь по восточному календарю 10 февраля наступит Год Змеи!”

Историко-географическая минутка.

Уж: “Змеи всегда внушали людям священный ужас. Одни их боялись, другие - уважали. В Южной Америке индейцы до сих пор поклоняются анаконде, некоторые африканские племена – питону. Индусы проводят фестиваль кобр: чтобы задобрить змей, их посыпают пряностями, лепестками цветов, угощают медом”

Математическая минутка. Связь с математикой.

Змея задает вопросы про змей.

  • Какая змея самая длинная? (Анаконда)

Да, она может достигать 11 метров в длину.

Ну, это знают многие.

  • А назовите самую короткую змею.

(Слепозмейка. Она обитает вблизи Мадагаскара: всего 10 сантиметров! Внешне похожа на дождевого червяка).

Девочка №3:

А чем измеряли размер змеи в одном знаменитом мультфильме?

(В попугаях. “38 попугаев”)

Девочка №2: “Раз уж мы вспомнили математические величины, я предлагаю решить задачу, конечно же, про змей:

У Тугарина-Змея одна голова,
У Змея Горыныча – три.
На сколько голов Змей Горыныч умнее змея Тугарина.

Биологическая минутка.

Змея: “О нас, змеях, люди придумывали разные небылицы. До сих пор иногда говорят: “Змея ужалила”. Скажите, это верно? Конечно, нет. Люди принимали за жало раздвоенный язык, с помощью которого змеи исследуют окружающие предметы. На самом деле змея не жалит, а кусает. У ядовитой змеи на верхней челюсти есть два крупных зуба с желобками. Ядовитые железы находятся за глазами, вокруг них – мышцы. Когда змея кусает, мышца нажимает на железу и выдавливает в зубы яд, который по желобкам попадает в жертву”

Девочка №1: “Скажите, все ли змеи ядовиты? Правильно, не все. Ядовиты лишь 25 % змей. А какие змеи самые ядовитые? (Заслушиваем ответы)

Самые ядовитые – королевская кобра. Она нападает без промедления и тигровая змея, обитающая в Австралии – ее яд один из самых сильнодействующих. Правда, на человека нападает редко. Ловит ящериц и других мелких животных

Королевская кобра является также самой большой ядовитой змеей, ее длина до 5 с половиной метров”

Географическая минутка. Связь с географией.

Девочка №2: “Но независимо от размеров змей и степени их ядовитости, все змеи могут предчувствовать землетрясения и даже извержения вулканов”

Опыт 3 “Извержение вулкана”. Связь с химией.

Разложение во время нагревания аммоний дихромата. Образовавшийся зеленый оксид хрома (III) напоминает пепел вулкана.

(NH4)2Cr2O7 N2+4H2O+Cr2O3

Уж: “Что-то наши зрители заскучали.

Вопросы:

  1. Как называется наука, изучающая змей? (Серпентология)
  2. Какова продолжительность жизни змей? (20-30 лет)

Самая северная змея? (Обыкновенная гадюка, встречается даже за Полярным кругом)

Литературная минутка. Связь с литературой.

Девочка №1. В сказке Киплинга “Рикки-Тикки-Тави” есть герой – змея. Что это за змея? (Королевская кобра). Что мы о ней уже говорили? (Королевская кобра является самой большой ядовитой змеей, ее длина до 5 с половиной метров)

Девочка № 2. В каком рассказе о Шерлоке Холмсе героем является змея? (Пестрая лента)

Это змея называется Ленточный крайт.

Обитает змея в Индии, на юге Китая и в Бирме. Длина этих змей – 180 см, но некоторые вырастают до двух с половиной метров. Связь с географией.

Историческая минутка. Связь с историей.

Девочка №3. Сообщение о Клеопатре. Клеопатра (69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица Египта. В Возрасте 38 лет умерла, как предполагают от укуса змеи. Ее нашли мёртвой, в царском уборе, на золотом ложе. Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком инжира, не вызвавший подозрений у стражи, было решено, что в горшке Клеопатре пронесли змею. Утверждали, что на руке Клеопатры были чуть видны два лёгких укола. Саму змею в комнате не нашли, будто бы она сразу уползла из дворца. По другой версии, Клеопатра хранила яд в полой головной шпильке.

Минутка ОБЖ. Связь с ОБЖ

Змея. Какая ядовитая змея встречается в нашей Московской области? (Гадюка обыкновенная). Как же вести себя для обеспечения безопасности жизни в природе, при встрече со змеями?

Девочка №1. Главное правило – не паниковать, не делать резких движений. Змея не нападает на человека без причины, она предпочитает скрыться. Если же все-таки змея укусила, нужно сразу обратиться к врачу.

Уж. Не забывать ОБЖ приходится и на уроке химии, особенно при проведении некоторых опытов. Поэтому опыт, предлагаемый вашему вниманию, будет показывать учитель химии.

Опыт 4 Волшебное получение морковного сока”. Связь с химией.

К раствору глюкозы добавить свежеосажденный гидроксид меди (II). Образующийся в ходе реакции гидроксид меди (I) cразу разлагается на оксид меди (I) морковно-красного цвета и воду.

Заключение.

Бьют часы с кремлевской башни. В воздухе – салют.
До свиданья год вчерашний, змейка тут как тут!
В год Змеи одни пятерки нужно получать.
В лес ходить, кататься с горки...некогда скучать!
Пусть друзья шагают рядом бедам вопреки,
Не ужалят сладким ядом горе и враги!
Пусть удача улыбнется всем выпускникам,
Им ЕГЭ писать придется...Прочных знаний вам!