Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследования предметов.

Возрастная категория: подготовительная группа детского сада.

Тема: “Дикие животные”.

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления детей о диких животных.

2. Учить классифицировать диких животных по месту их проживания.

3. Закрепить умение узнавать и называть животных в различных модальностях (цветные и контурные изображения) и при помощи осязания.

4. Учить узнавать животных в динамике.

5. Закрепить умение выкладывать предметы по величине в порядке убывания.

6. Развивать прослеживающую функцию глаз и зрительное внимание.

7. Активизировать речь детей:

- за счет более точного описания частей животных;
- за счет объяснения ребенком способа решения поставленной задачи.

Оборудование:

  • фронтальный фланелеграф для демонстрации дидактических материалов (в соответствии с приложениями 1, 9);
  • индивидуальные фланелеграфы;
  • индивидуальные подставки для карточек;
  • указка со снежинкой для проведения зрительной гимнастики (в соответствии с приложением 4);
  • два “волшебных” ящика с фигурками диких животных для осязательного обследования (в соответствии с приложением 6);
  • техническое средство для воспроизведения аудиозаписи (приложение 7) для проведения физкультминутки;
  • дидактические материалы для каждого ребенка (в соответствии с приложениями 2, 3, 5, 8).

Ход занятия

Педагог: Однажды Малыш сидел у себя в комнате на подоконнике совсем один и грустил. Он мечтал о щенке. (Приложение 1) Вдруг в распахнутое окно влетел Карлсон. (Приложение 1) “Спокойствие, только спокойствие! – сказал он. – Кто на свете самый лучший увеселитель, рассмешитель и развлекатель грустных Малышей? Конечно же, я, Карлсон!” Малыш и Карлсон уселись на подоконник и начали рассматривать новую книгу, которую Малышу подарила мама.

Давайте мы тоже полистаем эту книгу. Переверните карточку. (Приложение 2) Догадайтесь по картинкам, о ком в ней рассказывается?

Дети: О животных.

Педагог: О каких животных: диких или домашних?

Дети: О диких.

Педагог: Назовите их, начиная с верхнего животного. (Дети называют.)

Педагог: Малыш и Карлсон узнали, что одни животные водятся только там, где жарко, то есть в жарких странах, другие – в средней полосе, третьи – только там, где холодно, то есть на Севере.

Рассмотрите внимательно рисунки и назовите животных жарких стран. (Дети называют.)

Назовите животных, живущих в нашей местности. (Дети называют.)

Назовите животных, живущих на Севере. (Дети называют.)

Педагог: С правой стороны карточки – условные обозначения местности, в которой проживают животные. Как вы думаете, какие страны обозначает первый значок? (Жаркие страны.)

Второй значок? (Среднюю полосу.)

Третий значок? (Северные страны.)

Соедините животных дорожками с местностью, в которой они проживают. Чтобы дорожки получились ровными, необходимо сначала отметить точками нужное животное и местность, а затем слева направо провести дорожку. (Дети выполняют.)

Педагог: Молодцы! Уберите карточки на край стола.

В книге, которую читали Малыш и Карлсон, рассказывалось о том, как хорошо животные могут прятаться.

Посмотрите внимательно на карточки. Кто прячется среди травы? (Приложение 3)

Дети: Тигр.

Педагог: Возьмите указку и обведите тигра по предполагаемому контуру. (Дети выполняют.) Переверните карточку. Кто прячется среди камней?

Дети: Белый медведь.

Педагог: Возьмите указку и обведите медведя по предполагаемому контуру. (Дети выполняют.) Положите карточку на угол стола.

Педагог: Там, где живут белые медведи, много снега и льда. Давайте мы с вами, как и они, поиграем со снежинкой. (Приложение 4) (Зрительная гимнастика. Дети прослеживают глазами за движениями снежинки.)

Мы, белые снежинки (движение вверх),
Летим, летим, летим (движение вниз).
Дорожки и тропинки (движение вправо)
Мы все запорошим (движение влево).
Покружимся над садом
В холодный день зимы (движение по большому кругу)
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы (движение сверху вниз).

Педагог: Перевернув следующую страницу книги, Малыш и Карлсон увидели еще более интересную картинку. Возьмите следующую карточку на ваших фланелеграфах и  посмотрите, что же так удивило наших друзей. (Приложение 5)

  1. Назовите животных, которые здесь изображены.
  2. Сосчитайте, сколько слонов.
  3. Сколько медведей?
  4. Кто остался один?
  5. Где расположен слон, который призывно трубит?
  6. Где находится слон, который идет домой?
  7. А где слон на шаре?

Педагог: Малышу и Карлсону так понравились все животные, о которых рассказывалось в книге, что они решили посмотреть на них вживую и отправились в зоопарк.

Давайте и мы прогуляемся вместе с нашими героями. (Дети выходят из-за столов.)

Педагог: В зоопарке Малыш и Карлсон долго стояли у одного вольера, в которой находились животные с красивыми рогами, и долго спорили, как они называются. Вы, конечно, догадываетесь, что это были лось и олень.

Давайте поможем Малышу и Карлсону разобраться. В этих волшебных ящичках лежат олени, лоси и другие животные. (Приложение 6)

Попробуйте достать лося. (Дети по очереди с помощью осязания определяют нужных животных.) Как вы догадались?

А вы достаньте оленя. Как вы догадались, что это именно олень?

Педагог: В зоопарке было очень весело и интересно, Карлсон и Малыш веселились и играли, давайте и мы вместе с ними поиграем. (Приложение 7) (Физкультминутка под детскую песню “У оленя дом большой”).

У оленя (перекрещивание кистей рук с растопыренными пальцами над головой) дом большой (описывание руками широкого круга),

Он глядит в свое окошко (руки на поясе, небольшой наклон корпуса вперед).

Зайка по лесу бежит (легкие прыжки),

В дом к нему стучит:

“Тук-тук (имитация стука правой рукой), дверь открой (имитация стука левой рукой),

Там, в лесу (руки на поясе, поворот корпуса вправо), охотник злой (руки на поясе, поворот корпуса влево)!”

“Зайка, зайка, забегай (легкие прыжки),

Лапу мне давай (вытягивание рук вперед ладонями вверх)!”

Педагог: Гуляя по зоопарку, Малыш и Карлсон обратили внимание на то, что для крупных животных сделаны большие клетки и вольеры, а если животные мелкие, то и клетки для них сделаны гораздо меньшего размера.

Давайте и мы с вами попробуем подобрать домики-клетки для животных, чтобы им было удобно и комфортно.

Переверните карточку на фланелеграфе. (Приложение 8)

  • Назовите животных, которых вы видите в первом ряду.
  • Во втором ряду.
  • Как вы думаете, кто из этих животных самый большой?
  • Кто поменьше? и т.д.

Давайте приготовим для них клетки-домики. (Выдаем желтые дорожки.)

Разложите клетки на желтые дорожки слева направо, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. Положите карточку перед собой на стол.

Итак, как вы сказали, самое большое из этих животных – это слон. Подберите для него домик.

  • Следующая клетка для кого? (Для лося.)
  • Клетка поменьше будет для какого животного? (Для медведя.)
  • Расставьте оставшиеся клетки-домики в соответствии с размерами животных.

Педагог: Уставшие, но довольные, Малыш и Карлсон вернулись домой и решили нарисовать такого зверя, который им обоим понравился.

Переверните карточку и посмотрите, что у них получилось. (Приложение 9)

Отгадайте, о каких животных они думали, когда рисовали этого зверя?

  • Чья голова?
  • Чьи передние ноги?
  • Чьи задние ноги? и т.д.

Педагог: Ребята, вам понравилось путешествовать вместе с Малышом и Карлсоном?

  • Что из путешествия запомнилось больше всего?
  • Какие задания вызвали трудности?

Спасибо за работу! Молодцы! До свидания!