Цель: выявить эмоциональное отношение школьников к разным профессиям, по возможности, подкорректировать это отношение.
Задачи:
- Повысить уровень ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий.
- Смоделировать ситуацию, способствующую заинтересованности в выборе профиля обучения
- Определить профили востребованные учащимися
Предполагаемый результат:
- Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов
- Повышение познавательной активности и интереса учащихся
- Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия
- Получить информацию о классе в целом и об отдельных учащихся по дальнейшему выбору образования.
Сюжетная канва: игровая оболочка
Тип сюжета: реальный
Условия проведения:класс.
Методическое обеспечение:
Классная доска, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска.
Время на игру и на обсуждение:
1-1,5 часа в зависимости от уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника. Обсуждение 10-15 минут.
Участники:
- Возраст – 15-17 лет (9-11 классы).
- Размер группы – группа до 30 человек.
- В качестве ведущих участвуют 2 взрослых.
- Ведущий – психолог.
- Наблюдатель и помощник – классный руководитель. Помощником может быть организатор или социальный педагог.
Форма обсуждения:
Игра обсуждается в кругу. Дети отвечают на вопросы психолога:
- Что вы чувствовали, выполняя задание на этапе...
- Когда было сложно выполнять задания?
- Чему научила игра?
ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от уровня развития группы ведущий может увеличить или уменьшить число возможностей продолжать игру после ошибки.
Подробный сценарий игры (с указанием каждого этапа)
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. | 5 | Приветствие. Все участники сидят в
классе. Ведущий. Традиционноеприветствие мы проведем сегодня под девизом “Твое будущее”. Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру по группенебольшой прогноз на будущее. Например, “Здравствуй, Саша, я рад тебя видеть, я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым” и т.д. |
Создание атмосферы положительного настроя. | |
2. | 5 | Ведущий. Вы находитесь сейчас на
таком возрастном этапе, когда встает вопрос о
необходимости профессионального
самоопределения. Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся) Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям. На нашем занятии “Ассоциации ” вы попытаетесь спрогнозировать цели и свою деятельность в будущей профессии. |
Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса. | |
3. | 3 | Ведущий.Для работы нам необходимо рассмотреть правила. | ||
4. | 3 | Установка и правила игры. Ведущий. Выбранные 3 человека выйдут из класса, а ребята в классе загадают какую-либо профессию. Потом войдут ребята и попробуют угадать её с помощью ассоциативных вопросов. Например: “какого цвета эта профессия?”, “На какую мебель похожа?” и т.д. Комментарий: Опыт показывает, что не все учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию “врач-терапевт” и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах- что то связанное со спиртом(лекарство- слишком наводящий ответ), мебель- стеклянный шкаф или кушетка. |
Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). | Классная доска, мел, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска. |
5. | 3 | Ведущий даёт инструкцию отгадывающим: “Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Вы выходите в коридор и в течение 2-3 минут продумываете свои вопросы. Когда будите задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаёте. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию”. | Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность). | |
6. | 1 | Задание группе. 3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию. |
||
7. | 7 | Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы- ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры. | ||
8. | 1 | Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске), ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными. | Классная доска, мел, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска. | |
9. | 15 | Отгадывающие называют свои варианты
ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с
угаданной профессией. Право определить, отгадали
школьники профессию или нет, должно быть
представлено классу. Однако окончательно этот
вопрос решается после обсуждения. Загаданная
профессия, естественно, называется. Обсуждение: Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, обосновать его. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл. |