Собирание русских земель во второй половине XIV в. Куликовская битва

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (166 МБ)


Слайд 1

Цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы в истории России.

Основные знания: дата Куликовской битвы, участники, ее этапы и историческое значение.

Работа с исторической картой: показать на карте место Куликовской битвы.

Работа с документами: сравнительная таблица о готовности к битве Руси и Золотой Орды, фрагмент из «Жития Сергия Радонежского»

Основные персоналии: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Мамай.

Основная дата: 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва.

Опережающее задание: подготовить сообщения о Дмитрии Донском и Преподобном Сергие Радонежском.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история России: причины возвышения Москвы (§18 учебника).

Образовательные результаты: развитие личностных и метапредметных УУД.

Оборудование урока: ПК(+колонки), проектор, экран.

План изучения нового материала:

  1. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель.
  2. Русь готовится к борьбе за свободу.
  3. Поход Мамая на Русь.
  4. Битва на поле Куликовом.
  5. Значение Куликовской битвы.

Ход урока

Слайд 2

Перед вами три этапа в результате которых Москва становилась центром Древнерусского государства. На предыдущих уроках мы познакомились с первым этапом возвышения Москвы. Мы узнали с вами как, начиная со второй половины 13 века и до начала 14-го происходило формирование таких крупных центров как Тверь, Москва и Рязань. И каким образом из этих городов Москва начала возвышаться.

1. Проверка домашнего задания

Давайте вспомним с вами причины возвышения Москвы и предпосылки объединения русских земель.

Слайд 3

1. Расставьте причины возвышения Москвы в порядке их значимости. (Порядковые номера записать в сравнительной таблице на доске):

  • А) Удобство географического положения.
  • Б) Расположение на перекрестке торговых путей.
  • В) Умелая политика московских князей.
  • Г) Поддержка московских князей православной церковью.
  • Д) Москве удалось избежать дробления из-за того, что в княжеских землях было мало сыновей.
  • Е) Поддержка московских князей ордынскими ханами.

Слайд 4

2. Отметьте в первой колонке таблицы (на доске) причины, а во второй – предпосылки (предварительные условия) объединения русских земель.

  1. Хозяйственное возрождение Северо-Восточной Руси.
  2. Восстановление торговых связей между княжествами.
  3. Необходимость свержения ордынского владычества.
  4. Сохранение единства церковной организации.
  5. Единая вера, язык и культурные традиции.

2. Определение целей урока.

Слайд 5

Перед вами появилась тема нашего сегодняшнего урока «Собирание русских земель во второй половине XIV века. Куликовская битва». Зная ее, давайте обозначим цель сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем разговаривать? А в конце урока мы определим, достигли ее или нет. И тогда станет ясно, правильная ли мы поставили перед собой цель.

(Предполагаемая цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы в объединении русских земель.)

План урока: (Слайд 6)

3. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель.

Слайд 7

Сегодня мы с вами познакомимся со вторым этапом объединения земель вокруг Москвы и как она встает во главе борьбы с татаро-монгольским игом.

Слайд 8

В 1359 году на московском престоле оказывается девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Конечно, такой маленький ребенок не мог самостоятельно править княжеством. От его имени Москвой управлял митрополит Алексей (Клик), сын знатного московского боярина. Он приложил немало усилий к тому, чтобы Орда признала Дмитрия, не по годам развитого и смышленого мальчика, великим владимирским князем.

Алексей продолжил политику Ивана Калиты по собиранию русских земель вокруг Москвы.

Слайд 9

Московскому княжеству удалось подчинить себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей, а также отбить три похода литовцев на Москву.

Слайд 10

И вот Дмитрий, достигнув совершеннолетия начинает вести такую же энергичную и смелую политику как и его дед. Продолжает расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он ведет успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили опасный союз с противником Москвы великим князем Литовским Ольгердом…

Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

А теперь давайте послушаем сообщение Вити о Дмитрии Донском. После его сообщения запишем в тетради годы правления Дмитрия Донского 1359-1389 гг. Слушаем внимательно.

(По ходу рассказа идет презентация о Донском)

4. Русь готовится к борьбе за свободу.

Слайд 11

Золотая Орда Русские земли
  1. В начале 60-х годов XIV века раскололась на две части, границей стала Волга.
  2. В левобережной части Орды происходили бесконечные усобицы с частой сменой правителей.
  3. В Правобережной части Орды также власть была неустойчивой.
  4. В 1362 году князь Ольгерд нанес ордынцам тяжелое поражение в битве у Синих Вод.
  5. Орда утратила свой контроль над Волжским, Черниговским, Киевским княжествами.
  6. В 60-х гг. XV века постоянным правителем Правобережной Орды стал военачальник (а не потомок Чингисхана).
  1. Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды.
  2. Князь становился защитником русских земель.
  3. Он увеличил дружину.
  4. Заключил военные соглашения с другими князьями.
  5. В 1377 году в Нижегородском княжестве московские полки потерпели поражение.
  6. В 1378 году князь возглавил полки и разгромил ордынцев на реке Воже.

Слайд 12

У вас на столах документы. Внимательно изучите их и скажите мне: Какая из сторон была более готова к началу Куликовской битвы. Ответ обоснуйте.

(Ответ учащихся: Русские земли были сильнее, потому что происходило их объединение, а Орда становил раздробленным государством).

5. Поход Мамая на Русь.

Вы уже узнали о том, что в 1378 году состоялась битва с ордынцами на реке Вожа. Это сражение впервые поставило под сомнение власть Орды над Русью.

Слайд 13

-Ребята сейчас мы рассмотрим с вами положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы:

Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали княжества, поэтому обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Слайд 14

Как видно на экране готовность армии с каждой стороны была практически одинаковой.

Но, прежде, чем принято бой с татарами, Дмитрий обратился за благословением к преподобному Сергию Радонежскому. И тот вместе с благословением отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослабю, чтобы показать, чо дело освобождения родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь.

Что это за человек Сергий Радонежский и почему Дмитрий пришел к нему за благословением мы узнаем из сообщения Маши. (Маша рассказывает о Сергии Радонежском, опираясь на слайды презентации).

6. Битва на поле Куликовом.

И вот 6 сентября 1380 года войско Дмитрий Донского двинулось в путь… Внимательно посмотрите фильм о битве на поле Куликовом и после просмотра мы с вами запишем дату Куликовской битвы и ее итог в тетрадь. (Показывается фильм о Куликовской битве).

Слайд 15

Фильм закончился и мы запишем с вами в тетрадь дату битвы.

Когда же состоялась Куликовская битва? (8 сентября 1380 года)

Слайд 16

Итог битвы? (Мамай со своим войском сбежал с поля боя).

Слайд 17

Посмотрев фильм, мы познакомились с историческим итогом битвы. Но существует еще и иная версия. С ней вы познакомитесь, прочитав фрагмент из документа «Житие Сергия Радонежского». Внимательно изучите его и скажите: в чем видит автор «Жития» причины победы в поле Куликовом и согласны ли вы с ними? Свой ответ обоснуйте.

Слайд 18

А теперь давайте с вами определим, и запишем в тетрадь: в чем же историческое значение Куликовской битвы? Что дала русским победа в ней?

Слайд 19

1. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига;

2. Оказала решающее влияние на создание единого русского государства;

7. Домашнее задание:

Слайд 20

  1. Учебник §19
  2. Рабочая тетрадь §18, задания 1,3,5.
  3. Подготовка к семинару «Культура и быт Руси в XIV – XV вв» (деление класса на 4 группы и раздача дополнительного материала с заданиями для групп

8. Итог урока. Рефлексия

Слайд 21

На этом значении Куликовской битвы изучение сегодняшней темы позвольте считать законченной, и напоследок подведем итоги: На доске в начале урока мы поставили для себя цель. Достигли ли мы ее? (да) Значит правильную цель обозначили? (Да). Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.