Художественно-педагогическая идея.
“Тот, кто любит цветы и
охраняет их, уважает своё счастье и получает
блаженство”.
Древнекитайские изречение .
Цель: показать взаимосвязь музыки, литературы и живописи через образное воспитание мира, формирование эмоциональной отзывчивости, помочь приоткрыть волнующие тайны образов сирени, подснежников, хризантем.
Задачи:
- Учить детей воспринимать музыку осознанно, включая воображение;
- Воспитывать эстетический вкус;
- Формировать потребности и способности через искусство, приобщаться к духовной культуре.
Оборудование: магнитофон, фонотека, презентация
Ход урока
Звучит “Вальс цветов” П. И. Чайковского. Учитель предлагает детям вслушаться в музыку, вспомнить – знакомо ли это произведение, кто его автор?
- Верно, это “Вальс цветов” П. И. Чайковского. И как жене радоваться такой красоте? Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.
Цветы всегда вдохновляли художников, писателей, поэтов и музыкантов.
Сегодня на уроке будет музыка цветов.
Давайте мы при помощи воображения попытаемся увидеть музыку цветов.
Исполняется песня “Есть ли глаза у цветов” О.Фельцмана, Р. Гамзатова.
С целым миром спорить я готов
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл снег, и Ева замёрзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.
Слайды 1-5.
Вот как услышал подснежник П.И. Чайковский. “Апрель” - вот как назвал композитор эту музыку. Какой характер у этого произведения? А какую бы картину вы нарисовали, прослушав это произведение?
А сейчас мы совершим прогулку по сиреневому саду. Добро пожаловать!
Ученик читает отрывок из рассказа А. Куприна “В зелёном домике отца”.
“... цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои гроздья цветы...”
Обилие цветущей сирени не могло оставаться вне духовной и художественной жизни людей, особенно композиторов, художников, писателей и поэтов.
Александр Блок:
“Открывая окно, увидал я сирень,
Это было давно – в улетающий день”.
Белая сирень была “царицей души” у композитора В.С. Рахманинова.
Возможно, свою нежную любовь композитор передал в музыкальном образе сирени.
В. Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени ... переходила в рыхлуюпепельность по мере медленного угасания дня ... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”
А вот стихи о сирени:
“Вернулся я, вернулся
Домой издалека
И сразу окунулся
В сирень, как в облака
Пусть день и сер, и скучен,
И с крыши воды поток! ...
Разорванные тучи
Уносит на восток
И буду, как когда-то
Пить воду из ковша...
И заблестит лопата,
Засветится душа”.
“Растворил я окно, - стало грустно невмочь, -
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благозвучным дыханьем сирени”.
Слайды 6-10.
Посмотрите внимательно слайды с изображениями сирени. Не правда ли, пахнуло весной? Прозвучал романс С.В. Рахманинова “Сирень”. Каким настроением проникнут романс?
У нас сегодня в гостях и золотой цветок. Так переводится с греческого хризантема.
Этот цветок- символ Японии.
Хризантемы имеют очень большое значение в японской культуре.
В сознании японцев неразделимы хризантема и Солнце.
Весьма почетное место отведено хризантеме и в государственной символике. Предположительно с VII века хризантема считается эмблемой японских императоров.
Первые плантации хризантем появились в Японии около четырехсот лет назад, а сейчас здесь выращиваются несколько тысяч сортов хризантем, цветущих крошечными цветами, до растений, имеющих, грандиозные цветы диаметром больше двадцати сантиметров.
Проявлением “всенародной любви” к хризантемам является знаменитый японский праздник хризантем – 9 сентября. В этот день придворные приглашались во дворец, где пили особы “хризантемное” вино, слушали музыку, любовались хризантемами в саду, слагали стихи, записывая их на пропитанной благовониями бумаге.
Во время праздника хризантем по всей стране расцветают клумбы с хризантемами, разъезжают украшенные цветами машины, в ресторанах подаются специальные блюда из хризантем.
Но главной достопримечательностью праздника, являются “цветочные куклы. Японские дизайнеры создают из цветов огромные фигуры реальных исторических лиц, героев легенд и персонажей литературных произведений.
Слайды 11- 13.
Образ хризантем есть и в музыке, в романсе Н. Харито “Отцвели хризантемы”. Какое впечатление на вас произвела музыка? Почему?
Сегодня с нами говорили цветы. Мы полюбовались подснежниками. Побывали в сиреневом саду, слушали песню о хризантемах, волшебных и таинственных. У каждого, конечно, создался свой образ подснежника, сирени, хризантем, возникли свои воспоминания. Свой незабываемый музыкально - поэтический образ вы сможете отразить в своем сочинении или рисунке.