Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
Оборудование:
- Учебная литература: основной учебник.
- Наглядные пособия: портрет И.А. Крылова; иллюстрации – лебедь, щука, рак, иллюстрация к басне.
Цель урока: усвоение всех компонентов содержания басни “Лебедь, рак и щука” и углубление понимания специфики этого литературного жанра.
Задачи урока:
1. Расширить представления учащихся о басне как виде эпической поэзии и закрепить знания о жанровых признаках басни;
2. Работать над усвоением конкретного содержания, иносказания и морали басни;
3. Развивать умение правильного чтения текста произведения;
4. Учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных высказываний и всего текста;
5. Тренировать учащихся в скорости чтения.
План урока
1.Оргмомент.
Учитель:
- Какие жанры литературных произведений вы знаете?
(Сказки, рассказы, стихотворения, басни).
- Кто пишет рассказы? (Писатель);
- Кто сочиняет стихотворения? (Поэт);
- Кто пишет басни? (Баснописец).
2. Подготовительная работа.
Рассказ об авторе басни.
Учитель:
Посмотрите, у меня на доске портрет И.А. Крылова, известного баснописца. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Родился он в 1769 году в Твери. В 9 лет у него умер отец. Семья бедствовала. Еще совсем мальчиком Ваня начал работать в канцелярии. Потом перебрался в Петербург, стал мелким чиновником казенной палаты. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французские языки. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире и согласии. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Басни “дедушки Крылова” мы знаем и читаем без всяких затруднений, а ведь они написаны более ста лет назад.
3. Знакомство с темой урока.
Учитель: Сегодня я вас познакомлю с басней И.А. Крылова “ Лебедь, рак и щука”.
(Беседа о повадках животных – действующих лиц басни).
Учитель:
- На доске иллюстрации, на которых изображены – лебедь, рак и щука.
- Это герои басни. Что общего между ними?
(Живут в воде. Лебедь – водоплавающая птица.)
4. Предварительная словарная работа.
- Что обозначают слова – “согласье”, “поклажа”?
Чтение басни учителем.
Беседа, включающая вопросы эмоционально-оценочного и тематического характера.
Учитель:
- Понравилась вам басня? Что заставило вас улыбнуться? ( Какие глупые герои – тянули воз в разные стороны.)
- Каким был ваш смех? (Добрым, не злым).
Чтение басни “по цепочке”.
Физкультминутка.
На внимание.
Когда говорю слово “лебедь”, дети машут крыльями, когда слово “ рак” – дети пятятся назад, а когда “щука” – изображают плавающую рыбу.
5. Анализ содержания басни.
Учитель:
- Что узнали из басни? Что поняли?
- Как вы думаете, случайно ли автор подобрал именно этих героев?
- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти?
(Это слово “товарищи”).
Выборочное чтение.
Учитель:
- Прочитайте, про какой случай написал Крылов .
“Однажды…”
- Что собрались делать герои басни?
(“Везти с поклажей …”).
Стилистический анализ текста.
Учитель:
- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?
- “Лебедь рвется в облака” Он стремительный, упрямый.
- “Рак пятится назад”. Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.
- “А щука тянет в воду”. Она упрямо делает свое дело.
- Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.
- А какими словами автор описал их усердие?
(“Из кожи лезут вон”).
Учитель:
- Как вы думаете, кого автор имеет в виду, рассказывая про этих героев?
- Скажите, а в жизни могут случиться такие ситуации?
- Может, кто-то был свидетелем такой ситуации?
(Ответы детей).
Вторичный синтез.
Учитель открывает иллюстрацию на доске.
- Посмотрите на иллюстрацию. Какие строчки к ней подходят?
(Дети выбирают из текста и читают то, что на их взгляд больше подходят к иллюстрации).
- Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?
- Теперь кто-нибудь из вас прочитает басню.
Сильные ученики еще раз читают басню, но без морали.
Учитель:
- Какое отношение вызвали у вас герои?
(Жалко, что они не смогли договориться. Если они друзья, то все надо делать дружно).
- Как автор относится к героям басни?
(Он сожалеет, что в товарищах нет согласия).
- Как вы считаете, для чего и зачем написана басня?
(Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки).
- Давайте найдем мораль – главную часть басни.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
(Дети выразительно читают мораль басни).
Учитель открывает запись на доске.
На доске: Да только воз и ныне там.
- Это выражение стало “крылатым”. Когда так говорят?
(Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается.)
6. Итог урока.
- Какая же главная мысль басни?
7. Домашнее задание.
- Читать басню выразительно. Прочитать еще две любые басни и выделить мораль.