Сегодня, во время “тотального переселения народов в поисках лучшей жизни”, школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. Языковой барьер возникает у таких детей ежечасно, ежеминутно. Нависает угроза возникновения дезадаптации со всеми вытекающими последствиями. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие “Хлеб всему голова” очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.
Цели, задачи:
1 раздел - звукопроизношение.
- работать над дифференциацией шипящих в процессе автоматизации в речи,
2 раздел – работа над слоговой структурой слова.
- работать над процессом словообразования. Дидактическая игра “Рассели слова по этажам”.
3 раздел – общие речевые навыки.
- продолжать развивать интонационную выразительность речи , совершенствовать четкость дикции ( “Золотая рожь”, “Каша”- напевно.)
- закреплять навык правильного голосоведения.
- сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря..
- ввести в активный словарь существительные: хлеб, пшеница, рожь, колос, хлебороб, мельница, мельник, мука , пекарь, тесто, квашня, булка, сдоба; прилагательные – золотой, усатый, тяжелый, свежий , ржаной, сдобный; глаголы- растить, убирать, молоть, месить, печь, лелеять.
- в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении
4 раздел – развитие грамматического строя речи.
- продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.
5 раздел - обучение связной речи.
- продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- стимулировать собственные высказывания - реплики, вопросы, ответы
( “Откуда хлеб пришел” - дидактическая игра).
6 раздел – развитие пространственных, временных, математических представлений
- упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек и преобразование их в “колосок”, “мельничку”,
- ассоциативное восприятие геометрических форм.
7 раздел – конструктивный праксис, художественная деятельность.
- расширять и углублять представление о разных видах, жанрах искусства: живопись;
- учить отражать в рисунке усвоенные образы.
8 раздел – логопедические пятиминутки.
- пальчиковая гимнастика “Каша”.
- развитие координационных способностей, совершенствование двигательных умений и навыков – “Золотая рожь”.
Оборудование:
Иллюстративный материал:
- Зинаида Серебрякова, репродукция с картины “Жатва”,
- Алексей Венецианов, репродукции с картин “Крестьянские дети в поле”, “Жнецы”, “Гумно”.
- Плакат с изображением колоса, мешка с мукой и хлебобулочными изделиями.
- Конструктивное изображение колоса, мельницы.
- Плакат “Хлеб”.
- Демонстрационный материал к дидактической игре “Рассели слова по этажам”.
I. ОРГМОМЕНТ
Логопед рассказывает детям о том , какое значение для людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся для того, чтобы у нас на столе появился хлеб. О хлебе слагают стихи , песни, пословицы, загадывают загадки.
Например, Дж. Родари рассказал нам о том, что
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет хлебом и сдобой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Рыхлой землей, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
II. ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Почему в народе говорят “хлеб всему голова”? Как вы понимаете эту пословицу?
Послушайте:
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает,
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?
Логопед вместе с детьми делает вывод.
2. Дидактическая игра “Откуда хлеб пришел?”
Логопед (вопрос) – дети (ответ).
- Откуда хлеб пришел? - Из магазина.
- А в магазин как попал? - Из пекарни.
- Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.
- Из чего пекут хлеб? - Из муки.
- Из чего мука получилась? - Из зерна.
- Откуда зерно? - Из колоса.
- Откуда колос? - В поле вырос.
- Кто посеял пшеницу? - Колхозники.
? Вспомните, как одним словом называются люди, которые выращивают хлеб на полях.
Правильно, это хлеборобы.
3. Логопед предлагает детям отгадать загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
(Колос)
Логопед раздает детям по одному засушенному колоску. Дети рассматривают колоски и слушают маленький рассказ.
“ВСЕ ЗДЕСЬ ”.
Надя с бабушкой пошли в поле.
Колосьев там видимо-невидимо.
И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
Я.Тайц.
? Почему бабушка сказала, что “все здесь”? Что она имела в виду? Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и каша . Активизируя мышление детей, логопед подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная, пшеничная тоже пришла к нам из поля.
4. Пальчиковая гимнастика “КАША”
Каша в поле росла, - дети “шевелят” пальцами как колосками,
К нам в тарелку пришла - пальчики “идут” по столу,
Всех друзей угостим, - указательным пальцем правой руки крутят
По тарелке дадим по ладошке левой,
Птичке-невеличке - загибают мизинец,
Воробью, синичке - безымянный и средний
Зайцу и матрешке - указательный и большой пальцы,
Всем дадим по ложке - раскрывают ладошку.
5. Отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро –
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Подобрать родственные слова к слову хлеб.
Превратим односложное слово в 2-х и 3-х - сложные слова.
Дидактическая игра “Рассели слова по этажам”.
- Как называется посуда, в которую кладут хлеб? - Хлебница.
Сколько слогов в этом слове? Правильно, три, значит, слово поселим на третий этаж.
Аналогично работаем со словами хлебушек, хлебороб, хлебушко, хлебец.
Работаем со словом хлеб в контексте предложения.
- Я знаю пословицу о ……… . (хлебе)
- Мама купила свежий ………. .
- Дети едят суп с ………. .
- Вася пошел в булочную за ……. .
- У нас дома нет……. .
- Я не люблю есть без …… .
Подобрать к слову хлеб определения, которые сказали бы нам о том, какой он.
Дети дают ответ, а логопед подтверждает их загадкой из п. 5.
6. Логопед вывешивает на доске плакат с изображением колоса, мешка с мукой, хлебобулочными изделиями и предлагает детям самим сделать вывод
откуда хлеб пришел
ПОЛЕ | МЕЛЬНИЦА | ПЕКАРНЯ |
КОЛОС | МУКА | ХЛЕБ |
ХЛЕБОРОБ | МЕЛЬНИК | ПЕКАРЬ |
Вывод: Хлеб пришел из поля.
? На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия, изображенные на нашем плакате?
7. Логопед предлагает детям выложить у себя на партах колос и мельничку из палочек. Образец схематичного изображения вывешивается на доске. Затем дети заучивают наизусть
Мельница крыльями машет вдали,
Будет мука, чтобы хлеб испекли.
8. Физминутка “Золотая рожь”.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колосья шумят:
“Золотые руки растят”.
Е.Серова
9. Отгадайте загадки
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Бублики).
Послушайте четверостишие:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким
? Как вы понимаете слово лелеют?
Логопед помогает детям понять семантику слова.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Что мы сегодня узнали о хлебе? Откуда он к нам пришел? Так почему же хлеб всему голова?
Сегодня самые активные, самые сообразительные, самые внимательные будут кормить нашего “Обжору” не клубникой, как обычно, а вот чем:
Маленькое, сдобное, колечко съедобное,
Я одна его не съем,
По кусочку хватит всем. Так чем же? (Баранками)
Дети бросают баранки в игрушку, имитирующую “Обжору”.
Использованная литература.
- А.Н.Корнев, “Нарушения чтения и письма у детей”, Санкт-Петербург, 2003.
- А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина, “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
- Н.В.Нищева, “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”, Санкт-Петербург, 2003.