Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследования предметов.
Возрастная категория: подготовительная группа детского сада.
Тема: “Дикие животные”.
Задачи:
1. Уточнять и расширять представления детей о диких животных.
2. Учить классифицировать диких животных по месту их проживания.
3. Закрепить умение узнавать и называть животных в различных модальностях (цветные и контурные изображения) и при помощи осязания.
4. Учить узнавать животных в динамике.
5. Закрепить умение выкладывать предметы по величине в порядке убывания.
6. Развивать прослеживающую функцию глаз и зрительное внимание.
7. Активизировать речь детей:
- за счет более точного описания частей животных;
- за счет объяснения ребенком способа решения поставленной задачи.
Оборудование:
- фронтальный фланелеграф для демонстрации дидактических материалов (в соответствии с приложениями 1, 9);
- индивидуальные фланелеграфы;
- индивидуальные подставки для карточек;
- указка со снежинкой для проведения зрительной гимнастики (в соответствии с приложением 4);
- два “волшебных” ящика с фигурками диких животных для осязательного обследования (в соответствии с приложением 6);
- техническое средство для воспроизведения аудиозаписи (приложение 7) для проведения физкультминутки;
- дидактические материалы для каждого ребенка (в соответствии с приложениями 2, 3, 5, 8).
Ход занятия
Педагог: Однажды Малыш сидел у себя в комнате на подоконнике совсем один и грустил. Он мечтал о щенке. (Приложение 1) Вдруг в распахнутое окно влетел Карлсон. (Приложение 1) “Спокойствие, только спокойствие! – сказал он. – Кто на свете самый лучший увеселитель, рассмешитель и развлекатель грустных Малышей? Конечно же, я, Карлсон!” Малыш и Карлсон уселись на подоконник и начали рассматривать новую книгу, которую Малышу подарила мама.
Давайте мы тоже полистаем эту книгу. Переверните карточку. (Приложение 2) Догадайтесь по картинкам, о ком в ней рассказывается?
Дети: О животных.
Педагог: О каких животных: диких или домашних?
Дети: О диких.
Педагог: Назовите их, начиная с верхнего животного. (Дети называют.)
Педагог: Малыш и Карлсон узнали, что одни животные водятся только там, где жарко, то есть в жарких странах, другие – в средней полосе, третьи – только там, где холодно, то есть на Севере.
Рассмотрите внимательно рисунки и назовите животных жарких стран. (Дети называют.)
Назовите животных, живущих в нашей местности. (Дети называют.)
Назовите животных, живущих на Севере. (Дети называют.)
Педагог: С правой стороны карточки – условные обозначения местности, в которой проживают животные. Как вы думаете, какие страны обозначает первый значок? (Жаркие страны.)
Второй значок? (Среднюю полосу.)
Третий значок? (Северные страны.)
Соедините животных дорожками с местностью, в которой они проживают. Чтобы дорожки получились ровными, необходимо сначала отметить точками нужное животное и местность, а затем слева направо провести дорожку. (Дети выполняют.)
Педагог: Молодцы! Уберите карточки на край стола.
В книге, которую читали Малыш и Карлсон, рассказывалось о том, как хорошо животные могут прятаться.
Посмотрите внимательно на карточки. Кто прячется среди травы? (Приложение 3)
Дети: Тигр.
Педагог: Возьмите указку и обведите тигра по предполагаемому контуру. (Дети выполняют.) Переверните карточку. Кто прячется среди камней?
Дети: Белый медведь.
Педагог: Возьмите указку и обведите медведя по предполагаемому контуру. (Дети выполняют.) Положите карточку на угол стола.
Педагог: Там, где живут белые медведи, много снега и льда. Давайте мы с вами, как и они, поиграем со снежинкой. (Приложение 4) (Зрительная гимнастика. Дети прослеживают глазами за движениями снежинки.)
Мы, белые снежинки (движение вверх),
Летим, летим, летим (движение вниз).
Дорожки и тропинки (движение вправо)
Мы все запорошим (движение влево).
Покружимся над садом
В холодный день зимы (движение по большому кругу)
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы (движение сверху вниз).
Педагог: Перевернув следующую страницу книги, Малыш и Карлсон увидели еще более интересную картинку. Возьмите следующую карточку на ваших фланелеграфах и посмотрите, что же так удивило наших друзей. (Приложение 5)
- Назовите животных, которые здесь изображены.
- Сосчитайте, сколько слонов.
- Сколько медведей?
- Кто остался один?
- Где расположен слон, который призывно трубит?
- Где находится слон, который идет домой?
- А где слон на шаре?
Педагог: Малышу и Карлсону так понравились все животные, о которых рассказывалось в книге, что они решили посмотреть на них вживую и отправились в зоопарк.
Давайте и мы прогуляемся вместе с нашими героями. (Дети выходят из-за столов.)
Педагог: В зоопарке Малыш и Карлсон долго стояли у одного вольера, в которой находились животные с красивыми рогами, и долго спорили, как они называются. Вы, конечно, догадываетесь, что это были лось и олень.
Давайте поможем Малышу и Карлсону разобраться. В этих волшебных ящичках лежат олени, лоси и другие животные. (Приложение 6)
Попробуйте достать лося. (Дети по очереди с помощью осязания определяют нужных животных.) Как вы догадались?
А вы достаньте оленя. Как вы догадались, что это именно олень?
Педагог: В зоопарке было очень весело и интересно, Карлсон и Малыш веселились и играли, давайте и мы вместе с ними поиграем. (Приложение 7) (Физкультминутка под детскую песню “У оленя дом большой”).
У оленя (перекрещивание кистей рук с растопыренными пальцами над головой) дом большой (описывание руками широкого круга),
Он глядит в свое окошко (руки на поясе, небольшой наклон корпуса вперед).
Зайка по лесу бежит (легкие прыжки),
В дом к нему стучит:
“Тук-тук (имитация стука правой рукой), дверь открой (имитация стука левой рукой),
Там, в лесу (руки на поясе, поворот корпуса вправо), охотник злой (руки на поясе, поворот корпуса влево)!”
“Зайка, зайка, забегай (легкие прыжки),
Лапу мне давай (вытягивание рук вперед ладонями вверх)!”
Педагог: Гуляя по зоопарку, Малыш и Карлсон обратили внимание на то, что для крупных животных сделаны большие клетки и вольеры, а если животные мелкие, то и клетки для них сделаны гораздо меньшего размера.
Давайте и мы с вами попробуем подобрать домики-клетки для животных, чтобы им было удобно и комфортно.
Переверните карточку на фланелеграфе. (Приложение 8)
- Назовите животных, которых вы видите в первом ряду.
- Во втором ряду.
- Как вы думаете, кто из этих животных самый большой?
- Кто поменьше? и т.д.
Давайте приготовим для них клетки-домики. (Выдаем желтые дорожки.)
Разложите клетки на желтые дорожки слева направо, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. Положите карточку перед собой на стол.
Итак, как вы сказали, самое большое из этих животных – это слон. Подберите для него домик.
- Следующая клетка для кого? (Для лося.)
- Клетка поменьше будет для какого животного? (Для медведя.)
- Расставьте оставшиеся клетки-домики в соответствии с размерами животных.
Педагог: Уставшие, но довольные, Малыш и Карлсон вернулись домой и решили нарисовать такого зверя, который им обоим понравился.
Переверните карточку и посмотрите, что у них получилось. (Приложение 9)
Отгадайте, о каких животных они думали, когда рисовали этого зверя?
- Чья голова?
- Чьи передние ноги?
- Чьи задние ноги? и т.д.
Педагог: Ребята, вам понравилось путешествовать вместе с Малышом и Карлсоном?
- Что из путешествия запомнилось больше всего?
- Какие задания вызвали трудности?
Спасибо за работу! Молодцы! До свидания!