Цели и задачи урока. Раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков; формировать у учащихся представление о функциях буквы Я; закреплять знания о гласных звуках; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; продолжать закреплять знания о тексте; совершенствовать навыки чтения.
Обучение УУД.
Познавательные УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; классифицировать гласные буквы по их назначению в русском языке; объяснять употребление заглавной буквы в словах; умение озаглавливать текст, находить “ключевые слова” в тексте.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Регулятивные УУД: следовать точно инструкции учителя, организовывать своё рабочее место, оценивать свои собственные достижения.
Метопредметные:
Пропедевтика: йотированные гласные.
Тип урока. Изучение нового, применение и совершенствования знаний.
Оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, MacBook (персональные компьютеры), таблицы, сигнальные карточки, картинки.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация.
- Сегодня на уроке продолжим знакомиться с буквами алфавита. Мы получим новые знания, а также повторим то, что изучили на прошлых уроках.
- Ребята, на какие две группы делятся буквы в русском языке?
- Обратим внимание на гласные буквы.
- Какие гласные буквы мы уже знаем? (А у о ы е а я …)
- Почему одни на ленте букв располагаются внизу, а другие-вверху?
- А теперь вспомните, какие из гласных букв могут обозначать два звука? (Е, я)
- Да, эти буквы “труженицы”, они выполняют две работы: они могут обозначать два звука….
- Приведите примеры слов, где буквы Я, Е обозначают два звука …
- Я тоже приготовила примеры (на экране слова:)
ярус | янтарь | ядро |
Яна | Яша | Ядвига |
- Почему слова второй строчки написаны с заглавной буквы?
- Мы уже вчера начали говорить о новой букве Я и кое-что узнали о ней, прочитали рассказ, где говорилось о… (ответы детей, на экране картинка с изображением маяка).
- Для чего служит маяк? (Указывает судам путь к берегу)
Работа в тетрадях, выполняется слого-звуковой анализ слова МАЯК.
- Сколько слогов в слове МАЯК?
- Как узнали? (Посчитали гласные звуки).
- Какой ударный слог?
- Как узнали? (Позвали слово).
- Что слышим в первом слоге? (Слияние твёрдого согласного с гласным).
- Что слышим во втором слоге? (Слияние мягкого Й и гласного а, и согласный К).
- У кого есть ошибка – исправьте, “оживите” букву Я.
- Какую работу выполняет буква Я в этом случае? (После гласной – два звука.)
Два звука, образовавшие слог-слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Я.
- В тетрадях напечатайте букву Я, обведите в красную рамочку. (Табл. Я).
- Какое правило узнали про букву Я? (Можно прочитать в учебнике).
Физминутка.
3. Изучение нового.
- Вы знаете много уже о букве Я, тогда помогите мне рассказать ещё, какую работу выполняет буква - “труженица”.
- Отгадайте загадку (картинка УТЯТА), подберите нужную схему к слову, (проводится слого-звуковой анализ на доске и в тетрадях), “оживите” звуки.
- Обратите внимание на слияние т, а- тья, для обозначения звука а и мягкости предшествующего т – используется буква я.
- Какую работу она выполняет здесь? (Молодцы).
4. Работа с текстом.
- А теперь мы будем с новой буквой учиться читать.
- Как понимаете, что такое сад?
- О чём рассказ?
- Как понимаете выражение “закипела работа”?
- Какую работу выполняли ребята?
- Названия каких растений вы запомнили? (Дома мамам обязательно прочитайте этот рассказ).
5. Первичная проверка.
- Ребята, в конвертах спрятаны листочки с заданиями, надо:
1) прочитать стихотворение, подчеркнуть слова с буквой Я;
2) объяснить, какую работу выполняет буква Я;
3) объяснить употребление заглавной буквы;
4) если встретите непонятные слова, тоже подчеркнуть. (Ялик - маленькая лодочка с парой вёсел).
6. Закрепление знаний. (Жужжащее чтение).
- Ребята, у вас ещё одно задание, оно на больших листах, наденьте “наушники” и прочитайте текст. (Доп. текст на экране).
- Вы действительно убедились в том, что это текст? Как узнали? (Ответы).
- Сейчас мы прочитаем этот текст ещё раз цепочкой, возьмите в руки простой карандаш, во время чтения надо будет подчеркнуть “ключевые слова”, что такое “ключевые слова”? (Ответы)
- Закончили выполнять работу, подпишите листочки, сложите в корзинку для проверки.
7. Закрепление-систематизация знаний. (Работа в парах).
- Ребята, работая в тетрадях, некоторые ученики затруднялись в выполнении заданий: подбор схемы слова к предмету; слого-звуковой анализ слова…
- У нас есть возможность сейчас помочь друг другу в этом виде работы.
На доске будут появляться схемы слов, а вы будете подбирать соответствующие предметы на макбуках, повторим правила работы в парах (ДПР).
- “Разбудили” MacBook, работаем в Перволого, помощницей будет “новая черепашка”, какая пара выполнит - обозначьте сигналом.
- Молодцы, закрыли MacBook.
8. Рефлексия.
- Что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
9. Итог урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?