Логопедическое занятие "Хлеб всему голова" для младших школьников с общим недоразвитием речи, обусловленным двуязычием

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Сегодня, во время “тотального переселения народов в поисках лучшей жизни”, школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. Языковой барьер возникает у таких детей ежечасно, ежеминутно. Нависает угроза возникновения дезадаптации со всеми вытекающими последствиями. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие “Хлеб всему голова” очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.

Цели, задачи:

1 раздел - звукопроизношение.

  • работать над дифференциацией шипящих в процессе автоматизации в речи,

2 раздел – работа над слоговой структурой слова.

  • работать над процессом словообразования. Дидактическая игра “Рассели слова по этажам”.

3 раздел – общие речевые навыки.

  • продолжать развивать интонационную выразительность речи , совершенствовать четкость дикции ( “Золотая рожь”, “Каша”- напевно.)
  • закреплять навык правильного голосоведения.
  • сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря..
  • ввести в активный словарь существительные: хлеб, пшеница, рожь, колос, хлебороб, мельница, мельник, мука , пекарь, тесто, квашня, булка, сдоба; прилагательные – золотой, усатый, тяжелый, свежий , ржаной, сдобный; глаголы- растить, убирать, молоть, месить, печь, лелеять.
  • в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении

4 раздел – развитие грамматического строя речи.

  • продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.

5 раздел - обучение связной речи.

  • продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;
  • стимулировать собственные высказывания - реплики, вопросы, ответы

( “Откуда хлеб пришел” - дидактическая игра).

6 раздел – развитие пространственных, временных, математических представлений

  • упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек и преобразование их в “колосок”, “мельничку”,
  • ассоциативное восприятие геометрических форм.

7 раздел – конструктивный праксис, художественная деятельность.

  • расширять и углублять представление о разных видах, жанрах искусства: живопись;
  • учить отражать в рисунке усвоенные образы.

8 раздел – логопедические пятиминутки.

  • пальчиковая гимнастика “Каша”.
  • развитие координационных способностей, совершенствование двигательных умений и навыков – “Золотая рожь”.

Оборудование:

Иллюстративный материал:

  • Зинаида Серебрякова, репродукция с картины “Жатва”,
  • Алексей Венецианов, репродукции с картин “Крестьянские дети в поле”, “Жнецы”, “Гумно”.
  • Плакат с изображением колоса, мешка с мукой и хлебобулочными изделиями.
  • Конструктивное изображение колоса, мельницы.
  • Плакат “Хлеб”.
  • Демонстрационный материал к дидактической игре “Рассели слова по этажам”.

I. ОРГМОМЕНТ

Логопед рассказывает детям о том , какое значение для людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся для того, чтобы у нас на столе появился хлеб. О хлебе слагают стихи , песни, пословицы, загадывают загадки.

Например, Дж. Родари рассказал нам о том, что

У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет хлебом и сдобой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Рыхлой землей, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

II. ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Почему в народе говорят “хлеб всему голова”? Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте:

Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает,
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?

Логопед вместе с детьми делает вывод.

2. Дидактическая игра “Откуда хлеб пришел?”

Логопед (вопрос) – дети (ответ).

- Откуда хлеб пришел? - Из магазина.

- А в магазин как попал? - Из пекарни.

- Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.

- Из чего пекут хлеб? - Из муки.

- Из чего мука получилась? - Из зерна.

- Откуда зерно? - Из колоса.

- Откуда колос? - В поле вырос.

- Кто посеял пшеницу? - Колхозники.

? Вспомните, как одним словом называются люди, которые выращивают хлеб на полях.

Правильно, это хлеборобы.

3. Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
(Колос)

Логопед раздает детям по одному засушенному колоску. Дети рассматривают колоски и слушают маленький рассказ.

“ВСЕ ЗДЕСЬ ”.

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев там видимо-невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а что тут растет?

- Хлеб, внученька.

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

Я.Тайц.

? Почему бабушка сказала, что “все здесь”? Что она имела в виду? Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и каша . Активизируя мышление детей, логопед подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная, пшеничная тоже пришла к нам из поля.

4. Пальчиковая гимнастика “КАША”

Каша в поле росла, - дети “шевелят” пальцами как колосками,
К нам в тарелку пришла - пальчики “идут” по столу,
Всех друзей угостим, - указательным пальцем правой руки крутят
По тарелке дадим по ладошке левой,
Птичке-невеличке - загибают мизинец,
Воробью, синичке - безымянный и средний
Зайцу и матрешке - указательный и большой пальцы,
Всем дадим по ложке - раскрывают ладошку.

5. Отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб).

Подобрать родственные слова к слову хлеб.

Превратим односложное слово в 2-х и 3-х - сложные слова.

Дидактическая игра “Рассели слова по этажам”.

- Как называется посуда, в которую кладут хлеб? - Хлебница.

Сколько слогов в этом слове? Правильно, три, значит, слово поселим на третий этаж.

Аналогично работаем со словами хлебушек, хлебороб, хлебушко, хлебец.

Работаем со словом хлеб в контексте предложения.

  • Я знаю пословицу о ……… . (хлебе)
  • Мама купила свежий ………. .
  • Дети едят суп с ………. .
  • Вася пошел в булочную за ……. .
  • У нас дома нет……. .
  • Я не люблю есть без …… .

Подобрать к слову хлеб определения, которые сказали бы нам о том, какой он.

Дети дают ответ, а логопед подтверждает их загадкой из п. 5.

6. Логопед вывешивает на доске плакат с изображением колоса, мешка с мукой, хлебобулочными изделиями и предлагает детям самим сделать вывод

откуда хлеб пришел

ПОЛЕ МЕЛЬНИЦА ПЕКАРНЯ
КОЛОС МУКА ХЛЕБ
ХЛЕБОРОБ МЕЛЬНИК ПЕКАРЬ

Вывод: Хлеб пришел из поля.

? На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия, изображенные на нашем плакате?

7. Логопед предлагает детям выложить у себя на партах колос и мельничку из палочек. Образец схематичного изображения вывешивается на доске. Затем дети заучивают наизусть

Мельница крыльями машет вдали,
Будет мука, чтобы хлеб испекли.

8. Физминутка “Золотая рожь”.

Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колосья шумят:
“Золотые руки растят”.
Е.Серова

9. Отгадайте загадки

Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)

 На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Бублики).

Послушайте четверостишие:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким

? Как вы понимаете слово лелеют?

Логопед помогает детям понять семантику слова.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Что мы сегодня узнали о хлебе? Откуда он к нам пришел? Так почему же хлеб всему голова?

Сегодня самые активные, самые сообразительные, самые внимательные будут кормить нашего “Обжору” не клубникой, как обычно, а вот чем:

Маленькое, сдобное, колечко съедобное,
Я одна его не съем,
По кусочку хватит всем. Так чем же? (Баранками)

Дети бросают баранки в игрушку, имитирующую “Обжору”.

Использованная литература.

  1. А.Н.Корнев, “Нарушения чтения и письма у детей”, Санкт-Петербург, 2003.
  2. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина, “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
  3. Н.В.Нищева, “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”, Санкт-Петербург, 2003.