Урок литературного чтения во 2-м классе "Басня И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок знакомства с новым произведением.

Оборудование:

  • Учебная литература: основной учебник.
  • Наглядные пособия: портрет И.А. Крылова; иллюстрации – лебедь, щука, рак, иллюстрация к басне.

Цель урока: усвоение всех компонентов содержания басни “Лебедь, рак и щука” и углубление понимания специфики этого литературного жанра.

Задачи урока:

1. Расширить представления учащихся о басне как виде эпической поэзии и закрепить знания о жанровых признаках басни;

2. Работать над усвоением конкретного содержания, иносказания и морали басни;

3. Развивать умение правильного чтения текста произведения;

4. Учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных высказываний и всего текста;

5. Тренировать учащихся в скорости чтения.

План урока

1.Оргмомент.

Учитель:

- Какие жанры литературных произведений вы знаете?

(Сказки, рассказы, стихотворения, басни).

- Кто пишет рассказы? (Писатель);

- Кто сочиняет стихотворения? (Поэт);

- Кто пишет басни? (Баснописец).

2. Подготовительная работа.

Рассказ об авторе басни.

Учитель:

Посмотрите, у меня на доске портрет И.А. Крылова, известного баснописца. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Родился он в 1769 году в Твери. В 9 лет у него умер отец. Семья бедствовала. Еще совсем мальчиком Ваня начал работать в канцелярии. Потом перебрался в Петербург, стал мелким чиновником казенной палаты. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французские языки. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире и согласии. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Басни “дедушки Крылова” мы знаем и читаем без всяких затруднений, а ведь они написаны более ста лет назад.

3. Знакомство с темой урока.

Учитель: Сегодня я вас познакомлю с басней И.А. Крылова “ Лебедь, рак и щука”.

(Беседа о повадках животных – действующих лиц басни).

Учитель:

- На доске иллюстрации, на которых изображены – лебедь, рак и щука.

- Это герои басни. Что общего между ними?

(Живут в воде. Лебедь – водоплавающая птица.)

4. Предварительная словарная работа.

- Что обозначают слова – “согласье”, “поклажа”?

Чтение басни учителем.

Беседа, включающая вопросы эмоционально-оценочного и тематического характера.

Учитель:

- Понравилась вам басня? Что заставило вас улыбнуться? ( Какие глупые герои – тянули воз в разные стороны.)

- Каким был ваш смех? (Добрым, не злым).

Чтение басни “по цепочке”.

Физкультминутка.

На внимание.

Когда говорю слово “лебедь”, дети машут крыльями, когда слово “ рак” – дети пятятся назад, а когда “щука” – изображают плавающую рыбу.

5. Анализ содержания басни.

Учитель:

- Что узнали из басни? Что поняли?

- Как вы думаете, случайно ли автор подобрал именно этих героев?

- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти?

(Это слово “товарищи”).

Выборочное чтение.

Учитель:

- Прочитайте, про какой случай написал Крылов .

“Однажды…”

- Что собрались делать герои басни?

(“Везти с поклажей …”).

Стилистический анализ текста.

Учитель:

- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?

- “Лебедь рвется в облака” Он стремительный, упрямый.

- “Рак пятится назад”. Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.

- “А щука тянет в воду”. Она упрямо делает свое дело.

- Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.

- А какими словами автор описал их усердие?

(“Из кожи лезут вон”).

Учитель:

- Как вы думаете, кого автор имеет в виду, рассказывая про этих героев?

- Скажите, а в жизни могут случиться такие ситуации?

- Может, кто-то был свидетелем такой ситуации?

(Ответы детей).

Вторичный синтез.

Учитель открывает иллюстрацию на доске.

- Посмотрите на иллюстрацию. Какие строчки к ней подходят?

(Дети выбирают из текста и читают то, что на их взгляд больше подходят к иллюстрации).

- Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

- Теперь кто-нибудь из вас прочитает басню.

Сильные ученики еще раз читают басню, но без морали.

Учитель:

- Какое отношение вызвали у вас герои?

(Жалко, что они не смогли договориться. Если они друзья, то все надо делать дружно).

- Как автор относится к героям басни?

(Он сожалеет, что в товарищах нет согласия).

- Как вы считаете, для чего и зачем написана басня?

(Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки).

- Давайте найдем мораль – главную часть басни.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

(Дети выразительно читают мораль басни).

Учитель открывает запись на доске.

На доске: Да только воз и ныне там.

- Это выражение стало “крылатым”. Когда так говорят?

(Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается.)

6. Итог урока.

- Какая же главная мысль басни?

7. Домашнее задание.

- Читать басню выразительно. Прочитать еще две любые басни и выделить мораль.