Реализация ФГОС во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования был утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. Он включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы и к условиям её реализации. Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего (полного) общего, основного общего образования.

Одним из направлений стандарта является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, поэтому, разрабатывая программу по “Основам духовно-нравственной культуры” для 5б класса, реализуя её на внеурочной деятельности, я остановилась на темах, позволяющих воспитывать внутреннюю и внешнюю культуру поведения учащихся, ориентируясь на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений. Цель работы на занятиях во внеурочной деятельности достигается решением следующих задач:

  • вооружить учащихся определённым кругом знаний моральных норм, принципов, критериев, регулирующих отношения между людьми;
  • выработать у учащихся умение понимать и оценивать поступки людей и их мотивы;
  • учить детей способности встать на позицию другого человека и соотнести свои действия с действиями других;
  • сформировать нравственные убеждения и чувства обучающихся.

Всему этому посвящается ряд занятий по следующим темам: добро и зло, дружба, великодушие и равнодушие, любовь и милосердие, смелость, совесть, счастье и т.д. При изучении каждой темы дети делают записи в специально заведенных тетрадях по этому предмету. Поскольку это внеурочная деятельность, записи делаются не в общепринятой традиционной форме, т.е. только синяя паста, соблюдение орфографического режима, - в записях ребята чередуют разные цвета пасты, карандашей, используют цветные вклейки, выделяют цветом вывод, к которому приходят или коллективно, или индивидуально. Каждое занятие содержит комплекс игр, упражнений, тренингов, творческих заданий.

Например, изучая тему “добро и зло”, можно использовать русские народные сказки и сыграть в игру “Измени сказку”: зачитывается, например, отрывок из сказки “Колобок”, и когда герой совершает поступок, который открывает возможность совершения зла, ребята должны назвать качество характера героя, порождающее зло, затем поменять его на противоположное и придумать окончание сказки с положительным героем. По ходу игры оформляется таблица, показывающая противопоставление качеств, порождающих зло и противостоящих злу: хвастовство —> скромность, трусость —> храбрость и т.д. Тему “Дружба” целесообразно изучать, анализируя сказку Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Рассказы Сухомлинского и притчи помогают глубже изучить такие темы, как “Великодушие и равнодушие”, “Миролюбие”.

На занятиях широко используется классическая музыка, например, при изучении темы “Счастье” “Вальс цветов” из балета Чайковского “Щелкунчик”.

Так как стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся, следует воспитывать в детях активность и заинтересованность в познании мира, в осознании ценности труда и творчества. Именно поэтому во внеурочной деятельности приобретает особую важность предмет “Уроки театра”. На занятиях по этому предмету ребёнок учится постигать окружающий мир и взаимоотношения между людьми посредством навыков сценического искусства, проще сказать, учится выразительно говорить и читать, участвовать в ролевых играх и различного рода инсценировках. Самый благодатный материал для инсценирования пятиклассниками – это басни И.А. Крылова, сказки. Примером ролевой игры может служить ситуация, которая создаётся, когда, например, требуется уговорить человека сделать то, что он не хочет делать (это тема “Соблазн”) или же представить себя в роли продавца аптеки “Волшебные шары” из повести В. Каверина и рекламировать какое-либо лекарство от человеческих пороков: лени, зависти или глупости. С особым энтузиазмом дети работают в группах, создавая инсценировки по литературным произведениям, прочитанным на уроках, при этом формируются читательские вкусы и пристрастия, и вместе с этим устанавливаются особые доверительные взаимоотношения как с одноклассниками, так и со старшим наставником, потому что рождаются эти основы доверия в процессе творчестве.

Эпиграфом всей работы по внеурочной деятельности я бы назвала слова Ф.М. Достоевского “Красота спасёт мир”. Мне бы очень хотелось, чтобы мои ученики умели видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать, какое огромное значение имеет её отражение в произведениях искусства. Поэтому после уроков очень часто мы встаём из-за парт и окунаемся в совершенно иной мир, другую атмосферу. С этой целью мы на протяжении учебного года посещаем экспозиции в выставочном зале Союза художников РБ на ул. Революционной, Краеведческий музей, Дом-музей С.Т. Аксакова, музей им. Нестерова. В выставочном зале мы познакомились с экспозициями картин “Образ Шурале в творчестве художников Башкортостана” (сентябрь), творчество Дамира Ишемгулова (октябрь), “Родной Урал” (декабрь), творчество выпускников и учащихся института искусств РБ (февраль), выставка акварели В.Н. Лесина (март). Дети на каждую выставку идут с конкретным заданием: познакомиться с экспозицией, выбрать одну из наиболее понравившихся картин и рассказать о ней по заранее данному плану. Таким образом каждая экскурсия превращается в своеобразный творческий отчёт, который каждый из учеников сдаёт мне или в устной, или в письменной форме. В краеведческом музее мы с огромным удовольствием посмотрели картины художника Алексея Храмова, а затем на занятиях почитали отрывки из книги сына художника, Петра Храмова, которая называется “Инок” и посвящена нашему родному городу Уфе. В музее им. Нестерова мы любовались произведениями живописи известных русских мастеров 19 века и изучали старинные предметы быта, представленные там. А музей С.Т. Аксакова в прямом смысле слова стал для нас родным домом. В 1-м полугодии мы посетили выставки: “Отечественная война 1812 года”, “Авторские куклы”, “Рождество”, а со 2-го полугодия стали участниками программы “В гостях у Серёжи Аксакова”. Старейшие работники музея Г.О. Иванова и Т.Е. Петрова проводят с нашими учениками занятия, к которым мы целенаправленно готовимся в школе: подбираем материал, костюмы, учим стихи, разучиваем литературные композиции и танцы. В январе состоялось 1-е занятие “Я иду в музей”, ребятам подарили специальные альбомы с эмблемой музея, был проведён конкурс на лучшее оформление его обложки. 1-е место занял Вардаков. В марте было проведено игровое занятие “Масленица”, на котором мы много играли, пели, танцевали и читали стихи, а в конце торжественно сожгли чучело Масленицы, предварительно напившись чаю с блинами. На этом занятии присутствовали родители многих учеников, они не только накрыли стол для детей и напекли блинов, но и приняли непосредственное участие в ходе праздника. Поэтому мероприятие проходило в совершенно особой семейной атмосфере.

На занятии “Игры в девичьей” девочки учились шить на ткацком станке, а мальчики учились плести ремешки, которые в 19-м веке крестьяне называли “плётка” и использовали в одежде и каждый мальчик унёс домой такой ремешок, сделанный своими руками, а каждая девочка – куклу, выполненную из кусочков ткани. 4-е занятие на тему “Быт и нравы русского дворянства 19 века” состоялось 30 апреля, в ходе занятия мы в голубой гостиной поговорили о моде 19 века, а затем в большой гостиной исполнили полонез, выучили движения русского марша и испанского вальса, причём девочки нарядились в специальные бальные платья в стиле “ампир”, а мальчики были в жилетах, которые в своё время очень любила дворянская молодёжь.

5-е занятие планируется в июне и будет выездным: мы хотим посетить загородную усадьбу Аксаковых Кияшки, поиграть в различные игры на свежем воздухе, в которые любил играть маленький Серёжа Аксаков.

Вся эта работа очень важна для того, чтобы дети хорошо знали свои исторические корни, с уважением относились к издавна сложившимся традициям, чтобы хорошо представляли себе, когда, почему и при каких обстоятельствах родился тот или иной концепт, без которого немыслима наша сегодняшняя повседневная жизнь. Постигая прошлое наших предков, мы познаём самих себя, пытаемся найти своё место в многообразии окружающего мира. Видя прекрасное рядом с нами, мы учимся искать и находить его в себе самих. Именно так формируется любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям, что и является основой стандарта основного общего образования.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что за учебный год дети многому научились и многого достигли, именно благодаря внеурочной деятельности: в классе уверенно формируется коллектив, имеющий своё лицо, свои традиции, свой позитивный микроклимат, усиливаются понятия самооценки и общественного мнения, основанные на формировании осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Дети стали лучше говорить, выражать свои мысли, умеют согласованно выполнять задания, управлять своим вниманием, активизировать свою творческую фантазию. Всё это плюсы реализации ФГОС во внеурочной деятельности.

Минусами является непродуманность, отсутствие материальной базы (нет бассейна, тренажёрного зала, читального зала, кинозала, т.е. актового зала), нет возможности переключиться, поменять вид деятельности, расслабиться. Минусом является непонимание родителями сути реализации ФГОС, упрёки в том, что детей долго держат в школе.

Приложение.