Интегрированный урок "Обучение грамоте и ИКТ" по теме "Знакомство с буквой Я"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока. Раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков; формировать у учащихся представление о функциях буквы Я; закреплять знания о гласных звуках; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; продолжать закреплять знания о тексте; совершенствовать навыки чтения.

Обучение УУД.

Познавательные УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; классифицировать гласные буквы по их назначению в русском языке; объяснять употребление заглавной буквы в словах; умение озаглавливать текст, находить “ключевые слова” в тексте.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Регулятивные УУД: следовать точно инструкции учителя, организовывать своё рабочее место, оценивать свои собственные достижения.

Метопредметные:

Пропедевтика: йотированные гласные.

Тип урока. Изучение нового, применение и совершенствования знаний.

Оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, MacBook (персональные компьютеры), таблицы, сигнальные карточки, картинки.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

- Сегодня на уроке продолжим знакомиться с буквами алфавита. Мы получим новые знания, а также повторим то, что изучили на прошлых уроках.

- Ребята, на какие две группы делятся буквы в русском языке?

- Обратим внимание на гласные буквы.

- Какие гласные буквы мы уже знаем? (А у о ы е а я …)

- Почему одни на ленте букв располагаются внизу, а другие-вверху?

- А теперь вспомните, какие из гласных букв могут обозначать два звука? (Е, я)

- Да, эти буквы “труженицы”, они выполняют две работы: они могут обозначать два звука….

- Приведите примеры слов, где буквы Я, Е обозначают два звука …

- Я тоже приготовила примеры (на экране слова:)

ярус янтарь ядро
Яна Яша Ядвига

- Почему слова второй строчки написаны с заглавной буквы?

- Мы уже вчера начали говорить о новой букве Я и кое-что узнали о ней, прочитали рассказ, где говорилось о… (ответы детей, на экране картинка с изображением маяка).

- Для чего служит маяк? (Указывает судам путь к берегу)

Работа в тетрадях, выполняется слого-звуковой анализ слова МАЯК.

- Сколько слогов в слове МАЯК?

- Как узнали? (Посчитали гласные звуки).

- Какой ударный слог?

- Как узнали? (Позвали слово).

- Что слышим в первом слоге? (Слияние твёрдого согласного с гласным).

- Что слышим во втором слоге? (Слияние мягкого Й и гласного а, и согласный К).

- У кого есть ошибка – исправьте, “оживите” букву Я.

- Какую работу выполняет буква Я в этом случае? (После гласной – два звука.)

Два звука, образовавшие слог-слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Я.

- В тетрадях напечатайте букву Я, обведите в красную рамочку. (Табл. Я).

- Какое правило узнали про букву Я? (Можно прочитать в учебнике).

Физминутка.

3. Изучение нового.

- Вы знаете много уже о букве Я, тогда помогите мне рассказать ещё, какую работу выполняет буква - “труженица”.

- Отгадайте загадку (картинка УТЯТА), подберите нужную схему к слову, (проводится слого-звуковой анализ на доске и в тетрадях), “оживите” звуки.

- Обратите внимание на слияние т, а- тья, для обозначения звука а и мягкости предшествующего т – используется буква я.

- Какую работу она выполняет здесь? (Молодцы).

4. Работа с текстом.

- А теперь мы будем с новой буквой учиться читать.

- Как понимаете, что такое сад?

- О чём рассказ?

- Как понимаете выражение “закипела работа”?

- Какую работу выполняли ребята?

- Названия каких растений вы запомнили? (Дома мамам обязательно прочитайте этот рассказ).

5. Первичная проверка.

- Ребята, в конвертах спрятаны листочки с заданиями, надо:

1) прочитать стихотворение, подчеркнуть слова с буквой Я;

2) объяснить, какую работу выполняет буква Я;

3) объяснить употребление заглавной буквы;

4) если встретите непонятные слова, тоже подчеркнуть. (Ялик - маленькая лодочка с парой вёсел).

6. Закрепление знаний. (Жужжащее чтение).

- Ребята, у вас ещё одно задание, оно на больших листах, наденьте “наушники” и прочитайте текст. (Доп. текст на экране).

- Вы действительно убедились в том, что это текст? Как узнали? (Ответы).

- Сейчас мы прочитаем этот текст ещё раз цепочкой, возьмите в руки простой карандаш, во время чтения надо будет подчеркнуть “ключевые слова”, что такое “ключевые слова”? (Ответы)

- Закончили выполнять работу, подпишите листочки, сложите в корзинку для проверки.

7. Закрепление-систематизация знаний. (Работа в парах).

- Ребята, работая в тетрадях, некоторые ученики затруднялись в выполнении заданий: подбор схемы слова к предмету; слого-звуковой анализ слова…

- У нас есть возможность сейчас помочь друг другу в этом виде работы.

На доске будут появляться схемы слов, а вы будете подбирать соответствующие предметы на макбуках, повторим правила работы в парах (ДПР).

- “Разбудили” MacBook, работаем в Перволого, помощницей будет “новая черепашка”, какая пара выполнит - обозначьте сигналом.

- Молодцы, закрыли MacBook.

8. Рефлексия.

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

9. Итог урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?